Меню

Проблема произведения тургенева собака

“Собака”, анализ произведения Ивана Сергеевича Тургенева

В своих сочинениях Иван Сергеевич Тургенев обращался к различным жанрам лирики, эпоса и драматургии. Цикл под названием “Стихотворения в прозе” вобрал в себя одни из самых ярких и необычных его творений. Эти миниатюры были созданы в конце творческого пути автора.

Они несут читателю жизненную мудрость художника слова, накопленную годами постоянного творчества и философского осмысления бытия.

“Собака” занимает одно из ключевых мест в цикле “Стихотворения в прозе”. В небольшом тексте автор откровенно делится с читателем

Автор предельно кратко и емко показывает читателям, что у всех живых существ много общего. Грустные глаза человека и собаки так похожи. Жизнь пролетела, скоро финал…

А сколько воспоминаний, сколько интересных периодов в ней было. И все это канет в пустоту. Очень страшно представить, что нашим исканиям, стремлениям, надеждам неизбежно придет конец. И в этой безнадежности человек ничем не отличается

Все мы связаны между собой в круговороте времени и бытия.

Очень показательна буря, что разыгралась за окном. Она символизирует бурную жизнь, а также стихийность, непредсказуемость и абсолютную беззащитность перед ней всего живого. Эта буря одинаково страшна для человека и собаки.

Мысли и чувства автора переданы в произведении чрезвычайно ярко. Они звучат искренне, эмоционально и открыто, как могут звучать только стихотворные строки, пусть даже без рифм. Тургенев умел прикоснуться к тем струнам души человека, которые глубоко спрятаны под рутиной будней.

Ни один читатель не может остаться равнодушным к этому произведению, написанному простыми словами, но затрагивающему тему вечной и неподвластной человеку силы.

Смерть забирает и уносит с собой радостные и грустные фрагменты жизни. И остается лишь один вопрос: а ведь правда, что все это было?

Related posts:

“Эгоист”, анализ произведения Ивана ТургеневаПроизведение “Эгоист” было написано Иваном Сергеевичем Тургеневым в декабре 1878 года. Оно входит в цикл автора “Стихотворения в прозе”, который создавался в конце жизненного пути русского писателя. Тургенев утверждал, что эти сочинения были написаны в первую очередь для самого себя и для немногих людей, которые задумываются о смысле земного бытия. В рукописном варианте стихотворение “Эгоист” […].

“Рудин”, анализ романа Ивана Сергеевича ТургеневаНосителем проблемы “лишнего человека” выступает Главный герой романа – Дмитрий Николаевич Рудин. Он очень противоречив, за что Дмитрия обожают и ненавидят. При первом знакомстве Рудин производит позитивное и яркое впечатление практически на всех. А семнадцатилетняя Наталья, дочь барыни Ласунской, сразу влюбляется в Дмитрия. Она не спит всю ночь и думает о нем. Но такого единодушного […].

“Бежин луг”, анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева“Бежин луг” – это рассказ классика русской литературы И. С. Тургенева, неизменно входящий в состав программных школьных произведений. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, “Бежин луг” является частью большого и многолетнего цикла малых по форме произведений писателя, объединенных общим названием “Записки охотника”. А сам цикл известен в русской литературе как выдающийся и по своим художественным средствам, […].

“В дороге” анализ стихотворения Ивана Сергеевича ТургеневаИван Сергеевич Тургенев воспринимается большинством читателей как автор произведений крупной формы – повестей “Ася”, “Первая любовь”, романов “Рудин”, “Дворянское гнездо” и множества других, не менее известных ценителям русской классики. Однако начинал свою творческую деятельность писатель именно с поэтических форм, да и в последние годы жизни прославился особым жанром, получившим впоследствии название “Стихотворений в прозе”. Тургенев […].

“Нищий”, анализ произведения Ивана ТургеневаЛирические миниатюры Ивана Сергеевича Тургенева из цикла “Стихотворения в прозе” были созданы незадолго до смерти писателя. Всего их 85. Часть произведений была опубликована еще при жизни автора, а некоторые гораздо позже – в 1929 году. В своих маленьких историях Тургенев поднимает общечеловеческие темы. Это своеобразные притчи, которые по силе изображения, многогранности и философской глубине сложно […].

“Воробей”, анализ произведения Ивана ТургеневаСерия миниатюр “Стихотворения в прозе” – итог жизни писателя, философское ее осмысление, отражение сокровенных мыслей и чувств. Большинство произведений цикла полны грусти, одиночества и размышлений о скоротечности жизни, характерных для пожилого человека. Но миниатюра “Воробей” написана в оптимистичных тонах. В ней звучит настоящий гимн жизни и любви, перед которыми бессильно любое зло. В нескольких словах […].

“Накануне”, анализ романа Ивана Сергеевича ТургеневаИмя русского прозаика Ивана Сергеевича Тургенева в сознании русского читателя связано не только с “тургеневской девушкой”, но и с “дворянским гнездом”. Именно эта метафора после появления в печати романа с таким названием стала синонимом всех усадеб русских помещиков. Кроме того, герои романов Тургенева пополнили ряд “лишних” людей в литературе. После Рудина и Лаврецкого Тургенев задался […].

“Ася”, анализ повести Ивана Сергеевича ТургеневаВажнейшей традицией русской литературы можно назвать “испытание любовью”, через которое проходили практически все герои. Только вот пройти такое испытание означало полюбить, подойти со всей ответственностью к судьбе “второй половинки”. Чаще случалось так, что мужчина оказывался слабее: даже если первой признавалась героиня, он пугался этого и отказывался от дальнейших отношений, проявив нерешительность и трусость. В “Асе” […].

“Дворянское гнездо”, анализ романа Ивана Сергеевича ТургеневаПервое упоминание о романе “Дворянское гнездо” встречается в письме И. С. Тургенева к издателю И. И. Панаеву в октябре 1856 года. Иван Сергеевич планировал окончить произведение к концу года, но свой замысел не осуществил. Всю зиму писатель тяжело болел, а затем уничтожил первые наброски и стал придумывать новый сюжет. Возможно, итоговый текст романа существенно отличается […].

“Бирюк”, анализ рассказа Ивана Сергеевича ТургеневаОснову литературного произведения составляет сюжет – последовательность событий, в ходе развития которых проявляется характер героев. Сами же основные события автор подбирает, исходя из личных представлений о взаимоотношениях людей и опираясь на логику жизни, которую и стремится раскрыть читателям. Когда в ходе развития действия сталкиваются интересы героев, их чувства, жизненные принципы, характеры, в литературоведении это столкновение […].

“Роза”, анализ произведения Ивана ТургеневаВ XIX веке символика растений была весьма популярна. А роза традиционно ассоциировалась с любовью, женской красотой, молодостью, счастьем, да и самой жизнью. Этот цветок – важный элемент повести “Вешние воды”, он присутствует в ключевой сцене произведения “Первая любовь”, помогает полнее раскрыть образ Базарова в романе “Отцы и дети”. Но особенно символичен Образ розы в цикле […].

Анализ стихотворения Тургенева СобакаСтихотворение написано в свободной форме, в 1878 году, в холодный месяц февраль. Автор ведет повествование от первого лица, представляет читателю на обозрение свои мысли, взгляды на жизнь и мировоззрение. Каждая строка заключает в себе отдельную, законченную мысль, связанную с другой смыслом, эмоцией, общим настроением стихотворения. Автор и его собака сидят в комнате во время сильной, […].

