Меню

Каким должно быть поведение щенка

19 золотых правил воспитания щенка: советы кинолога

1. Воспитание щенка – это непрерывный процесс , который начинается с появлением питомца в доме. Собака круглосуточно усваивает поступающую информацию, определяет правила проживания в новом доме. Поэтому каждое ваше общение со щенком станет вкладом в процесс воспитания.

2. Определите заранее г лавные правила поведения щенка и придерживайтесь их . Щенок должен знать, что ему можно, а что нельзя и эти вещи не изменятся.

3. Вы должны всегда добиваться своего . Щенок не станет слушаться вас с первого раза, он будет упрямиться, проверять вас на прочность характера. Вас не должно это остановить, иначе получится, что это собака воспитывает вас, а не вы собаку.

Занимайтесь с щенком рядом с домом — обучайтесь на бесплатном онлайн-курсе дрессировки Догги Академии — 10 видеоуроков и понятные домашние задания.

4. Вам следует быть решительным и уверенным . Щенок не должен чувствовать ваши сомнения в себе и своих командах, иначе он начнет интерпретировать их в свою пользу

5. Не останавливайтесь на достигнутом . В воспитании и дрессировке нет такого понятия, как «цель достигнута, можно больше не заниматься». Надо поддерживать высокий уровень полученных навыков и не позволять собаке регрессировать.

6. Не бывает все всегда идеально, даже если вы правильно себя ведете. Если щенок совсем распоясался, не слышит вас и не успокаивается, сделайте перерыв. Оставьте его одного в комнате и передохните сами. Зайдите к щенку, когда он будет готов к нормальному общению.

7. Нельзя требовать от щенка то, чему его не учили. Например, если вы ни разу не приучали собаку к ощупыванию и осмотру, то на приеме у ветеринара возникнут проблемы.

8. Не надо обманывать собаку. Простейший пример — хозяин делает вид, что кидает игрушку, а на самом деле прячет ее за спиной. Поверьте, это смешно только человеку, собака не способна оценить юмор. Или приманить щенка сосиской, но дать ему кусок хлеба.

9. Обучайте командам от простого к сложному . Любому навыку надо обучаться постепенно, начиная с совсем маленьких упражнений. Распространённая ошибка владельцев – это слишком быстрое усложнение задач, перескакивание через этапы. С неправильным графиком занятий собака не выучит команды так хорошо, как нужно.

10. Не разрешайте щенку то, что нельзя будет делать взрослой собаке. Пока щенок маленький, все его выходки кажутся милыми и не доставляющими проблем. Сравните ощущения – на вас прыгает 2-месячный щенок или взрослый 30-кг пес. Сшибая с ног при этом. Все, что вы разрешите щенку, возьмет за правило выросшая собака.

11. Существует множество способов дрессировки. На занятиях мы будем использовать и совмещать три способа: наведения, наталкивания и избегания. В первом собака выполняет действие, следуя за лакомством. Во втором кинолог помогает занять правильное положение, мягко надавливая на части тела собаки. В третьем собака совершает правильное действие, чтобы избежать неприятное воздействие от хозяина.

12. Давать команды правильно тоже важно. Произносить команду надо до действия, один раз, громко и четко. Жест для команды также должен быть всегда одинаков. Интонация нейтральная, спокойная. Похвалу говорите веселым радостным голосом, а команду Нельзя жестким и строгим.

13. Обучение должно быть в радость собаке, занятия интересные и полезные . Чем больше щенку нравятся упражнения, тем лучше у него будет получаться. Чтобы собаке получать удовольствие от тренировок, обеспечьте хорошую отдачу. Это вкусное лакомство, усиленная похвала и короткие упражнения. Чтобы собака не уставала за время занятия, чередуйте разные команды, двигательную активность и спокойствие. Щенку быстро наскучит выполнять одно и то же, поэтому не допускайте усталость от команд.

14. Примерно до полугода щенок при правильной дрессировке сможет выучить около 6-10 команд на среднем уровне. Он не будет выполнять их идеально, станет показывать характер, предлагать свой вариант проведения занятия. В один момент он будто бы забудет все, чему вы его учили. Это нормальный процесс становления навыка, отягощенный взрослением собаки. Столкнувшись с этим, надо просто вдохнуть поглубже и терпеливо продолжать воспитывать питомца.

