Меню

Маркер нет для собаки

Дрессировка собак команда «фу» и команда «нет», сходство и различие

Команда «нет» изначально чисто информационная. «Да» — действие правильное — еда, игрушка будет. «Нет» — действие неправильное — еды, игрушки не будет. Психология человека такова, что начав говорить нет, нам уже хочется сопроводить это слово коррекцией, что бы было более доходчиво. То же самое было с дисками. Кто-то, кажется Фишер, очень давно предложил звенеть дисками, но писал при этом, что это ни в коем случае не связано с наказанием или коррекцией, это просто отмена вознаграждения. После этого, а может, конечно, это чистая находка русских, начали звенеть ключами, строгачами и для большей доходчивости кидаться ими в собаку. Это тоже имеет свой смысл, но это совершенно другая работа и другой смысл, чем работа с дисками по Фишеру.
И звон строгача и жёсткое «нет», это напоминание, что хозяин не дремлет и если собака не скорректируется сама, тогда её скорректируют. И диски и изначально чисто информационное «нет», это обращение к мотивированной собаке которая старается, предлагает варианты и слово «нет» подсказывает ей, что действие сейчас неправильное, поэтому старайся ещё, ищи вариант который нужен дрессировщику. В традиционной дрессировке значение слова «нет» сместилось к словам «фу» и «нельзя», это просто человеческая психология. Так же как есть явление инстинктивного дрейфа от выученного поведения к врождённому и есть смещение в сторону более ранних схем поведения в ситуации эмоционального или когнитивного стресса, точно также тех кто работает по новому сносит незаметно в сторону традиционной дрессировки. Фактически слово «нет» предназначено для этапа объяснения, а не для этапа требования.
В традиционной и оперантной дрессировке есть этап объяснения и этап требования.
В традиционной дрессировке этап объяснения основан на организации ситуации и ограничении выбора вариантов у собаки через наведение и наталкивание.
В оперантной дрессировке этап объяснения основан на сильной мотивированности животного и его активном поиске правильного варианта поведения.
На этапе требования «нет» теряет свой информационный смысл и становится предупреждением о коррекции в сторону правильного поведения или даже синонимом слова «фу». «Фу» фактически означает, делай что хочешь, но только не то, что делаешь сейчас, иначе будешь наказан. Но «фу» не означает – предлагай новые варианты поведения, если угадаешь что хочет дрессировщик получишь корм. Таким образом, можно выстроить схему последовательного искажения слова «нет».

Изначально на этапе объяснения.
1. Нет, не угадал, старайся ещё, молодец, что не теряешь активность.
2. Нет, ты не на правильном пути делай по другому, так мне не надо.
Лёгкая коррекция.
3. Нет, ты знаешь, что надо делать, не валяй дурака, работай правильно.
Жёсткая коррекция.
4. Нет, берегись, ты нарушаешь команду, ещё секунда и будет коррекция.
Торможение нежелательного поведения.
5. Нет (Фу), этого делать сейчас не надо, займись чем-нибудь другим.
6. Нет (Фу), тебе последнее предупреждение, если не прекратишь, я тебя накажу.
7. Фу (Нет), этого делать нельзя никогда, ты будешь жёстко наказан.
В ситуации выяснения отношений, иерархического конфликта.
8. Фу, уймись, замри не проявляй активность, перейди в пассивно-оборонительное состояние.

Использование команды «нет» для дистанционного торможения нежелательного поведения, например подбор корма или назревающая драка, удобно и полезно, но по смыслу ничем не отличается от команды фу.
Другое дело то, что при обучении команде нет в отличие от команды фу использовалось не только наказание, за нежелательное поведение, но также коррекция в сторону желательного поведения и поощрение активности в поиске желательного поведения, поэтому команда «нет» становится более универсальной, чем команда «фу». «Фу» это общее торможение, а «нет» может использоваться как выборочное торможение, то есть удаление выделенного словом «нет» поведения.
Изначально при отборе поведения на этапе объяснения слово «да» используется для фиксации действия (или параметра поведения), «нет» для отбрасывания текущего действия и усиления мотивации и изменчивости поведения. На этапе требования, если дрессировщик имеет возможность корректировать собаку сразу, когда она действует неправильно, использование команды «нет» излишне и только усложняет работу. Единственно, зачем здесь может использоваться команда «нет» перед коррекцией, так это только для её наработки и объяснения собаке её смысла, чтобы закреплялась возможность её дистанционного использования.