“Лес и степь”, анализ произведения Ивана ТургеневаВ середине XIX века в журнале “Современник” были напечатаны рассказы Ивана Тургенева из цикла “Записки охотника”. В 1852 году они вышли отдельным изданием. Практически все рассказы сборника имеют сюжет и диалоги. Исключение составляет лишь произведение “Лес и степь” . Критики, кстати, так и не смогли “договориться” о его литературной форме. Одни считают “Лес и степь” […].

Биография Тургенева Ивана СергеевичаИван Сергеевич Тургенев родился в довольно-таки богатой дворянской семье. Отец Тургенева – Сергей Николаевич Тургенев, отставной офицер, дворянин весьма знатного происхождения. Мать – Варвара Петровна Лутовинова (позже – Тургенева) – родилась в богатой помещичьей семье. И. С. Тургенев провел детство в имении Спасском-Лутовинове (Орловская губерния), где начал учиться на дому, учителем его был крепостной. С […].

“Ася”, подробный пересказ повести Ивана Сергеевича ТургеневаГлавный герой повести, он же рассказчик, – Н. Н. Это молодой человек, закончивший свое образование и “вырвавшийся на волю” за границу, чтобы “посмотреть на мир божий”. Он был весел, здоров, деньги у него не переводились, а заботы еще не появились, поэтому жил без оглядки и делал, что хотел. Он путешествовал без всякой цели и оказался […].

“Близнецы”, анализ произведения ТургеневаПроизведение “Близнецы” было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева. Оно входит в последний сборник автора под названием “Стихотворения в прозе” и потому должно рассматриваться в контексте общей тональности книги. А это не только мудрые мысли пожилого писателя, но и скепсис, пессимизм, боль, нетерпимость к человеческим порокам. Стихотворение “Близнецы” […].

Биография Шмелева Ивана СергеевичаЛичность писателя. “Среднего роста, худощавый, большие серые глаза… Эти глаза владеют всем лицом… склонны к ласковой усмешке, но чаще глубоко серьезные и грустные. Его лицо изборождено глубокими складками-впадинами от созерцания и сострадания… лицо русское – лицо прошлых веков, пожалуй – лицо старовера, страдальца. Так и было: дед Ивана Сергеевича Шмелева, государственный крестьянин из Гуслиц Богородского […].

Мое прочтение “Стихотворений в прозе” Ивана ТургеневаТворчество И. С. Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались исследовать Тургенева, но нет еще ни одного, кто бы твердо и уверенно мог сказать: “Я знаю все его творчество, знаю каждую строчку его произведений, могу точно сказать вам, что значит то или иное слово”. Да это и понятно! Просто невозможно проанализировать творчество […].

Захватывающая интрига произведения А. Конан Дойля “Собака Баскервилей”Не Артур Конан Дойль открыл миру детективы. “Отцом” детективного жанра был Эдгар По – автор блестящих рассказов, в которых впервые появился новый персонаж – профессиональный детектив. Но сделал образ более завершенным именно английский писатель Артур Конан Дойль, врач по образованию. Персонаж детектив Шерлок Холмс появился у писателя не сразу. Конан Дойль много изучал людей, их […].

Последняя глава романа “Отцы и дети” Ивана ТургеневаПочему И. С. Тургенев не завершил роман смертью Базарова, этой наиболее сильной в художественном отношении сценой? Ведь о главном герое сказано, казалось бы, все, для чего нужно было писателю создавать своеобразный эпилог – 28-ю главу? Во-первых, внимательно приглядимся к ее композиции. Главу обрамляют два пейзажа. Открывает дивный, чисто русский, зимний: “Стояла белая зима с жестокою […].

Сочинение по роману Ивана Тургенева “Отцы и дети”Кажется, что внутренняя борьба между родителями и детьми – это вечная нерешаемая проблема. О ней довольно часто упоминается многими писателями, но особое внимание ей уделил И. С. Тургенев, написав великий роман “Отцы и дети”. В данном произведении художественной литературы очень четко обрисован острый конфликт между двумя поколениями, но не отождествляется только с одной семьей. Данный […].

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе СОБАКА. Какова тема?Какова тема этого стихотворения в прозе? Это философское произведение. Его ведущая тема – неотвратимость смерти, перед которой все равны – и люди, и животные. Существо, оказывающееся перед лицом смерти, невольно, на под­сознательном уровне, ищет помощи и за­щиты у другого, близкого ему существа. И здесь в восприятии грядущей трагедии они едины: человек и собака (“две пары […].

Человек и природа в рассказе Ивана Тургенева “Бежин луг”“Записки охотника” – это книга о русском народе, крепостном крестьянстве. Однако рассказы и очерки Тургенева описывают и многие другие стороны русской жизни того времени. С первых очерков своего “охотничьего” цикла Тургенев прославился как художник, обладающий удивительным даром видеть и рисовать картины природы. Тургеневский пейзаж психологичен, он связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их […].

“Туча” анализ стихотворения Александра Сергеевича ПушкинаВ пейзажной лирике Александра Сергеевича Пушкина есть немало прекрасных произведений. Стихотворение “Туча” – одно из них. Оно относится к позднему периоду творчества поэта, когда он начал отходить от романтических традиций и принципов. Но это стихотворение еще целиком выдержано в духе русского Романтизма. “Туча” была написана 13 апреля 1835 года. На следующий день Пушкин получил приглашение […].

Солженицын, Анализ произведения Один день Ивана Денисовича, ПланАнализ произведения Рассказ “Один день Ивана Денисовича” – это рассказ о том, как человек из народа соотносит себя с насильно навязанной ре­альностью и ее идеями. В нем в сгущенном виде показан тот ла­герный быт, который подробно будет описан в других, крупных произведениях Солженицына – в романе “Архипелаг ГУЛАГ” и “В круге первом”. Сам рассказ и […].

Анализ стихотворения Бунина “Собака”Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина, однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств. Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, Пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть […].

Проблема поколений в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”Приступая к работе над романом “Отцы и дети”, Тургенев ставил перед собой задачу проститься со старой, уходящей эпохой и встретить эпоху новую, пока еще находящуюся в поисках и метаниях. Роман “Отцы и дети” – это спор двух культур: старой, дворянской, и новой, демократической. Роман начинается с самой обычной ситуации – приезда из столицы молодого дворянского […].

Лермонтов, анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, ПланАнализ произведения Жанр произведения – поэма. Главные герои – купец Степан Калашников, его жена Алена Дмитриевна, царский опричник Кирибеевич, царь Иван Васильевич. Завязка произведения – со­бытия вокруг Алены Дмитриевны, кульминация – кулачный бой купца с опричником. Развязка – гибель Калашникова на плахе и народная память о нем. “Песня про царя Ивана Васильевича…” написана в духе […].

Анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина “Кавказ”На написание стихотворения Пушкина вдохновила поездка на Кавказ в 1829 году. Прогулка в горах вызвала у него восторг и даже не примечательные утесы, и тощий мох вызывают у него восхищение. Но это и не удивительно ведь многие знают, что у Пушкина был талант видеть необыкновенное в самых обычных вещах. С первых строчек стихотворения Пушкин переносит […].

Анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина “Я Вас любил”“Читая Пушкина, – писал Белинский, – можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей.”; В 1819 году на балу в одном из петербургских салонов Пушкин впервые встретился с Керн, которой он и посвятил свое стихотворение. Между действительным портретом молодой, милой, красивой девушки и “гением чистой красоты”; существует огромная […].

