Меню

Тип развития собаки прямое или непрямое

Тип развития собаки прямое или непрямое

Прочитайте текст и выполните задание

ПРЯМОЕ И НЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Прямое развитие происходит без превращений. В этом случае вновь появившийся на свет организм отличается от взрослой особи только размерами, пропорциями и недоразвитием некоторых органов. Такое развитие наблюдается у ряда насекомых, рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Так, из икринки рыбы выходит малек, похожий на взрослую особь, но отличающийся от нее размерами, недоразвитием чешуи и плавников, а человек рождает маленького ребенка, не умеющего ходить, говорить и т.д.

У насекомых, таких как кузнечики, саранча, тля, из яйца выходит личинка, похожая на взрослую особь, которая растет, линяет и превращается во взрослое насекомое или имаго.

При развитии с превращением из яйца появляется личинка, совершенно не похожая на взрослый организм. Такое развитие называется непрямым или развитием с метаморфозом, т.е. постепенным превращением организма во взрослую особь. Личинки растут, питаются, однако в большинстве случаев они не способны к размножению. Развитие с превращением характерно для ряда насекомых и земноводных. У насекомых при развитии с полным превращением особь проходит несколько последовательных стадий, отличающихся друг от друга образом жизни и характером питания. Например, у майского жука из яйца выходит гусеница, которая имеет червеобразную форму тела. Затем гусеница после нескольких линек превращается в куколку — неподвижную стадию. Куколка не питается, а развивается через некоторое время во взрослое насекомое.

Способы добывания пищи у гусеницы и взрослого жука различны. Гусеница питается подземными частями растений, а жук, — листьями. У некоторых видов взрослые особи вообще не питаются, а сразу приступают к размножению.

Среди позвоночных животных развитие с метаморфозом происходит у земноводных. Из яйца выходит личинка — головастик. Внешне он напоминает малька рыбы, дышит жабрами и передвигается с помощью плавников. Через некоторое время у него формируются конечности, развиваются легкие, исчезает хвост. Через два месяца после выхода из яйца головастик превращается во взрослую лягушку. Однако некоторые земноводные развиваются с неполным превращением, например аксолотли. Их личинки достаточно крупных размеров живут в воде, имеют пятипалые конечности, дышат жабрами и способны к размножению.

Используя содержание текста «Прямое и непрямое развитие организмов», укажите основные особенности организмов, развивающихся с полным превращением, отличающие их от организмов, развивающихся с неполным превращением.

      Правильный ответ должен содержать следующие элементы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
      Элементы правильного ответа:
      1) При полном превращении больше стадий развития
      2) Разные стадии отличаются по внешнему строению и характеру питания
      3) Разные стадии занимают различные среды обитания

    Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.

    Источник

    Постэмбриональное развитие животных. Развитие прямое и метаморфоз. Рост и регенерация

    Постэмбриональное развитие животных. Развитие прямое и метаморфоз. Рост и регенерация

    Постэмбриональное (послезародышевое) развитие животных

    Период у животных от рождения (выхода из оболочек) до времени, когда организм становится способен к размножению, называется постэмбриональным (послезародышевым) развитием. В этот период происходит рост организма, формирование некоторых органов, в частности половых. Различают прямое и непрямое развитие.

    Развитие прямое

    Развитие прямое, если родившееся животное напоминает взрослое. Характерно для некоторых кишечнополостных, реснитчатых, малощетинковых червей, ракообразных, паукообразных, моллюсков, хрящевых рыб, пресмыкающих, птиц, млекопитающих. Происходит вследствие эмбрионизации – явления, когда эмбриональный период более продолжителен благодаря запасанию питательных веществ яйца (пресмыкающиеся, птицы) или питанию эмбриона запасами, ресурсами материнского организма (некоторые хрящевые рыбы, все плацентарные млекопитающие). Появляющееся на свет животное находится на высшей ступени развития, менее восприимчиво к действию факторов среды обитания. У некоторых животных (скорпионы, акулы, некоторые сумчатые, все плацентарные млекопитающие) зародышевая оболочка срастается с оболочкой расширенной части яйцеводов (матки). Это позволяет зародышу получать через кровь матери питательные вещества, кислород, выводить продукты метаболизма, углекислый газ. Процесс появления такого зародыша называется настоящим живорождением.