Для дрессировки собак, которые уже давно идут другим путем, по другой схеме, команда «нет» без кардинальной переделки стиля общения с собакой практически ничего не даёт.

Всё опять же начинается с мотивации, если мотивация к работе у собаки слабая, то подсказка «нет, ты не угадал что я от тебя хочу» для неё бессмысленна. На такое «нет» собаке остаётся только и ответить, что «да я и не собирался ничего угадывать, у меня свои интересы и с твоими хозяин они не совпадают, так что некай сколько тебе влезет, а я займусь более интересными делами» И дрессировщику приходиться информационную команду «нет» превращать в угрожающую. А чтобы попусту не угрожать, так проще сразу корректировать. Единственно где эта команда «нет» в форме угрозы имеет смысл, это для корректировки и угрозы на растоянии, когда непосредственная корректировка невозможна.

Источник

Что такое маркер поведения в дрессировке.

Re: Что такое маркер поведения в дрессировке.

автор Оксана Вт Фев 02, 2016 10:25 am

Читайте также:  У собаки обильно выделяется слюна

Что такое маркер непоощрения

Сюзан Гарретт,
источник: http://susangarrettdogagility.com/…/punishment-in-todays-d…/

Маркер непоощрения — это обычно слово или фраза, которую вы произносите, чтобы дать понять собаке, что она не получит никакого поощрения за конкретное действие. Его следует подавать без эмоций или осуждения. Собака не плоха, просто не выполнила того, что нужно, поэтому должна бы попробовать ещё раз.

Впервые я услышала о НМ от Гэри Уилкса и Карен Прайор в начале 1990-х. Словечки типа неверно, упс, о нет — самые популярные из тех, что звучат сегодня. Забавно, что мы все в конечном итоге употребляем множество МН в повседневной жизни с собаками, и именно они научили нас таким маркерам.

Это работает, потому что мы создаем привычки. Когда мы разочаровываемся, расстраиваемся или даже злимся, мы склонны прибегать к привычному языку тела и фразеологии — независимо от того, осознаём ли это. Наши собаки схватывают всё очень быстро. Вы можете тяжело вздохнуть или рвать и метать — когда собака поняла сигнал, который предсказывает ваше менее благодушное эмоциональное состояние, она отреагирует на него в свойственной ей манере, будь то умиротворяющие ритуалы (подлизаться и вообще вести себя подчинённо), стресс или попытка убежать, бесцельные действия, чтобы облегчить состояние, либо что-то ещё уникальное для собаки.

К сожалению, для некоторых собак маркером непоощрения становится их имя. В попытке прекратить какое-то действие собаки, в самый разгар оного тренер обращается к спасительному средству — к подзыву собаки. Например, во время обучения слалому, если собака неправильно заходит, а хозяин по привычке зовёт её только по имени. Это создаёт порочный круг для занимающейся собаки, когда кличка начинает ассоциироваться у неё с постоянным недостатком поощрения.

Некоторые МН я употребляю со своими собаками. Я произношу их, если собаки так сильно дурачатся, что заставляют меня рассмеяться, и, хихикая, часто использую фразы вроде «Боже мой!», «Не думаю», или «Ой нет!», или «Что-что?»

Я бы сказала, что в общем случае маркеры непоощрения плохо понимают и малоэффективно используют.
Уточню: маркеры непоощрения не имеют ничего общего с маркерами старой, коррекционной школы дрессировки. К сожалению, когда люди прогрессируют от использования коррекции к более позитивному подходу в дрессировке, вербальная коррекция, этот артефакт, по-видимому, задерживается в их инструментарии дольше, чем нужно.

Я говорю о фразах или гортанных звуках типа «Ах-х-х!», «Нет!» или «Эй-й-й!» — их кричат или рычат собаке — или даже звук «Пс-с-с!» Цезаря [Милана]. Эти слова всегда обусловливаются тем, что я называю з-фактором (запугивающим).

Цель (осознанная или нет) — сделать з-фактор условным наказанием, чтобы звук, фразу или слово использовать в будущем для прекращения нежелательного поведения собаки, но не подходить к ней и корректировать физически.
И нет никакого значения, что вы произносите «Ах-х-х!» тихо. Если вы однажды продолжили своё «ах-х-х, голубчик» какой-то формой физической коррекции или помощи собаке, то ВЫ изменили действие собаки, а не она сама, так что я классифицирую вас как часть семейства з-факторов.