15. Воспитывать щенка надо с того момента, как он попал в новый дом. Конечно, не имеется в виду, что его с первого дня надо тащить на дрессировку и тренировать по часу. Щенок легче и быстрее учится, у него еще нет груза проблем и собственного мнения, с которым сталкиваются хозяева взрослых собак. Щенок узнает, что заниматься и играть с хозяином – это интересно, он воспринимает это как данность. У взрослого пса тяжелее переломить тягу к непослушанию, он уже привык развлекать себя сам.

16. Обучение конкретным командам, занятия по дрессировке стоит начать с 3-месячного возраста. По времени одно занятие не должно превышать 5 мин. Щенки быстро устают и тренировка начинает приносить вред, а не пользу. Пару раз в день по 5 мин вполне достаточно для щенка. Занимайтесь дома и иногда на улице. В те моменты, когда щенок хорошо сконцентрирован на вас.

17. Заниматься можно только со здоровым, полным сил, хорошо выгулянным щенком. То же относится и к взрослым собакам. Если есть сомнения в самочувствии питомца, то отмените тренировку.

18. Для повышения интереса к занятию кинологи используют небольшую хитрость – ритуал перед тренировкой. Это одинаковое действие, которое показывает щенку, что вы планируете занятие. Например, ошейник, который вы одеваете только на время работы, или использование сумочки под лакомство. Увидев надетую сумочку, собака сразу же включается, ждет тренировки.

19. Помните, что щенок – это живое существо. У него, как и у вас, бывают хорошие и плохие дни. Дни, когда хочется только баловаться, или он просто не может понять, чего вы от него хотите. Бывают откаты вроде бы хорошо выученных команд. Это нормально. Запомните, если в основном щенок прогрессирует, значит, вы все делаете правильно.

Источник

Как понять поведение собаки: интересные факты + таблица


Поведение собаки зависит не только от врожденных особенностей, но и от воспитания. Агрессию, трусость и другие нежелательные черты характера можно избежать при достижении взаимопонимания. Свои эмоции четвероногие питомцы выражают вербально и невербально. Зная основные сигналы общения, вы легко сможете расшифровать и скорректировать повадки своего любимца.

Содержание

Как формируется характер собаки

Поведение собаки закладывается с рождения. Несмотря на это, со временем оно претерпевает некоторые изменения в результате воздействия внешних факторов.

В зависимости от врожденных особенностей

Врожденные особенности зависят от породы. Они закрепляются в ходе селекции и передаются будущим поколениям по наследству. Большей части терьеров характерна гиперактивность и легкая возбудимость, а мопсам и английским бульдогам – лень и спокойствие. Золотистые ретриверы и лабрадоры – добрейшие в мире создания, не годящиеся для охраны дома, а кавказские овчарки и ротвейлеры – их полные противоположности.

Не менее важный аспект – темперамент. От него зависит форма обучения животного, так как каждый тип нуждается в определенном подходе:

Меланхолики. Самый замкнутый и трусливый тип, требующий много сил и терпения.

Флегматики. Схватывают на лету, но с большим трудом переключаются на новые команды.

Холерики. Быстро воспринимают новую информацию, переданную в игровой форме, но постоянно отвлекаются на любые раздражители.

Сангвиники. Идеальные ученики, обожающие дрессировку. Их просто мотивировать и практически невозможно отвлечь от занятий.

При выборе четвероногого друга очень важно оценить поведение щенка. Доминантные особи постоянно выступают инициатором игр и подгоняют менее расторопных малышей в нужном направлении. Если у вас мало опыта в воспитании четвероногих питомцев – отдайте предпочтение более скромному щенку, спокойно сидящему в уголке.

В зависимости от воспитания

Агрессия и другие нежелательные черты характера проявляются из-за отсутствия социализации и дрессировки. Самые распространенные проблемы начинающих собаководов – избыточная вседозволенность, отсутствие наказаний или, наоборот, чрезмерная жестокость.

Любой питомец вне зависимости от своего размера должен знать базовые команды и правила поведения в обществе. При продолжительном отсутствии результата следует обратиться к кинологу. Прохождение курса дрессировки под руководством опытного тренера поможет привить дисциплину и снизит возможную опасность пса для окружающих.

Взаимопонимание хозяина и питомца

Не только хозяин может научиться понимать поведение своей собаки. Домашние питомцы, живущие бок о бок с людьми, сами довольно быстро запоминают отдельные фразы и различные интонации.