“Отцы” и “Дети” в романе Ивана ТургеневаВ своем романе И. С. Тургенев затрагивает животрепещущую для 60-х годов проблему “отцов и детей”. Но этот конфликт не является характерным атрибутом лишь той эпохи, он существовал во все времена, для развития общества это противоречие является двигателем, непременным условием прогресса. Вероятно, именно поэтому даже с течением времени роман “Отцы и дети” не потерял своей актуальности. […].

Романы Тургенева как произведения социальной значимостиВ первых своих опытах в прозе Тургенев шел по следам Лермонтова, от которого он взял романтический ореол вокруг своих первых печоринских героев (Андрей Колосов, Бреттер, Три портрета) и метод заостренного анекдота (Жид). Все это – рассказы 1844-1846 гг., когда Тургенев еще не перестал писать стихи. В Записках охотника, начатых в 1847 г., он освобождался от […].

Об истории создания и появлении в печати произведения А. И. Солженицына “Одного дня Ивана Денисовича”По мнению самого А. И. Солженицына, история создания произведения довольно-таки проста. Первоначально мысль о таком рассказе возникла у него в 1952 году. Находясь в тот момент в заключении, писатель не мог ее осуществить. Так продолжалось долгих 7 лет. Произведение первоначально имело название “Щ-854 (Один день одного зэка)” . Автор вспоминал: “Сел, и как полилось! со […].

Читайте также:  Босерон что это за собаками

“Зимний вечер” анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина1824 год был очень тяжелым для Александра Сергеевича Пушкина. После южной ссылки поэту запретили проживать в Москве и Петербурге. Высочайшим повелением императора Пушкину было определено место жительства в имении его родителей Михайловском. Самым ужасным оказался официальный надзор, который осуществлял отец поэта. Сергей Львович контролировал каждый шаг сына и проверял его корреспонденцию. Поэтому Пушкин старался подолгу […].

Сатирические образы в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”В романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” разносторонне, точно и с изрядной долей объективности, как отмечают многие критики, изображена Россия конца 50-х гг. XIX в. со всеми присущими ей проблемами и противоречиями. В этом произведении ясно ощущаются трагические мотивы, вызванные горечью автора, его переживаниями и поисками выхода из кризиса, постигшего Россию накануне реформы. В […].

Динамика творчества Ивана ТургеневаОценивая на склоне лет произведения своей литературной молодости, Тургенев отнесся к ним очень сурово. “Я чувствую, – писал он С. А. Венгерову в 1874 году, – положительную, чуть не физическую антипатию к моим стихотворениям, и не только не имею ни одного экземпляра моих поэм, но дорого бы дал, чтоб их вообще не существовало на свете”. […].

Биография Ивана ТургеневаДата рождения: 9 ноября 1818 года Дата смерти: 3 сентября 1883 года Место рождения: г. Орел Российской Империи Тургенев Иван Сергеевич – именитый русский писатель. Так же Иван Тургенев известен как переводчик и публицист. Иван появился на свет в ноябре 1818 года в зажиточной дворянской семье. Детство Ивана прошло в загородном имении неподалеку от города […].

Сочинение на свободную тему: Собака – друг человекаПожалуй, одно из первых животных которое приручил человек – Собака. Неизвестно, что стало причиной взаимной симпатии между человеком и собакой, возможно, вместе было легче выжить или не так одиноко, но со временем это дружелюбное четырехлапое животное стало настоящим другом для многих поколений людей. Умные, добрые, охотно помогающие человеку, они удивили людей своей искренней любовью, а […].

Пропала собака… (сочинение-объявление)На наших улицах часто можно видеть объявления о пропаже домашних животных. Хозяева ищут их и через газеты, и с помощью телевидения, сообщая бегущей строкой о своем несчастье. Как правило, ищут породистых собак, любимцев семьи, и соответственно объявление дают от имени семьи. Но встречалось ли вам объявление о пропаже собаки, написанное от имени жильцов целого многоэтажного […].

Проблема отцов и детей в романе Ивана ТургеневаТему отцов и детей, особенно обостряющуюся в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох, можно считать вечной. Собственно такой период в истории России – 60е годы XIX века – изображен в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Представленный в нем конфликт отцов и детей уходит далеко […].

Источник

Анализ стихотворения Тургенева Собака

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе СОБАКА. Какова тема?

Какова тема этого стихотворения в прозе?

Это философское произведение. Его ведущая тема — неотвратимость смерти, перед которой все равны — и люди, и животные. Существо, оказывающееся перед лицом смерти, невольно, на под­сознательном уровне, ищет помощи и за­щиты у другого, близкого ему существа. И здесь в восприятии грядущей трагедии они едины: человек и собака («две пары одинаковых глаз, устремленных друг на друга»). Возникает тема взаимного по­нимания людей и животных.

Попробуйте доказать, что это именно лириче­ское произведение, т. е. произведение, которое эмоционально и ярко передает мысли и чувства ав­тора.
Особую эмоциональность этому стихо­творению в прозе придает то, что тема вы­ражается через восприятие автором своего настроения в единстве с состоянием соба­ки. Человек и собака, по-видимому, оди­нокие, у которых нет никого больше, не только жмутся друг к другу и ищут защи­ты от смерти, они и противостоят ей, как могут. На дворе воет страшная неистовая буря. Автор здесь прибегает к приему ан­титезы, противопоставляя этой буре обра­щенные друг другу взгляды человека и собаки. Лиризм достигается и образом трепетного огонька, который горит и све­тится в каждом из них. Это трепетный огонек жизни и любви, хотя и слабый, не способный устоять перед взмахом широ­кого крыла смерти. Образы трепетного огонька, бури, крыла смерти и пары оди­наковых глаз усиливают эмоциональное звучание темы этого произведения Турге­нева.

Как вы объясните, почему Тургенев, создавая стихотворения в прозе, не использовал ни разбивку стихотворения на строки, ни рифмы?

Стихотворение в прозе — особый жанр. Это небольшое прозаическое произведе­ние лирического характера. Как мы уже сказали, лиризм достигается образностью, эмоциональностью, заменой повествова­тельного начала началом философским, оценочным. В таких произведениях рит­мико-интонационные особенности, со­здающие лирический настрой, выражены не во внешней организации (рифма, стихо­творные строки и т. д.), а внутренне, а так­же использованием лексико-синтаксиче­ских форм, стимулирующих особую эмо­циональную выразительность авторской речи, что мы видим в стихотворении в про­зе «Собака».

На этой странице искали :
  • анализ стихотворения собака тургенев
  • анализ стихотворения в прозе тургенева собака
  • какова тема этого стихотворения в прозе
  • какова тема стихотворения собака в прозе
  • какова тема стихотворения в прозе собака

А поделиться!?

Реферат: Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Собака»

Насдвое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собакасидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.

И ятоже гляжу ей в глаза.

Онасловно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя непонимает — но я ее понимаю.

Японимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, чтомежду нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит исветится тот же трепетный огонек.

Смертьналетит, махнет на него своим холодным широким крылом…

Ктопотом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет!это не животное и не человек меняются взглядами…

Этодве пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И вкаждой из этих пар, в животном и в человеке- одна и та же жизнь жмется пугливок другой.

Стилистическийанализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева

Данное произведение входит в цикл стихотворений впрозе И.С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ авторамаксимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философскиеразмышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности,рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтемапроизведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятойжизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляютсяслова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведенииможно выделить следующие микротемы: погода («надворе воет страшная, неистовая буря»), собака.