Лично я как дрессировщик выросла на использовании условного наказания, з-фактора. Бедные Шелби и Стони получали их постоянно. Однако я отказалась от этого, как и от разноцветных гетр, в начале 90-х, и я предлагаю каждому из вас сделать то же самое. Ну ладно, пусть гетры остаются, но избавьтесь от з-факторов, ладно? Эх, я так любила свои гетры…

Маркеры непоощрения: уменьшаем использование
Сюзан Гарретт,
источник: http://susangarrettdogagility.com/…/non-reward-markers-red…/

Кажется, у каждого из нас свой подход к использованию маркеров непоощрения (МН, в оригинале non reward markers — прим. пер.) в тренинге. Расскажу подробнее о своём видении.
Во-первых, я никогда не использую их во время работы над созданием ценности (шейпинг). Вообще-то я редко использую их при обучении чему-либо. Я могу думать только об одном конкретном использовании МН, и в то же время я могу думать только о двух разных сценариях, которые подтолкнут меня использовать МН в работе со своей собакой.

Не поймите меня превратно: я считаю, что МН являются ценным инструментом, но в своей работе я применяю их очень специфически. Сегодня я расскажу больше о том, чем они не являются.

Как и упоминала, во время стадии создания ценности (шейпинга) я никогда не использую эти маркеры. Я знаю, что мне написали многие, кто верит, что использование МН ускорит обучение и не принесёт никакого вреда. Спасибо за ваш вклад, я ценю ваше мнение, но позвольте объяснить, почему я считаю иначе.

Хотя МН вполне безвредны, всё же это наказание. Все наказания имеют последствия. Даже если это всего лишь лёгкая фрустрация, со временем у неё есть все шансы вырасти и вылиться в поведение, которое вы не сможете предсказать или отреагировать нужным образом.
А в случае с любыми наказаниями я повторяю свою мантру: «Вы должны заслужить право наказать».
Это означает, что прежде чем наказывать, вы должны много раз поощрить желательное поведение.

Читайте также:  Головокружение у собаки причины

Например, что если я попрошу вас с помощью шейпинга научить вашего друга выбирать жёлтый мяч из нескольких мячей? Линейное мышление заставит вас посмотреть на группу мячей и сказать: «Пф-ф-ф, ничего сложного, если мой друг возьмёт красный мяч, я просто применю маркер неодобрения, и он возьмёт другой… В конце концов он выберет жёлтый и вуаля, через несколько секунд предъявит правильное поведение… Быстро и безболезненно».

Эти рассуждения могут выглядеть безобидно, и вы можете поспорить, что как разовый инструмент маркер непоощрения является безболезненным. Но (и я брошу вам вызов) мы не просто учим субъекта выбирать правильный мяч, мы на самом деле совершаем нечто гораздо более важное. С каждой задачей, которую мы ставим перед собакой, мы фактически строим наши рабочие отношения.
Я призываю перестать мыслить категориями обучения индивидуальным реакциям как обособленному учебному опыту, а посмотреть вот под каким углом: мы не просто «строим поведение АБВ» — мы формируем восприятие собакой того, как выглядит её жизнь при работе с нами. Каждая сессия имеет значение, особенно ранние; так вы взращиваете свои рабочие отношения.

Вернёмся к нашим мячам. Пусть сессия будет иметь не такой прямолинейный, а более творческий подход. Мы не будем рассматривать введения МН в обучение шейпингом, потому что это будет работа по формированию ценности, мы ещё не заработали права наказывать. Сначала нам надо установить ценность для нашего друга, выбирающего жёлтый мяч. Если будет совершенно необходимо, то наказание может быть введено на стадии проверки ценности.

Итак, как мы формируем ценность? В данном случае простейший способ — убрать жёлтый мяч из группы разноцветных мячей и положить его на стол. Итак, на столе один жёлтый мяч, что позволяет легко поощрить вашего друга взять именно его. Повторите несколько раз, и формирование ценности выбирать именно жёлтый мяч (не отвлекаясь на другие) закончено одновременно с началом построения рабочих отношений, полных энтузиазма благодаря поощрению, получаемому во время успешной сессии.
«Жизнь прекрасна, учиться здорово! Когда мы можем повторить?» — думает ваш друг.