    Зародыш может развиваться за счет питательных веществ яйца внутри материнского организма и освобождается от яйцевых оболочек в половых ходах матери. Такое явление называется яйцеживорождением. Наблюдается у некоторых ящериц, змей, некоторых насекомых, живородящих рыбок и др.

    Яйцерождение – это явление развития зародыша в яйце вне материнского организма и выхода из него в окружающую среду. Характерно для членистоногих, кишечнополостных, большинства пресмыкающих, всех птиц, первозверей и т. п.

    Развитие непрямое или метаморфоз

    Развитие непрямое или метаморфоз (от греч. метаморфозис – преобразование). Вследствие косвенного развития личинка, благодаря глубоким изменениям структур организма, превращается во взрослую особь. Характерно для многих кишечнополостных, плоских, круглых, кольчатых червей, насекомых, многоножек, клещей, большинства моллюсков, иглокожих, ланцетников, костных рыб, земноводных. Проходит в несколько фаз. В зависимости от фаз различают у насекомых полное превращение (мотыльки, жуки, поперечнокрылые и др.) и неполное (тараканы, клопы, бабки, прямокрылые и т. п.).

    Фазы неполного метаморфоза

    Яйцо – личинка – взрослая особь.

    Фазы полного метаморфоза

    Яйцо – личинка – куколка – взрослая особь. На фазе куколки происходят коренные изменения организации, изменяется полностью строение, питание.

    При непрямом развитии наблюдается эмбрионизация (у насекомых с неполным преобразованием) и яйцеживорождение (некоторые насекомые, клещи, некоторые круглые черви и т. п.).

    Биологические функции, обеспечивающие непрямое развитие

    1) питательная – есть определенная питательная фаза развития (личинка у насекомых), взрослые насекомые не растут, могут не есть вообще, основная их функция – размножение;

    2) расселительная – личинки часто малоподвижны или прикреплены, расселяются активно или пассивно, с помощью течений, ветра, организмов и т. п., способствуя тем самым расселению видов;

    3) рациональное использование ресурсов – разные фазы разделены пространственно, трофически и не смешиваются, предотвращают таким образом, чрезмерную плотность популяции, истощение питательных ресурсов;

    4) обеспечение заражения хозяев паразитами – паразиты могут иметь несколько промежуточных хозяев, заражение на разных стадиях происходит разными путями (с пищей, через кожу, переносчиками), все это увеличивает возможность встретиться паразиту с хозяевами.

    Рост осуществляется на протяжении индивидуального развития организма. Контролируется у животных гормонами и нейрогормонами, у растений – фитогормонами. Рост – это постепенное увеличение размеров, массы организмов.

    При этом процессы пластического обмена преобладают над процессами энергетическими.

    Различают рост периодический, ограниченный и неограниченный.

    Ограниченный рост

    Ограниченный рост – это рост, когда, достигая определенных размеров, особь его прекращает. Чаще наблюдается у животных. Характерен для одноклеточных, круглых червей, членистоногих, птиц, млекопитающих и др.

    Неограниченный рост

    Неограниченный рост – это увеличение размеров, массы на протяжении всей жизни организма. Характерен для грибов, многоклеточных водорослей, большинства высших растений, ленточных червей, кольчатых, моллюсков, хрящевых рыб, костных рыб, пресмыкающих и т. п.

    Периодический рост

    Периодический рост – периоды роста чередуются с периодами его прекращения. Наблюдается у организмов (животных), для которых характерна линька. Они растут в периоды, когда сбрасывают свои покровы, до образования новых (членистоногие, пресмыкающие и т. п.).