Как видит и понимает человека пес

При общении с четвероногим рекомендуется использовать 3 интонации:

угрожающая, применяемая при наказании;

приказная, произносимая строгим и четким голосом во время дрессировки;

ласковая, необходимая для поощрения желаемых действий.

Пес учится общаться с человеком, соотнося интонации с последующими событиями. Он запоминает его привычки, отдельные фразы и жесты. Скорость обучения зависит от возможной выгоды. Из-за этого слова «Кушать» и «Гулять» запоминаются гораздо быстрей, чем грозное «Фу», предполагающее срочное выплевывание аппетитного кусочка еды из мусорки.

Как человек может понять животное

При воспитании четвероногого питомца очень важно учитывать его чувства. Поведение собаки можно понять по 2 видам сигналов:

акустическим (лай, вой, рычание, скуление);

визуальным (различные знаки, подаваемые при помощи языка тела).

Первую группу сигналов относят к вербальной коммуникации, а вторую – к невербальной. В зависимости от их сочетания, можно определить чувства, испытываемые животным.

Расшифровка основных повадок собаки

С основными повадками собак и их расшифровкой можно ознакомиться на примере расположенных ниже таблиц. В первой из них разобраны звуки, а во второй – жесты.

Акустические (звуковые) сигналы

одиночество, попытка связаться с другими животными или хозяином;

Источник

Психология и поведение собак

Интеллектуальный коэффициент собаки превышает коэффициенты многих других животных, среди которых кошки, попугаи и лошади, она владеет прекрасными ассоциативными способностями и легко обучается. Благодаря своим социальным привычкам собака способна интерпретировать некоторое количество сигналов, издаваемых другими особями, как собаками, так и людьми. Эти характеристики позволяют ей по-настоящему общаться с человеком и становиться его другом. Хотя собака не говорит, она сообщает информацию с помощью голоса, поз, движений и запахов, и фундаментальное значение имеет то, что человек научается понимать эти знаки и «отвечать» на них соответствующим образом. Даже будучи очень умной и способной на настоящие эмоциональные отношения, собака не должна быть чересчур «гуманизирована», и ее поведение должно интерпретироваться как поведение животного, а не человека.

Например, «давание лапы», часто производимое спонтанно, не имеет у собаки, как у человека, значения приветствия, но является актом кроткого подчинения и умиротворения, который она использует в отношениях с другими собаками, кладя лапу на шею или на спину. Понятно, что использует она этот жест, когда чувствует непосредственный импульс, поэтому важно, чтобы человек, к которому жест обращен, знал его значение; неправильно заставлять собаку «давать лапу» Незнакомым людям, к которым она, естественно, не испытывает ни чувства кроткого подчинения, ни умиротворения.

Собака широко использует обонятельные сигналы, употребляя запахи для передачи сообщений: например, для того чтобы указать границы своей территории, она метит их следами мочи или трет землю лапами, чтобы оставить выделения потовых желез, расположенных на подушечках. Кроме того, она имеет обыкновение валяться в веществах с резким запахом, таких, как навоз, чтобы выделить, согласно ее суждению, запах собственного тела. Очень развита также передача зрительных сообщений, осуществляемая через широкий репертуар поз, мимической экспрессии и движений хвоста, таким образом собака передает информацию, которую другие собаки, иные животные и человек могут интерпретировать. Кроме того, действуют голосовые сигналы: агрессивное ворчание, вой, поскуливание, завывание и лай. Ниже приведены некоторые принципиальные моменты поведения собаки, которые ее хозяин должен знать, чтобы установить «корректный» диалог со своим четвероногим другом.

В жизни собаки обоняние играет принципиальную роль, она обнюхивает окружающих в наиболее значимых с точки зрения запаха частях, как, например, в зоне гениталий, где находятся кожные железы, выделяющие пахучие вещества. Нюхая их, собака устанавливает (как мы, глядя на лицо) пол другой собаки, ее возраст, ситуацию со здоровьем и настроением. Кроме того, такое поведение — показатель иерархического положения. Самец, находящийся на высокой ступени, имеет право обнюхивать гениталии всех подчиненных ему самцов, самок и молодняка. Встреча двух собак протекает согласно единому, безвариантному церемониалу, состоящему из трех фаз:

  1. взаимное обнюхивание носов;
  2. контакт двух шерстных покровов, в особенности в области плеч;
  3. обнюхивание гениталий, которое завершает взаимное знакомство.