Данный текст являетсяпримером художественной литературы. Показатель этого – особый отбор средств. Вчастности, использование тропов. Тургеневолицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он применяетприлагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяетпо отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов».Другое олицетворение — чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живогосущества с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный».

Интересны также стилистическиесредства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами вобразе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонекжизни «холодным широким крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена какотдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жметсяпугливо к другой» (метафора).

В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу вглаза», «она сама себя не понимает — но я ее понимаю», «две пары одинаковыхглаз» и «в каждой из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать» используетсякак стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь междучеловеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.

Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без слов»близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемыйдля усиления экспресии. Словосочетания «нет никакойразницы» и «мы тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистическогосредства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицомсмерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько разповторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот жеогонек, одна и та же жизнь).

Выбор автором слов такжеслужит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременнотождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное».По словарю Ожегова животное – это «такое живоесущество, в противопоставление человеку».

Для выражения основной идеипроизведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи.Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используетсяэпифора. «Это две пары одинаковыхглаз устремлены друг на друга. И каждойи этих пар, в животном и в человеке, — одна и та же жизнь жмется пугливо кдругой.»

Другим примером экспрессивного синтаксиса являютсянарушения замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своимхолодным широким крылом…» В данном месте имеет место незавершенность фразы. Онатакже есть в предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…»

Синтаксис в данномпроизведении используется для противопоставления: «Она немая, она без слов, онасама себя не понимает – но я ее понимаю». Восклицания используются для усилениянапряженности, они заключают в себе особую экспрессию.

«И конец!»-подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…» — восклицательныйзнак используется для усиления отрицания.

Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическоесредство экспрессивной лексики: риторический вопрос. «Кто потом разберет, какойименно в каждом из нас горел огонек?». Данный вопрос не требует ответа, так какиз всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при чтениитекста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образомТургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течениемыслей человека.

Тургенев прибегает к приемамзвукописи для передачи образов: «жизнь жмется». В данном случае усиливаетсявпечатление беззащитности жизни перед смертью.

Стихотворения в Прозе И.С.Тургенева

«Собака», анализ произведения Ивана Сергеевича Тургенева

В своих сочинениях Иван Сергеевич Тургенев обращался к различным жанрам лирики, эпоса и драматургии. Цикл под названием «Стихотворения в прозе» вобрал в себя одни из самых ярких и необычных его творений. Эти миниатюры были созданы в конце творческого пути автора. Они несут читателю жизненную мудрость художника слова, накопленную годами постоянного творчества и философского осмысления бытия.

«Собака» занимает одно из ключевых мест в цикле «Стихотворения в прозе». В небольшом тексте автор откровенно делится с читателем своими размышлениями о жизни и смерти. Тургенев с грустью говорит о том, что жизнь быстротечна, она мгновенно появляется и столь же стремительно исчезает со всеми нашими чувствами, мыслями и переживаниями.

Автор предельно кратко и емко показывает читателям, что у всех живых существ много общего. Грустные глаза человека и собаки так похожи. Жизнь пролетела, скоро финал. А сколько воспоминаний, сколько интересных периодов в ней было. И все это канет в пустоту. Очень страшно представить, что нашим исканиям, стремлениям, надеждам неизбежно придет конец. И в этой безнадежности человек ничем не отличается от собаки и любого живого существа. Все мы связаны между собой в круговороте времени и бытия.

Очень показательна буря, что разыгралась за окном. Она символизирует бурную жизнь, а также стихийность, непредсказуемость и абсолютную беззащитность перед ней всего живого. Эта буря одинаково страшна для человека и собаки.

Мысли и чувства автора переданы в произведении чрезвычайно ярко. Они звучат искренне, эмоционально и открыто, как могут звучать только стихотворные строки, пусть даже без рифм. Тургенев умел прикоснуться к тем струнам души человека, которые глубоко спрятаны под рутиной будней. Ни один читатель не может остаться равнодушным к этому произведению, написанному простыми словами, но затрагивающему тему вечной и неподвластной человеку силы.

Смерть забирает и уносит с собой радостные и грустные фрагменты жизни. И остается лишь один вопрос: а ведь правда, что все это было?

Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Собака» (анализ, восприятие, оценка)

В своем творчестве И. С. Тургенев обращался к са­мым разным жанрам эпоса, лирики и драматургии. «Стихотворения в прозе» — одни из ярчайших творе­ний Тургенева. Великий писатель создал их в финале •своего жизненного и творческого пути, воплотив всю ту мудрость и опыт, которые были им накоплены.

Стихотворения в прозе — уникальный жанр, в ко­тором органично соединились эпос и лирика. В каж­дом произведении сборника мысли и чувства автора звучат открыто и искренне, поэтому прозаические, на первый взгляд, произведения и названы Тургеневым стихотворениями.

Стихотворение «Собака» занимает важное место в сборнике. В нем Тургенев размышляет о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, о его быстротечности, об общности человека со всем живым вокруг него, о тождественности мироощущения жи­вых существ.

Разыгравшаяся за окном буря символизирует в стихотворении бурю самой жизни, ее стихийность, непредсказуемость, беззащитность перед ней всего живого. Эта буря страшная, неистовая. Смотрят друг на друга человек и собака, и в глазах у них светится один и тот же трепетный огонек, мысль о том, что «смерть налетит, махнет. своим холодным широким крылом. И конец!» А ведь столько прожито, столько всего в душе и в памяти, и все это уйдет в никуда со­вершенно бесследно. Мысль эта «жмется пугливо к другой». Страшно сознавать, что всем нашим искани­ям, стремлениям, надеждам вдруг придет конец, и «кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек». В этой беззащитности человек ничем не отличается ни от собаки, ни от других живых су­ществ, потому что все живое неразрывно связано.

Мысли и чувства автора в этом стихотворении, как и в других произведениях сборника, переданы эмо­ционально и ярко. Тургенев не использует разбивку стихотворения на строки, не использует рифмы, но любому, кто прочитает это произведение, уже с пер­вых слов становится ясно, что перед ним самая на­стоящая лирика.

Литературовед Л. П. Гроссман в своей статье «По­следняя поэма Тургенева», посвященной «Стихотво­рениям в прозе», писал: «Это строго согласованное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание пред­ставляет в своем целом поэму о пройденном жизнен­ном пути. »

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Стихотворения И.С. Тургенева «Собака», «Воробей», «Русский язык»: анализ. Стихотворение в прозе Тургенева: список произведений

February 20, 2016

Подведение итогов жизненного пути, размышление над вечными вопросами, тоскливое ожидание конца бытия, побеждаемое верой в вечную жизнь своего творчества, — подобная тональность пронизывает произведения, которым посвящен наш обхор-анализ. Стихотворение в прозе Тургенева (каждое из них) является воплощением житейской мудрости писателя, чей гений позволил передать буквально в нескольких строках то, что воплощено в десятках философских трактатов.

Пограничный жанр

Этот жанр, относящийся одновременно к прозе и поэзии, возник в романтическую эпоху как реакция на строгую эстетику классицизма. Каждое стихотворение в прозе Тургенева — «Нищий», «Русский язык», «Воробей» и др. — в какой-то степени опирается на произведения предшественников: Жюля Лефевра-Демье, Шарля Бодлера и многих других. Созданный романтиками жанр имел гораздо больше общего с лирической поэзией, нежели с прозой, за счет:

ослабления повествовательного начала;

В то же время такие стихи не имели рифмы и даже ритмической организации, чем отличались от ближайших «родственников» по литературе — верлибра и белого стиха.