    Регенерация

    Важным свойством организмов является способность к регенерации. Регенерация (от лат. regeneratio – возрождение, восстановление) – это процесс восстановления организмами поврежденных, утраченных участков тела. Возможно воспроизведение из определенной части организма в целом. Чем выше уровень организации, тем меньше способность к регенерации. У беспозвоночных животных от маленькой частицы тела может восстановиться целый организм (кишечнополостные, плоские черви, кольчатые и др.). Среди позвоночных регенерация частей тела может наблюдаться только у пресмыкающих. Благодаря регенерации происходят постоянная замена тканей, клеток, вегетативное размножение.

    Источник

    Виды постэмбрионального развития: прямое, непрямое, отличительные черты

    Что такое постэмбриональное развитие

    Вслед за эмбриональным развитием организмов наступает постэмбриональный период.

    Постэмбриональным (постнатальным) развитием называется процесс онтогенеза живого организма, который начинается с рождения или выхода из яйцевых оболочек и продолжается до самой смерти.

    С точки зрения биологии, вся жизнь человека с самого рождения — это постэмбриональный период развития индивида.

    Постэмбриональное развитие всегда характеризуется ростом организмов. В зависимости от вида живые организмы могут расти в течение определенного срока или всю жизнь.

    По типу роста животные делятся на две группы:

    1. С определенным ростом. Такие животные прекращают расти, достигнув определенного периода. Темпы роста у них непостоянны, регулируются гормонами. Активный рост происходит в детском возрасте, затем действие гормона снижается и вовсе прекращается. Рост тела останавливается. Это насекомые, млекопитающие, птицы.
    2. С неопределенным ростом. Живые организмы продолжают увеличиваться в размерах в течение всей жизни. Это моллюски, земноводные, рыбы, рептилии.

    В биологии выделяют два вида постэмбрионального развития:

    • прямое;
    • непрямое (метаморфоз, развитие с превращением).

    Прямое развитие

    Прямое развитие происходит тогда, когда появляется живой организм, во всем похожий на взрослую особь, но меньшего размера. Дальнейший онтогенез таких организмов состоит из:

    • роста (увеличение массы и размеров тела);
    • полового созревания.

    Присуще животным с внутриутробным и яйцекладным типом онтогенеза: птиц, пресмыкающихся, млекопитающих, некоторых видов беспозвоночных (пауков, малощетинковых червей и др.).

    Непрямое развитие (с метаморфозами)

    Непрямое развитие характеризуется появлением организма (личинки), который по своему строению, внешнему виду и образу жизни разительно отличается от взрослых организмов своего вида. Чтобы личинка стала выглядеть как взрослая особь, в ее организме должен произойти ряд метаморфоз.

    Метаморфозами называют быстрые изменения, происходящие при переходе от стадии личинки к формированию взрослой особи.

    Непрямое развитие у насекомых бывает двух видов:

    1. С полным превращением. Примером может служить формирование бабочки: из яйца получается личинка, она растет, чтобы затем превратиться в куколку. Именно внутри куколки происходит изменение всех органов, чтобы на свет появилось взрослое насекомое. Помимо бабочек (чешуекрылых), такой тип развития свойственен жукам (жесткокрылым), мухам и комарам (двукрылым), осам, пчелам и шмелям (перепончатокрылым).
    2. С неполным превращением. Так характеризуют течение процесса, в котором нет стадии куколки. Взрослая особь получается путем изменения и трансформации личинки. Такой тип характерен для клопов (полужесткокрылых), саранчи и кузнечиков (прямокрылых).

    Процесс непрямого постэмбрионального онтогенеза характерен для большинства беспозвоночных (насекомых, плоских червей, двустворчатых моллюсков и др.), а также для земноводных и рыб.