Каждая собака, как мальчик, так и девочка, внимательно следит за состоянием собственной зоны гениталий и чистит ее, облизывая с большой тщательностью. Это поведение, естественное и гигиеничное, имеет свои причины. Когда собака чует что-то не совсем обычное в анальной зоне, весьма вероятно, что она страдает расстройством пищеварения.

У собак различных пород хвост может иметь разную форму. Движения хвоста связаны с нюхом и специальными анальными железами, запах которых индивидуально различается у каждой собаки. Веселая собака виляет хвостом, чтобы дать почувствовать свой запах, а испуганная — закрывает анальное отверстие и гениталии, чтобы спрятаться. Надо заметить, что, когда собака быстро виляет низко опущенным хвостом, она — в хорошем настроении, а если движения хвоста медленные, он поднят высоко и напряжен, собака показывает свое иерархическое превосходство, и это может служить прелюдией к ее агрессивному поведению. Некоторые таксы в моменты эйфории виляют хвостом не только из стороны в сторону, но также винтообразным движением. Частота взмахов указывает на степень радости животного. Наблюдение за хвостом позволяет выделить целый ряд психических состояний и разнообразных настроений: например, хвост охотничьей собаки в момент работы — красноречивый показатель отношения к охотнику. Собачий хвост — непосредственное и всегда искреннее высказывание. Каждый владелец собаки должен научиться понимать значение движений хвоста своего четвероногого друга. У собак с купированным хвостом важно «читать» движения обрубка.

Читайте также:  Стандарты для кобеля немецкой овчарки

У собак очень развито любопытство, оно особенно проявляется по отношению к новым объектам. Именно любопытство позволяет животному, даже немолодому, обучаться с радостью. Во время обучения собаки любому специальному приему необходимо учитывать эту естественную радость. Уже спустя 15 дней после рождения щенок проявляет желание знать, что его окружает и как пахнут все вещи вокруг него. Прогулка нужна собаке не только из-за необходимости «размяться», но также и по причине большого любопытства и стремления узнать новые запахи. Вот почему многие собаки так любят кататься в автомобиле. У этого животного любопытство может быть определено как «исследовательская активность». Собаку интересуют и зрительные образы. Зрение — чувство, которое наиболее часто обманывает собаку. Однако следует знать, что очень внимательный взгляд — это результат воздействия других чувств (обоняния и слуха), обеспечивающих глаз верным направлением и помогающих преодолеть врожденную слабость зрения у собаки. Но не нужно смешивать зрительное любопытство собаки с выражением ее глаз, сильно различающимся у разных пород.

Моча является для собаки указателем территории. Животное долго ищет место, наиболее подходящее и целесообразное для своих отправлений, и часто его меняет. Кошка стремится зарыть фекалии, чтобы скрыть свой маршрут, в то время как волк кладет их даже на стволы деревьев, так как помечает ими свою территорию; собака в этом смысле больше волк, чем кошка.

Найдя место, она долго его обнюхивает, вертясь вокруг себя самой, определяя направление ветра, и в конце концов испражняется, после чего часто возвращается на это место, но не для того, чтобы уничтожить следы, а чтобы добавить к запаху фекалий запах собственных подошв. Дефекация — часть собачьего языка. Когда мальчик хочет просто помочиться, он не замедляет выход жидкости до тех пор, пока не освободится мочевой пузырь; напротив, короткое и частое мочеиспускание подразумевает указание другим собакам на границы своей территории. Если собака находится за пределами собственного участка (как часто случается с собаками в городе], мальчик оповещает о себе, орошая пахучие следы мочеиспускания своих предшественников. Поднятием лапы (которое является добровольным актом, при желании лапу можно не поднимать) собака указывает также на собственную энергию и силу. По пахучим следам другая собака может многое понять: пол, возраст, состояние здоровья и другие черты животного, оставившего метку.

Девочки и щенки не имеют потребности в подобной демонстрации силы, напротив, предпочитают не слишком показываться возможному сопернику. Поэтому они мочатся только в одном месте (девочка — 3-4 раза в день), предпочитая участки, где следы будут плохо видны и быстро исчезнут: землю, траву, листья и песок. Наблюдая за мальчиками различных размеров, которые «орошают» пограничные места (угол стены, столб, дерево и т. д.), мы заметим, что тот, кто поменьше, будет поднимать лапу как можно выше, чтобы попасть струей в отметину, оставленную предыдущей собакой средних размеров. Если позже в том же месте пройдет мальчик большого размера, мы увидим, что он будет стараться пустить струю пониже, руководствуясь теми же резонами.