Теперь положите рядом синий мяч: наше обучение теперь на стадии «проверки ценности», поскольку мы оцениваем ценность жёлтого мяча в присутствии синего. Теперь, если будет выбран синий мяч и мы это НЕ поощрим (что является наимягчайшей и, на мой взгляд, единственной приемлемой формой «наказания»), этот выбор будет быстро отброшен в пользу жёлтого мяча, как высоко поощряемого выбора ранее.
Сессия заканчивается быстро, на успехе, без фрустрации и когда обеим сторонам не терпится вернуться к обучению друг друга снова. Теперь, предъявив третий мяч другого цвета, ваш друг на него едва взглянет — настолько высока ценность жёлтого мяча!
Вы преуспели в искомом поведении (выбор жёлтого мяча) и, что важнее, пополнили копилку ваших рабочих отношений!

В следующий раз я обращусь к двум ситуациям, в которых я чувствую необходимость применить МН, и буду рада получить отклики от тех из вас, кто сможет увидеть способ обойтись без них.
Сегодня я благодарна за чудесную откровенную дискуссию. Мы не судим, а просто изучаем возможности. Спасибо всем, кто внёс вклад своими мыслями. Все мнения приветствуются!

Источник

МАРКЕРЫ В ДРЕССИРОВКЕ

Возможно вы часто слышали такие слова как “маркер”, “условное подкрепление”, “кликер” и т.п. Давайте же разбираться, что это и для чего

Маркер — условный сигнал, который использует хозяин В МОМЕНТ желаемого действия собаки. И после него выдаётся безусловное подкрепление, обычно еда.

Что в итоге получается? Услышав знакомый звук, у собаки возникает ассоциация с лакомством и, таким образом, она уже заранее рада получаемому вознагражению и ждет его. Это как звонок в школе, услышав который, все дети уже радуются, хотя на перемену уйти еще не успели.

Зачем это в дрессировке?

Давайте разберем на примере команды «глазки». Задача собаки — смотреть вам в глаза по команде.

Вот вы садитесь перед собакой и молчите . Просто ждёте, когда она САМА взглянет вам в глаза. Проходит время. Собака смотрит вам на руки, в сторону, в землю. И вот УРА! Наконец-то, случайно, взгляд упал на ваши глаза. Вы полезли за лакомством, и пёсель перевел взгляд на руки. И как теперь? Выходит вы похвалили его за вгляд совсем не в глаза ☹️

Ну или на команде «сидеть» — пёс сел, вы суете ему в нос еду, и когда он ее хватает, то уже не сидит, а стоит. За что в итоге был поощрен пёс? 😒

И как раз чтобы не было вот таких ситуаций, мы используем маркеры.

Они помогают отделить желаемое действие собаки от всех остальных. Ведь используя его в нужный момент, собака именно В ЭТОТ момент ощутит радость от предполагаемого лакомства.

Как использовать?

Можно выбрать любое короткое звучное слово, например, «да» и произносить его ВСЕГДА с одним и тем же выражением, громкостью и четкостью.

А можно использовать кликер — это такая коробочка с кнопочкой, которая издает звук при нажатии. Он всегда одинаковый, поэтому у вас не возникнет необходимость следить за четкостью и точностью издаваемого звука.

Читайте также:  Мне пришлось отдать собаку

Каждый выбирает здесь сам, чем ему удобнее пользоваться.

Итак, вы выбрали маркер.

Теперь стоит объяснить самой собаке ,что это такое.

Несколько раз кликните (далее я буду использовать именно это слово, имея ввиду любой маркер) просто так и выдайте кусочек 🐶

Помните, что лакомство нужно выдавать КАЖДЫЙ РАЗ после использования маркера

Теперь можете снова вернуться к команде «глазки». Ждите взгляда в глаза и кликайте В ТОТ САМЫЙ момент, когда собака взглянула куда надо. Теперь похвалите собаку и выдайте кусок.

Если вы все правильно сделали, то собака уже начала ассоциировать звук маркера с едой.