Сколько всего было «стихотворений в прозе» Тургенева?

К малой, можно сказать, миниатюрной прозе Тургенев обратился уже на склоне лет, после написания таких шедевров, как «Записки охотника» и «Отцы и дети». Этим объясняется своеобразный эпитет, которым наделил писатель свой цикл, — «Старческое». При жизни автора напечатали только 51 стихотворение в «Вестнике Европы» в 1882 году. Остальные 30 писатель подготовить не сумел, и вышли они только в 1930 году.

Читайте также:  Порода самых тяжелых собак

Одни и те же темы стихотворений в прозе Тургенева пронизывают весь цикл. Мотивы старости, любви, Родины, одиночества — перед нами раскрывается мир человека, предчувствующего близкую смерть. Это окрашивает прозаические стихи в трагические тона. Между тем чувства одиночества и разочарованности сопровождает иная эмоциональная палитра — любовь к Родине, русскому языку, в котором заключены традиции народа, его мировоззрение.

«Воробей»: любовь сильнее смерти

Начнем анализ. Стихотворение в прозе Тургенева «Воробей» заканчивается строками, которые стали афористическими: «Любовь сильнее смерти». Основанием для этого стала житейская ситуация: воробушек выпал из гнезда из-за сильного ветра. Пес охотника подбежал к птенцу, как бы почувствовав дичь. Однако через мгновенье другой воробей бросился на землю, чтобы защитить упавшего сородича.

Смелый поступок вызывает у рассказчика чувство благоговения. Для храброй птички собака могла показаться настоящим чудовищем, но некая сила заставляет ее покинуть безопасное укрытие и взглянуть в лицо опасности. Эту силу рассказчик называет любовью, на которой держится вся жизнь. Осознание этого приходит даже к Трезору — и случается чудо: собака, которая в несколько раз больше своей жертвы, отступает перед любовью.

Такие темы стихотворений в прозе Тургенева, как любовь, победа ее над смертью, звучали неоднократно. Здесь же подчеркивается, что этому светлому чувству покоряется вся природа, весь Универсум движется им.

«Собака»: одна и та же жизнь жмется друг к другу

Образ рока, гибели можно назвать сквозными для стихотворений Тургенева. Так, в одном из них смерть представляется отвратительным насекомым, которое пронзить своим жалом может любого. Эту тему будет развивать в дальнейшем Тургенев. «Собака» (стихотворение в прозе) в отличие от «Воробья» не имеет какого-либо четкого сюжета. Вернее, он сводится к размышлениям главного героя, сидящего в комнате вместе с собакой, спасаясь от неистовой бури.

В этом монологе потока сознания звучат трагические нотки: что человек, что бессловесное животное перед лицом вечности одинаковы. Рано или поздно налетит смерть и погасит навсегда огонек, зажженный кем-то. «Одна и та же жизнь жмется пугливо к другой» — так выражает страх перед неотвратимой гибелью Тургенев. «Собака», стихотворение в прозе, схожа с «Воробьем» утверждением неких законов, которые характерны для Вселенной, и человечеству их избежать нельзя. Однако в первом произведении таким законом является любовь, а во втором — смерть.

Человек, в отличие от собаки, способен к самосознанию. «Она сама себя не понимает», — говорит герой-рассказчик о товарище по несчастью. Но человеку, как высокоинтеллектуальному существу, известно о грядущей смерти. В этом состоит одновременно его проклятие и благословение. Наказанием являются подобные моменты разочарования и страха перед лицом надвигающейся гибели. Благословение — возможность, невзирая на неотвратимую кончину, отыскивать смысл жизни и менять ее русло в зависимости от результатов этого постоянного поиска.

Гимн русскому языку

Как показал анализ, стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» открывает еще одну тему цикла — патриотическую. В небольшом произведении (буквально нескольких строчках) автор вместил всю свою гордость за русский язык, впитавший черты великого народа, который оставался непоколебимым в дни любых испытаний. Вот почему так важно еще со школьной скамьи посещать каждый урок литературы. Тургенев стихотворения в прозе создает предельно эмоциональными, и в «Русском языке» этот пафос достигает апогея.

Обратим внимание на эпитеты. Автор называет русский язык великим, могучим, правдивым и свободным. Каждое из этих определений имеет глубокий смысл. Русский язык велик и могуч, потому что в нем заложены богатые ресурсы для выражения мысли. Правдив и свободен — потому что таким является его носитель, народ.

Речь — это явление, которое не дается откуда-то сверху, ее творят люди, считающие ее родной. Русский язык, многогранный и красивый, соответствует нашему народу, искреннему, могучему и свободолюбивому.

Вместо заключения

Как показал анализ, стихотворение в прозе Тургенева — каждое из рассмотренных нами — принадлежит к вершинным произведениям русской литературы. Несмотря на небольшой их объем, автор сумел раскрыть важные темы, которые и по сей день не перестают волновать человечество.

Послушайте стихотворение Тургенева Собака

Источник

«Собака», анализ произведения Ивана Сергеевича Тургенева

Замечательный писатель и поэт Иван Сергеевич Тургенев пользовался различными лирическими, драматическими, прозаическими жанрами. Его творения уникальные, неповторимые, за что его и любят. Уже в конце своего творчества Тургенев написал яркий и необычный цикл миниатюрных стихотворений «Стихотворения в прозе». Эта некое заключение пути в творчестве поэта, который, между прочим, набрал в себя немало мудрости и профессионализма за годы практики. Кстати, цикл богат мудростью. «Собака» в ряду ключевых стихотворений этого цикла, где поэт размышляет на тему жизни и смерти.

Творение Тургенева философское, поскольку он размышляет. Он не побуждает, не спрашивает, просто делится мыслями. Автор открыто говорит, что смерть неминуема для каждого, хоть для собаки, хоть для её хозяина, что конец жизни наступает так же стремительно, как и его начало, как эмоции и чувства, которые тоже мгновенно исчезнут. Когда кто-то встречается со смертью, он пытается найти помощь, защиту и опору у близких ему людей, может быть, у зверей, причём происходит это подсознательно. Тут же появляется единство мнений между близкими, что трагедию не обойти. Появляется тема взаимопонимания человека и его окружающего мира.

За короткое стихотворение автор чётко даёт понять, что у всего живого есть немало общих черт. К примеру, и человеческие глаза, и собачьи глаза сильно похожи. Можно даже сказать, что они одинаково грустят. На конце жизни столько пройдено, сколько было переживаний, успехов и неудач, любви и злости, а скоро всё исчезнет… Более чем жалко, даже страшно, что все старания, стремления, весь труд, и всё, что бесценно дорого старому, исчезнет, как только не станет того старого… В этой ситуации собака – тоже самое, что человек, а человек – тоже самое, что и собака. Все взаимосвязаны друг между другом, и все равны перед смертью… Никому не избежать её…

Неслучайно Тургенев добавил в сюжет бурю за окном. Буря – символ бурной жизни, символ непредсказуемого, опасного для всего окружающего живого, стихийного характера жизни, пред которым одинаково бессильны и собака, и человек.

Свои чувства, эмоции и мнения автор выражает открыто и ярко. Такую стихотворную звучность автор добился даже без одной рифмы.

Чтобы читатель посочувствовал героям, автор умело касался струн, спрятанных в глубине души. Ни один читатель не сможет не посочувствовать, хоть автор использовал простые слова, когда рассуждал про ту неподвластную ни одному человеку и вечную силу, которую никто не ждёт и не хочет.