Слабые или застенчивые мальчики, живущие в стае, не смеют поднять лапу при «орошении» окрестностей или делают это с большими затруднениями. Энергичный мальчик мочится с усиленной демонстративностью. Есть девочки, которые, подобно мальчикам, при малой нужде иногда поднимают одну заднюю или даже две передние лапы, принимая почти вертикальное положение. Щенок легко учится «делать дела» за пределами дома, так как еще не в состоянии оставлять «пограничные следы»; труднее взрослой собаке, которая в питомнике или в деревне всегда обозначала границы своей территории. Иногда взрослая собака может быть спровоцирована оставить свою метку, если к вам пришел друг со своей собакой. Еще хуже, если у посетителя собака-девочка в период течки. Собаки-девочки, и особенно щенки, часто мочатся в знак подчинения, когда хозяин к ним приближается, не надо их ругать за это, лучше вселить в них побольше уверенности в себе!

Отношение собак к кошкам обычно враждебное. Конфликт основывается на глубокой разнице, существующей между ними: собаки — общественные животные, а кошки — одиночные, у них совершенно разный язык.

Собака, которая видит бегущую кошку, преследует ее, движимая охотничьим инстинктом. Но если рядом с собакой в доме растет котенок, то он становится ее другом, то же самое происходит с кошкой и маленьким щенком. Чтобы животные жили в согласии, нужно избегать конкуренции между ними, когда они едят; не следует возбуждать их ревность (если у вас кошка на коленях, дайте собаке печенье); великолепная система воспитания, дающая прочные результаты, состоит в том, чтобы они играли вместе еще с младенческих лет.

Собака — животное общественное и, когда живет в стае, должна подчиняться законам иерархии, существующим среди волков и шакалов. В помете, в питомнике, среди собак, которые живут в деревнях или на городских окраинах, формируется некая социальная лестница, возглавляемая вожаком, обычно старшим самцом. Он имеет право обнюхивать гениталии других особей и право «высокой» струи. Если вожак по какой-то причине заворчит на своего «подчиненного», часто этот последний без всякой причины начинает ворчать на другого, более низкого по иерархии.

Жесты признания иерархического превосходства суть таковы: отказ от обнюхивания зоны гениталий лидера, отказ от «пускания струи» на струю вожака, виляние хвостом в ответ на рычание, поворот головы, приглашение к игре; жест, когда собака пятится назад, садится на задние лапы, останавливается, когда вожак удаляется, примирение с тем, что он принимает «позу случки»; лежание на земле и демонстрирование брюха или беззащитной части тела. Лишь с признанием иерархического превосходства кончается враждебность и начинается дружба. Сходное поведение в отношении человека означает, что собака признает его своим вожаком.

Собака любит играть в течение всей жизни: вот почему можно ее обучать, играя. Уже в возрасте 3-4 недель щенок начинает имитировать «борьбу» и «охоту», преследуя собственный хвост и беря в рот предметы. Игра учит щенка правилам жизни, а взрослому помогает свободно проявлять свои эмоции, часто слишком сдерживаемые человеком. Следует часто играть со щенком, которого обучаешь. Представьте себе, что ваши руки — собачьи морды, которые сжимают, опрокидывают, хватают его то слева, то справа. Играть с человеком, сотрудничать с ним — радость для щенка, который в этой борьбе, хоть и шутливой, обучается тому, что невозможно противостоять хозяину, и, следовательно, нужно его весело принимать в качестве вожака. И наоборот, щенок даже самой мирной породы, заметивший во время игры испуг хозяина, в зрелом возрасте станет тираном, так как каждая собака принимает на себя функции вожака, если имеется вакантное место. Щенок, который играет с хозяином, принимает без обиды резкое прекращение игры. То же происходит, когда он играет с родителями. Однако он недоумевает, если за игрой следует наказание, это порождает в щенке чувство неуверенности. Например, если щенок кусает чуть более энергично руку хозяина, можно прекратить игру, но не следует его бить или наказывать, ведь малыш еще не знает, что человек не обладает такой же шерстью, что и собаки. Можно сказать ему дружелюбно «Нет!» без крика и грубого окрика. Таким образом, он быстро научится смирять свою естественную агрессивность и, обучившись, станет в зрелом возрасте настоящим помощником человека.Совместная «охота» — одна из любимых игр щенков и взрослых: один из группы берет на себя роль дичи и убегает от преследования, в то время как другой, оставаясь неподвижным, следит за товарищем, а затем преследует и хватает его. Игра – лучшая форма обучения. В стае родители и взрослые обучают щенка, как себя вести, играя с ним, поощряя и корректируя, заставляя изменять неправильное поведение.