    Основные периоды развития человека

    В постэмбриональном развитии человека четко прослеживаются 3 основных периода:

    1. Ювенильный. С рождения до окончания полового созревания.
    2. Пубертатный, или зрелый. Занимает большую часть жизни.
    3. Период старения. Начинается с утратой организма функции размножения, длится до смерти.

    Ювенильный

    Длится с рождения и до 21 года у девушек и до 22 лет у юношей. В нем можно выделить несколько стадий:

    • новорожденный;
    • грудной;
    • раннее детство;
    • дошкольный;
    • школьный;
    • юношеский.

    Новорожденный

    Периодом новорожденности называют первый месяц внеутробной жизни ребенка. В это время все системы организма приспосабливаются к новой среде. Малышу помогают в этом врожденные рефлексы. Он еще пытается сохранять позу эмбриона. Большую часть времени ребенок на первом месяце жизни проводит во сне.

    Грудной

    Возраст ребенка с 1 до 12 месяцев.

    На этой стадии развития происходят активные изменения в двигательном аппарате малыша. В 1 месяц ребенок пытается распрямить ножки; в 1,5 — учится держать головку, в 6–9 месяцев — приобретает навыки сидения, к 12 — большинство детей осваивает первые шаги. Повышенная двигательная активность ускоряет обмен веществ и регулирует нервную систему ребенка.

    В этот период у ребенка стремительно развивается психика. На 2 месяце жизни малыш пытается улыбнуться, в 4 — может хватать предметы и сосать их, узнавать людей, с 6 месяцев ребенок начинает понимать отдельные слова и фразы. С 6 до 12 месяцев совершенствуются его органы чувств и моторика.

    Развитие ребенка в грудной период — это индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов. У одних детей навыки развиваются чуть раньше указанных сроков, у других — позже.

    Раннее детство

    Период с года до трех лет.

    Важнейший этап в психофизиологическом развитии ребенка, который характеризуется активным ростом, привыканием ко взрослой пище, формированием основных свойств личности. Это время бурного психоэмоционального и речевого развития. Ребенок способен испытывать весь спектр человеческих эмоций, а процесс познания мира и приобретения навыков строится на подражании взрослым людям.

    Дошкольный

    Возрастной период с трех до семи лет.

    Время интенсивного развития мозга. Малыш любознателен, активно познает мир, стремится к общению с другими детьми. Важным элементом приобретения навыков и познания окружающего мира является игра.

    Школьный

    Период развития ребенка от семи до семнадцати лет делится на 3 этапа:

    1. Ранний: 7−11 лет. Характеризуется получением навыка письма, тесным взаимодействием в социуме, познанием окружающего мира.
    2. Средний: девочки — 11-14 лет, мальчики — 11-15 лет. Период стремительного полового и физического развития. Главным занятием является учеба, подростки усваивают социальные нормы и правила.
    3. Старший: 15−17 лет. Время активного духовно-нравственного развития детей.

    Юношеский

    Завершающая стадия ювенильного периода, характеризующая развитие подростков в период с 17 до 21-22 лет.

    Человек достигает физиологической, социальной и психологической зрелости.

    Зрелый

    Зрелый период подразделяется на две стадии:

    До 35 лет

    Период с 21-22 до 35 лет характеризуется остановкой интенсивного роста организма, наступлением физиологической зрелости. Эта стадия развития связана с деторождением и репродуктивной функцией человека, люди создают семьи, обзаводятся детьми.

    От 35 до 60 лет

    В организме человека начинают происходить физиологические изменения, замедляется обмен веществ. После 45 лет происходят значительные изменения в функционировании эндокринной системы. А после 50 лет в организме запускаются процессы, которые являются началом старения.

    Период старения

    Старение живых организмов — это закономерность биологического процесса, которая заключается в деградации и разрушении систем организма. От старости у человека страдают как физиология, так и психика.