В начале обучения, еду нужно выдавать не позже, чем через 2-3 секунда, после клика. Затем, когда у собаки выработается условный рефлекс на этот звук, можно отложить выдачу лакомства на 10-15 секунд

Очень скоро у собаки должна сложиться в голове картинка «действие — клик — еда»

И она начнет понимать, за что именно вы ее поощряете ☺️

Но и с этим нужно быть очень аккуратным и учиться кликать вовремя. Например, если вы при отработке «сидеть» все время кликали, когда собака ещё только опускала круп к полу, она научится садиться не до конца. А если, наоборот, кликали, когда уже привставала? Подумает, что команда такая — быстро вскочить 😒

Обобщим основные правила:

1. После клика, всегда идет вкусняшка

2. Собака должна понимать маркер. (Чтобы проверить, понимает ли собака маркер, щелкните в момент, когда пёс где-то отвлечен. Если обратит внимание и прибежит за едой — он всё знает)

3. Кликать нужно в момент проявления желательного действия — не раньше, не позже.

4. Не щелкайте просто так. У собаки либо пропадет условный рефлекс на этот звук, либо вы её сильно запутаете. В любом случае, ничего хорошего

Источник



4 ключа к условному подкреплению

Екатерина Кастрицкая, психолог, специалист по анималотерапии, консультант по поведению и благополучию животных

Есть ключи, которые откроют вам главный секрет дрессировки собак. В воспитании и дрессировке собак важное место занимает условное подкрепление. Что такое условное подкрепление, зачем оно нужно, какое условное подкрепление выбрать и как его использовать?

Фото: google.com

Что такое условное подкрепление?

Подкрепление может быть как безусловным, так и условным.

Безусловное подкрепление – то, что удовлетворяет естественные потребности собаки (к примеру, еда или игра).

Однако главный инструмент в дрессировке собаки – условное подкрепление.

То есть условное подкрепление – это связующее звено между действиями собаки, которые нам нравятся, и безусловным подкреплением (лакомым кусочком).

Важно правильно выбрать безусловное подкрепление здесь и сейчас. В какой-то момент для собаки самой желанной будет еда, а в какой-то – мячик, возможность поиграть с другими собаками или погонять ворон.

Зачем нам нужно условное подкрепление?

Значение условного подкрепления в дрессировке собаки переоценить сложно. Ведь когда собака поймет, что за щелчком кликера обязательно последует что-то замечательное, она начнет прислушиваться и следить за нашими действиями.

Введение в дрессировку собак условного подкрепления позволило совершить огромный прорыв, так как оно открывает много возможностей:

  1. Очень точно указать на то поведение, которое нам нужно. Произнести слово «Да!» или щелкнуть кликером – гораздо быстрее, чем лезть в карман за печеньем или доставать игрушку.
  2. Собаке легче понять, что от нее требуется, а человеку проще объяснять.
  3. Можно работать с собакой на расстоянии. Ведь пока вы добежите до собаки с лакомством, она совершит еще десяток действий и совершенно не поймет, за что ее поощрили. А маркер поможет точно показать, что именно вы покупаете.

Какое условное подкрепление использовать: слово-маркер или кликер?

Каждый выбирает тот вариант условного подкрепления, который удобнее лично ему. И кликер, и слово-маркер имеют свои преимущества.

Кликер в качестве условного подкрепления

Слово-маркер как условное подкрепление

Короткий, быстрый щелчок, максимально точно указывает на нужное действие.

Необходим вдох, а значит, вы немного проигрываете в скорости и можете запоздать с подкреплением нужного действия.

Щелчок всегда звучит одинаково.

Интонации меняются. Это может быть как плюсом, так и минусом – в зависимости от ситуации.

Необходимо носить с собой.

Требует некоторой предварительной тренировки, чтобы научиться точно маркировать нужное действие.

Если вы используете слово-маркер, оно может быть любым, но главное, чтобы оно было коротким.

Некоторые предпочитают выбирать такое слово, которое не используется в обычной жизни, чтобы не смущать собаку, но этот пункт не обязателен.

Как использовать условное подкрепление в дрессировке собаки?

Методика использования условного подкрепления в дрессировке собаки проста:

  1. Наблюдайте за собакой или подскажите, чего вы ждете.
  2. Отмечайте нужное действие маркером.
  3. Подкрепляйте – удовлетворяйте насущную потребность собаки.

Если вы понимаете, что нужно вашей собаке, то и поощрение выберете правильно, а значит, сможете заинтересовать четвероногого друга и привить ему любовь к занятиям.

Ведь для собаки, пока она не войдет во вкус, значимо лакомство или игрушка, а не какой-то там щелчок. Да и для опытных учеников условное подкрепление без безусловного через какое-то время перестает быть значимым. Так что не скупитесь на поощрения.

Источник