Хоть смерть рано или поздно заберёт всё, что дорого и недорого вам, радуйтесь, живите и не тратьте время впустую, пожалуйста.

7 класс, по плану

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе СОБАКА. Какова тема?

Какова тема этого стихотворения в прозе?
Это философское произведение. Его ведущая тема — неотвратимость смерти, перед которой все равны — и люди, и животные. Существо, оказывающееся перед лицом смерти, невольно, на под­сознательном уровне, ищет помощи и за­щиты у другого, близкого ему существа. И здесь в восприятии грядущей трагедии они едины: человек и собака («две пары одинаковых глаз, устремленных друг на друга»). Возникает тема взаимного по­нимания людей и животных.

Попробуйте доказать, что это именно лириче­ское произведение, т. е. произведение, которое эмоционально и ярко передает мысли и чувства ав­тора. Особую эмоциональность этому стихо­творению в прозе придает то, что тема вы­ражается через восприятие автором своего настроения в единстве с состоянием соба­ки. Человек и собака, по-видимому, оди­нокие, у которых нет никого больше, не только жмутся друг к другу и ищут защи­ты от смерти, они и противостоят ей, как могут. На дворе воет страшная неистовая буря. Автор здесь прибегает к приему ан­титезы, противопоставляя этой буре обра­щенные друг другу взгляды человека и собаки. Лиризм достигается и образом трепетного огонька, который горит и све­тится в каждом из них. Это трепетный огонек жизни и любви, хотя и слабый, не способный устоять перед взмахом широ­кого крыла смерти. Образы трепетного огонька, бури, крыла смерти и пары оди­наковых глаз усиливают эмоциональное звучание темы этого произведения Турге­нева.

Как вы объясните, почему Тургенев, создавая стихотворения в прозе, не использовал ни разбивку стихотворения на строки, ни рифмы?

Стихотворение в прозе — особый жанр. Это небольшое прозаическое произведе­ние лирического характера. Как мы уже сказали, лиризм достигается образностью, эмоциональностью, заменой повествова­тельного начала началом философским, оценочным. В таких произведениях рит­мико-интонационные особенности, со­здающие лирический настрой, выражены не во внешней организации (рифма, стихо­творные строки и т. д.), а внутренне, а так­же использованием лексико-синтаксиче­ских форм, стимулирующих особую эмо­циональную выразительность авторской речи, что мы видим в стихотворении в про­зе «Собака».

На этой странице искали :
  • анализ стихотворения собака тургенев
  • анализ стихотворения в прозе тургенева собака
  • какова тема этого стихотворения в прозе
  • какова тема стихотворения собака в прозе
  • какова тема стихотворения в прозе собака

А поделиться!?

Пограничный жанр

Этот жанр, относящийся одновременно к прозе и поэзии, возник в романтическую эпоху как реакция на строгую эстетику классицизма. Каждое стихотворение в прозе Тургенева — «Нищий», «Русский язык», «Воробей» и др. — в какой-то степени опирается на произведения предшественников: Жюля Лефевра-Демье, Шарля Бодлера и многих других. Созданный романтиками жанр имел гораздо больше общего с лирической поэзией, нежели с прозой, за счет:

  • лаконичности;
  • ослабления повествовательного начала;
  • богатой образности;
  • лирического пафоса.

В то же время такие стихи не имели рифмы и даже ритмической организации, чем отличались от ближайших «родственников» по литературе — верлибра и белого стиха.

Реферат: Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Собака»

Насдвое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собакасидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.

И ятоже гляжу ей в глаза.

Онасловно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя непонимает — но я ее понимаю.

Японимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, чтомежду нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит исветится тот же трепетный огонек.

Смертьналетит, махнет на него своим холодным широким крылом…

Ктопотом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет!это не животное и не человек меняются взглядами…

Этодве пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И вкаждой из этих пар, в животном и в человеке- одна и та же жизнь жмется пугливок другой.

Стилистическийанализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева

Данное произведение входит в цикл стихотворений впрозе И.С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ авторамаксимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философскиеразмышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности,рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтемапроизведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятойжизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляютсяслова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведенииможно выделить следующие микротемы: погода («надворе воет страшная, неистовая буря»), собака.

Данный текст являетсяпримером художественной литературы. Показатель этого – особый отбор средств. Вчастности, использование тропов. Тургеневолицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он применяетприлагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяетпо отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов».Другое олицетворение — чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живогосущества с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный».

Интересны также стилистическиесредства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами вобразе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонекжизни «холодным широким крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена какотдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жметсяпугливо к другой» (метафора).

В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу вглаза», «она сама себя не понимает — но я ее понимаю», «две пары одинаковыхглаз» и «в каждой из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать» используетсякак стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь междучеловеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.

Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без слов»близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемыйдля усиления экспресии. Словосочетания «нет никакойразницы» и «мы тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистическогосредства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицомсмерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько разповторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот жеогонек, одна и та же жизнь).

Выбор автором слов такжеслужит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременнотождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное».По словарю Ожегова животное – это «такое живоесущество, в противопоставление человеку».

Для выражения основной идеипроизведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи.Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используетсяэпифора. «Это две пары одинаковыхглаз устремлены друг на друга. И каждойи этих пар, в животном и в человеке, — одна и та же жизнь жмется пугливо кдругой.»

Другим примером экспрессивного синтаксиса являютсянарушения замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своимхолодным широким крылом…» В данном месте имеет место незавершенность фразы. Онатакже есть в предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…»

Синтаксис в данномпроизведении используется для противопоставления: «Она немая, она без слов, онасама себя не понимает – но я ее понимаю». Восклицания используются для усилениянапряженности, они заключают в себе особую экспрессию.

«И конец!»-подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…» — восклицательныйзнак используется для усиления отрицания.

Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическоесредство экспрессивной лексики: риторический вопрос. «Кто потом разберет, какойименно в каждом из нас горел огонек?». Данный вопрос не требует ответа, так какиз всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при чтениитекста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образомТургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течениемыслей человека.

Тургенев прибегает к приемамзвукописи для передачи образов: «жизнь жмется». В данном случае усиливаетсявпечатление беззащитности жизни перед смертью.

Стихотворения в Прозе И.С.Тургенева

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Андерсен Девочка, наступившая на хлеб
    Дурные наклонности в Инге, дочери крестьян, проявились рано. Будучи ребенком, она мучила насекомых и находила в этом удовольствие. Время шло, но девочка по-прежнему оставалась грубой и неласковой
  • Краткое содержание Горячий камень Гайдара
    Одинокий старик со сложной судьбой поймал однажды у себя в саду Ивашку Кудряшкина, мальчишку, который хотел оборвать его яблоню. Оставшись безнаказанным, ушел мальчик куда глаза глядят, пока не очутился на болоте
  • Краткое содержание Богач, бедняк Ирвин Шоу
    Произведение начинается с описания семьи Джордахов, проживающей в Порт — Филиппе. В этом семействе взаимная ненависть. Отцу не нравится его работа, жена считает выполнение своих обязанностей кошмаром
  • Краткое содержание Бернетт Маленький лорд Фонтлерой
    Все произошло в Нью-Йорке на одной из бедных улиц. Тут в одном из домов жил Седрик со своей мамой. Они были бедны, особенно после того как скончался его отец Сердик Эрол. Но как – то раз к ним пришел адвокат, который принес послание от деда Седрика.
  • Краткое содержание оперы Садко Римского-Корсакова
    Опера начинается с того, что главный герой — гусляр Садко поет. В песне он обвиняет богатых гостей (в разгаре пир) в том, что они не хотят открывать новые страны, а сидят на своем золоте. Его никто не понимает.
Читайте также:  Почему собаки нюхают друг друга под хвостом

Главный герой рассказа И.С.Тургенева «Собака» — отставной гусар, а ныне чиновник, Порфирий Капитоныч. Случилась в его жизни невероятная история, о которой он поведал как-то в кругу знакомых. История эта была связана со сверхъестественными событиями.