    Период старения — это стадия в развитии человека, которая начинается с 55 лет у женщин и с 60 — у мужчин и длится до самой смерти.

    Выделяют 3 возрастные группы людей, находящихся в этом возрасте:

    1. Пожилые — 60-75 лет.
    2. Старые — 76-89 лет.
    3. Долгожители — от 90 лет и старше.

    Чем старше становится человек, тем слабее становятся все функции в его организме.

    Признаки старения делятся на:

    К внешним признакам старости относятся:

    1. Изменение осанки.
    2. Увеличение массы тела.
    3. Появление морщин, дряблость кожи.
    4. Выпадение волос и зубов.
    5. Седина.
    6. Притупление зрения и слуха.

    Внутренние признаки старения:

    1. Деградация органов и систем организма: происходит уменьшение почек и печени, уменьшается эластичность сосудов, накапливаются соли в костях, значительно снижается функция половых желез и регенерирующая функция организма.
    2. Необратимые изменения происходят в клетках организма, замедляется их деление и восстановление функционального тонуса, количество воды и активность ферментов в них значительно снижается.
    3. Нарушение синтеза белков в головном мозге и соединительной ткани организма, что сопровождается существенным изменением структуры нейронов и потерей эластичности соединительной тканью.
    4. Ослабление иммунологических реакций, увеличение риска аутоиммунных заболеваний.

    Биологическое значение постэмбрионального развития

    Основное значение постэмбрионального онтогенеза заключается в репродуктивной функции организмов. В связи с этим иногда периоды постнатального развития называют:

    1. Дорепродуктивный.
    2. Репродуктивный.
    3. Пострепродуктивный.

    Главная задача любого живого организма — созреть, дать потомство, вырастить его и умереть, освободив место на планете для других организмов.

    Источник

    

    Постэмбриональное развитие

    Период от выхода организма из яйцевых оболочек или рождения до смерти называется постэмбриональным. Мы с вами находимся в этом периоде. Для него характерен дальнейший рост и развитие организма.

    У животных рост ограничен, у растений и грибов возможен неограниченный рост (он ограничен лишь условиями среды, субстратом).

    В постэмбриональном развитии организма можно выделить несколько периодов:

      Дорепродуктивный

    Особенно активный рост и развитие организма, половое созревание.

    Функционирование взрослого, сформированного организма. Размножение.

    Постепенное угасание процессов жизнедеятельности, старение.

    Прямое и непрямое развитие

    Выделяют два основных варианта постэмбрионального развития:

      Прямое

    В этом случае взрослая особь отличается от молодой только бо́льшими размерами. Молодая особь ведет тот же образ жизни, что и взрослая. Такой тип развития свойственен наземным позвоночным.

    Непрямое развитие отличается от прямого тем, что из яйца появляется личинка, которая сильно отличается от взрослой особи. Непрямой тип развития характерен, например, для всех насекомых.

    Непрямое развитие может протекать без метаморфоза (неполное превращение) или с метаморфозом (греч. μεταμόρφωσις — превращение). В ходе метаморфоза (полного превращения) происходит глубокое преобразование строения организма или отдельных его органов.

    Молодая особь (личинка) весьма заметно отличается от взрослой (имаго). Так, например, гусеницы — личинки, ползают на листьях растений и усиленно питаются ими, быстро растут.

    На определенном этапе происходят коренные преобразования личинки — ее метаморфоз. Гусеница превращается в куколку: разрушаются почти все органы и системы, кроме нервной и кровеносной систем.

    Из кокона выходит совершенно «новый» организм — бабочка, имеющая крылья и способная к полету. Основная функция бабочки — взрослой особи (имаго) — размножение и расселение.

    © Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

    Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

    Источник

    Читайте также:  Наилучшие породы собак для детей

    О собаках © 2021
    Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

    Содержание критерия Баллы
    Ответ включает 3 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок. 3
    Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки. 2