Когда начались эти невероятные события, герой рассказа проживал в своем поместье. Ни семьи, ни детей у него не было. Однажды ночью, в темноте, он услышал, как под его кроватью возится собака. Дело было в сельской местности, и Порфирий Капитоныч решил, что собака забежала еще днем со двора, да под кроватью и притаилась. Он позвал слугу, но тот никакой собаки под кроватью не нашел.

Стоило слуге выйти, как собака вновь себя проявила шумом и возней. Но стоило зажечь свечу, как животное необъяснимым образом исчезало. И не только сам хозяин поместья слышал собаку в темноте, но и его слуга и даже приглашенный гость.

По совету знакомого Порфирий Капитоныч уехал на время в город, где остановился на постоялом дворе. Но и там, в первую же ночь, у него под кроватью начала возиться невидимая собака. По совету хозяина постоялого двора герой рассказа отправился в город Белёв, к одному старцу. Когда тот выслушал эту невероятную историю, то сказал, что это предостережение и посоветовал герою рассказа завести собаку.

Порфирий Капитоныч купил в Белёве щенка, назвал его Трезором и привез к себе в поместье. После этого таинственная собака перестала себя проявлять. Когда щенок вырос, он везде неразлучно следовал за своим хозяином. И вот однажды, придя в гости к знакомой, Порфирий Капитоныч неожиданно был атакован бешеным псом. Только вмешательство Трезора спасло его от гибели. Тут-то и вспомнил он о совете старца и обо всей этой сверхъестественной истории.

Но события рассказа еще не были закончены. На следующую ночь было очень душно, и Порфирий Капитоныч ночевал на открытом воздухе. И надо же было такому случиться, что та бешеная собака прибежала на его двор. И снова верный пес защитил хозяина, но при этом и сам погиб. А бешеную собаку на следующий день застрелил солдат.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Собака» состоит в том, что человек, столкнувшись с непонятным явлением, должен сохранять благоразумие и здравомыслие, а не в коем случае не паниковать. В необъяснимых ситуациях надо оставаться человеком разумным и предпринять все возможные действия для разрешения проблемы, что и сделал главный герой. Рассказ И.С.Тургенева «Собака» учит нас внимательно относиться к предостережениям, которые исходят как от людей, так и от самой Природы.

В рассказе мне понравился главный герой, Порфирий Капитоныч, который сумел найти того, кто объяснил ему причину сверхъестественного явления, и также сумел правильно воспользоваться предостережением, данным ему свыше.

«Собака», анализ произведения Ивана Сергеевича Тургенева

В своих сочинениях Иван Сергеевич Тургенев обращался к различным жанрам лирики, эпоса и драматургии. Цикл под названием «Стихотворения в прозе» вобрал в себя одни из самых ярких и необычных его творений. Эти миниатюры были созданы в конце творческого пути автора. Они несут читателю жизненную мудрость художника слова, накопленную годами постоянного творчества и философского осмысления бытия.

«Собака» занимает одно из ключевых мест в цикле «Стихотворения в прозе». В небольшом тексте автор откровенно делится с читателем своими размышлениями о жизни и смерти. Тургенев с грустью говорит о том, что жизнь быстротечна, она мгновенно появляется и столь же стремительно исчезает со всеми нашими чувствами, мыслями и переживаниями.

Автор предельно кратко и емко показывает читателям, что у всех живых существ много общего. Грустные глаза человека и собаки так похожи. Жизнь пролетела, скоро финал. А сколько воспоминаний, сколько интересных периодов в ней было. И все это канет в пустоту. Очень страшно представить, что нашим исканиям, стремлениям, надеждам неизбежно придет конец. И в этой безнадежности человек ничем не отличается от собаки и любого живого существа. Все мы связаны между собой в круговороте времени и бытия.

Очень показательна буря, что разыгралась за окном. Она символизирует бурную жизнь, а также стихийность, непредсказуемость и абсолютную беззащитность перед ней всего живого. Эта буря одинаково страшна для человека и собаки.

Мысли и чувства автора переданы в произведении чрезвычайно ярко. Они звучат искренне, эмоционально и открыто, как могут звучать только стихотворные строки, пусть даже без рифм. Тургенев умел прикоснуться к тем струнам души человека, которые глубоко спрятаны под рутиной будней. Ни один читатель не может остаться равнодушным к этому произведению, написанному простыми словами, но затрагивающему тему вечной и неподвластной человеку силы.

Смерть забирает и уносит с собой радостные и грустные фрагменты жизни. И остается лишь один вопрос: а ведь правда, что все это было?

Гимн русскому языку

Как показал анализ, стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» открывает еще одну тему цикла — патриотическую. В небольшом произведении (буквально нескольких строчках) автор вместил всю свою гордость за русский язык, впитавший черты великого народа, который оставался непоколебимым в дни любых испытаний. Вот почему так важно еще со школьной скамьи посещать каждый урок литературы. Тургенев стихотворения в прозе создает предельно эмоциональными, и в «Русском языке» этот пафос достигает апогея.

Обратим внимание на эпитеты. Автор называет русский язык великим, могучим, правдивым и свободным. Каждое из этих определений имеет глубокий смысл. Русский язык велик и могуч, потому что в нем заложены богатые ресурсы для выражения мысли. Правдив и свободен — потому что таким является его носитель, народ.

Речь — это явление, которое не дается откуда-то сверху, ее творят люди, считающие ее родной. Русский язык, многогранный и красивый, соответствует нашему народу, искреннему, могучему и свободолюбивому.

Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Собака» (анализ, восприятие, оценка)

В своем творчестве И. С. Тургенев обращался к са­мым разным жанрам эпоса, лирики и драматургии. «Стихотворения в прозе» — одни из ярчайших творе­ний Тургенева. Великий писатель создал их в финале •своего жизненного и творческого пути, воплотив всю ту мудрость и опыт, которые были им накоплены.

Стихотворения в прозе — уникальный жанр, в ко­тором органично соединились эпос и лирика. В каж­дом произведении сборника мысли и чувства автора звучат открыто и искренне, поэтому прозаические, на первый взгляд, произведения и названы Тургеневым стихотворениями.

Стихотворение «Собака» занимает важное место в сборнике. В нем Тургенев размышляет о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, о его быстротечности, об общности человека со всем живым вокруг него, о тождественности мироощущения жи­вых существ.

Разыгравшаяся за окном буря символизирует в стихотворении бурю самой жизни, ее стихийность, непредсказуемость, беззащитность перед ней всего живого. Эта буря страшная, неистовая. Смотрят друг на друга человек и собака, и в глазах у них светится один и тот же трепетный огонек, мысль о том, что «смерть налетит, махнет. своим холодным широким крылом. И конец!» А ведь столько прожито, столько всего в душе и в памяти, и все это уйдет в никуда со­вершенно бесследно. Мысль эта «жмется пугливо к другой». Страшно сознавать, что всем нашим искани­ям, стремлениям, надеждам вдруг придет конец, и «кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек». В этой беззащитности человек ничем не отличается ни от собаки, ни от других живых су­ществ, потому что все живое неразрывно связано.

Мысли и чувства автора в этом стихотворении, как и в других произведениях сборника, переданы эмо­ционально и ярко. Тургенев не использует разбивку стихотворения на строки, не использует рифмы, но любому, кто прочитает это произведение, уже с пер­вых слов становится ясно, что перед ним самая на­стоящая лирика.

Литературовед Л. П. Гроссман в своей статье «По­следняя поэма Тургенева», посвященной «Стихотво­рениям в прозе», писал: «Это строго согласованное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание пред­ставляет в своем целом поэму о пройденном жизнен­ном пути. »

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

«Воробей»: любовь сильнее смерти

Начнем анализ. Стихотворение в прозе Тургенева «Воробей» заканчивается строками, которые стали афористическими: «Любовь сильнее смерти». Основанием для этого стала житейская ситуация: воробушек выпал из гнезда из-за сильного ветра. Пес охотника подбежал к птенцу, как бы почувствовав дичь. Однако через мгновенье другой воробей бросился на землю, чтобы защитить упавшего сородича.

Смелый поступок вызывает у рассказчика чувство благоговения. Для храброй птички собака могла показаться настоящим чудовищем, но некая сила заставляет ее покинуть безопасное укрытие и взглянуть в лицо опасности. Эту силу рассказчик называет любовью, на которой держится вся жизнь. Осознание этого приходит даже к Трезору — и случается чудо: собака, которая в несколько раз больше своей жертвы, отступает перед любовью…

Такие темы стихотворений в прозе Тургенева, как любовь, победа ее над смертью, звучали неоднократно. Здесь же подчеркивается, что этому светлому чувству покоряется вся природа, весь Универсум движется им.

Источник



Анализ стихотворения в прозе «Собака» (Тургенев И. С.)

И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Собака»

1. Стихотворение в прозе – это уникальный жанр, который сочетает в себе признаки эпоса и лирики. При минимальном повествовательном сюжете в нём преобладают мысли и чувство, усилено лирическое начало. Чаще всего оно посвящено раздумьям на философские и нравственные вопросы.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Формально это стихотворение не организовано как обычное стихотворение, так как не делится на стихотворные строки и строфы, в нём отсутствуют рифмы, но художественная речь ритмически организована. При краткости объёма и лаконизме повествования стихотворение в прозе насыщено художественными средствами: тропами и стилистическими фигурами. Внешний минимализм и богатое глубокое внутреннее содержание, глубина мыслей и чувств.

2. Название стихотворения в прозе «Собака» только внешне указывает на предмет речи, но не предполагает глубины философского содержания, поэтому для читателя название представляет некую загадку, он не знает, чём пойдёт речь.

3. Герои этого произведения названы в самом начале стихотворения в прозе: «собака моя и я». Отметим, что лирическое «я», повествование от первого лица несёт прямую автобиографичность.

4. В стихотворении в прозе «Собака» раскрывается философская тема тождественности, равенства и единства всех живых существ на земле перед лицом смерти, будь то человек или собака. Образ бури за окном символичен: это стихийная сила природы, перед которой бессильны и человек, и собака, и всякое живое существо. Это символический образ смерти, которая тоже является частью мироустройства, и все живые существа подчинены одному и тому же закону природы: рождаются, живут, приходит время – умирают, прекращают земное существование.

Здесь раскрывается проблема взаимопонимания: и в собаке, и в человеке горит один и тот же трепетный огонёк жизни, они смотрят друг другу в глаза прямо, «немая» собака словно хочет что-то сказать своему хозяину. Собаке недоступно понимание всего происходящего, жизни и смерти, это понимание свойственно человеку.

5. Хронотоп в стихотворении в прозе «Собака» имеет своеобразный характер изображения. Пространство ограничено – это комната, в которой находятся человек и собака, но это узкое пространство сближает человека и собаку перед тем огромным пространством за окном, где свирепствует буря. Художественное пространство можно изобразить в виде концентрических кругов. Малый круг – комната, в которой прячутся от бури герой и его собака. Маленькая точка – это настоящее время, это «сейчас», это один момент, один миг, одно мгновение, в котором пребывают человек и собака. Но это и вечность, готовая поглотить героев. Хронотоп становится философской категорией, сопоставляется узкое пространство и бесконечная Вселенная, миг настоящего и вечность.

6. Поэтика начала и конца заключается в следующем. Сопоставляя начало и конец произведения, мы можем отметить, что композиция стихотворения в прозе кольцевая. Вот начало: «Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря». Здесь звучит мотив единения, мотив страха перед неистовством бури. А это финал: «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке – одна и та же жизнь жмётся пугливо к другой». В финале усиливается мотив единения живых существ перед смертью.

7. Диалог в стихотворении отсутствует как таковой, есть только безмолвный, бессловесный диалог взглядов человека и собаки. А всё стихотворение представляет собой монолог лирического героя. Функция этого монолога – как можно более глубоко и лирично раскрыть мысли и чувства героя.

8. Ритмический рисунок стихотворений в прозе у Тургенева каждый раз нов, разнообразен, причудлив. Стихотворению в прозе «Собака» свойственна откровенная мелодичность фразы, строки, абзац, целой вещи, выдержанной в одном музыкальном ключе. Ритмический рисунок в этом произведении создаётся графически: в нём много абзацев (11), каждый несёт определённый мотив и в то же время развивает предыдущий. Эти абзацы похожи на стихотворные строфы. В первой строфе возникают три образа: героя, собаки и бури.

Во втором абзаце собака прямо смотрит в глаза человеку. В третьей человек смотрит в глаза собаке.

В 4 и 5 абзаце развивается мотив понимания собаки человеком с помощью лексического повтора «понимаю». 6 абзац – образ смерти. 7 абзац – одна короткая фраза: «И конец!» 8 абзац – риторический вопрос: «Кто потом разберёт, какой именно в каждом из нас горел огонёк?» В 9, 10 и 11 абзацах развивается мотив обмена взглядами человека и животного и делается вывод в финале: «И в каждом из этих пар, в животном и человеке – одна и та же жизнь жмётся пугливо к другой».

Таким образом, ритмический рисунок создаётся с помощью как графических средств (деление на абзацы), так и стилистических средств: инверсий, риторического вопроса, лексических повторов, одинаково построенных синтаксических конструкций, градации. (Примеры приведём в следующей части работы).

9. Языковые художественные особенности.

Обратим внимание на тропы. Образ бури создаётся с помощью эмоционально-оценочных эпитетов «страшная», «неистовая». Образ смерти создаётся с помощью метафор: «налетит», «махнёт». «крылом». Однородные сказуемые налетит, махнёт расположены в форме градации. Кроме того, образ смерти здесь персонифицирован, наделён свойствами злобного и неумолимого существа.

Образы человека и собаки сначала создаются с помощью антитезы: собака «сама себя не понимает» — «но я её понимаю». Но затем всё сильнее и ярче звучит мотив равенства, одинаковости, тождественности живых существ. Лексический ряд подчёркивает это единство человека и собаки: «одно и то же чувство» — «между нами нет никакой разницы» — «мы тожественны» — «горит и светится тот е трепетный огонёк». Эпитет «трепетный» подчёркивает единство собаки и человека.

Обратим внимание на анафорический повтор указательного местоимения «это»: «…это не животное и не человек меняются взглядами…» — «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга».

Таким образом, для этого произведения характерно богатство изобразительно-выразительных средств.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id35466

Источник