Несмотря на то, что собака учится, глядя на поведение окружающих, она не является подражателем и пользуется в основном накопленным ею опытом, повторяя то, о чем прошлый опыт говорит как о положительном и приятном, и отказываясь от повторения отрицательных и неприятных результатов. Поэтому ее легко обучать. Однако ее подражательные способности должны основываться на глубинных импульсах. Например, если собака видит, что какая-то другая особь открывает засов двери, она ей не подражает, но молодая собака тотчас начинает подражать работе хорошего пастуха. Охота и сопровождение стада соответствует у многих пород врожденным инстинктам.

С момента рождения щенка облизывает мать. Облизывание — метод поддержания чистоты. Собаки ласково лижутся друг с другом, чистят себя, облизывая потные или больные места. Лизание — жест дружелюбия. Касание тоже является проявлением ласки. Чтобы приласкаться к матери, щенок тычется носом в угол ее рта и лижет ее. Когда собака демонстрирует такое поведение по отношению к своему хозяину, это значит, что она просит ласки. Ответить на этот жест раздражением — значит дать собаке почувствовать себя растерянной, такая реакция хозяина покажется ей непонятной. Если вы не знаете языка вашей собаки, это уменьшает ее способность к обучению. В период выращивания щенков собака (так же, как самки волков, шакалов и многих птиц) отрыгивает частично переваренную пищу, давая ее щенкам (и за это ее не следует ругать). Чтобы получить эту пищу, малыши тычутся мордами в уголки материнского рта. Если вы погладите 2-3-недельного щенка в уголках рта, он громко зевнет. Если ваша собака, возможно, после того как вы ее поругали, прикасается к вам мордой, желая коснуться своим носом угла вашего рта и лизнуть нос, это значит, что она желает восстановить приятельские отношения и признает вас своим вожаком. Когда хозяин возвращается домой, собака прыгает на него, чтобы поприветствовать на свой лад, дотронувшись мордой до углов рта. Она прекращает это, если хозяин нагибается, так как для нее больше нет необходимости прыгать. Если вы закрываете рот рукой, подобные излияния нежности прекратятся. Собака вас приветствует согласно собственному импульсу и церемониалу. Если при этом она будет наказана или вы с ней плохо обойдетесь, она будет считать вас непонятным человеком, с которым тяжело сотрудничать. Собаке необходимо знать, что вы понимаете ее язык. Каждый раз, когда она слегка ударяет вас снизу вверх своим носом, она хочет выразить свое желание: возможно, это просьба о ласке, животное приподнимает мордой руку хозяина, подталкивая ее к своей голове. Это знаки любви, преданности, желания сотрудничать. Необходимо всегда отвечать на эту ласку по-доброму. Часто собаки одной группы делают вид, что они друг друга кусают. Иногда собака тянет зубами руку хозяина, приглашая на обычную прогулку.

Первый знак угрозы — поднятый хвост, который стоит прямо, как древко знамени. В это время конечности делаются упругими и мелко дрожат, что выглядит весьма неуклюже. Собака, которая угрожает, хочет казаться шире и выше, чем она есть: поднимает тело, топорщит шерсть на затылке и на спине. Если угроза обращена к другой собаке, глаза делаются неподвижными, а взгляд — пронизывающим. Два противника неподвижны и кажутся сражающимися на расстоянии. Часто один из них на некотором этапе начинает вести себя как маленький, он не выдерживает и отказывается от борьбы, вертит головой в разные стороны, падает на землю или пятится назад, либо удаляется, держа хвост между ногами. Если психической подготовки оказывается недостаточно для того, чтобы установить свое превосходство, угрожающий вид становится более явным: уши заворачиваются назад нос раздувается, из горла вырывается угрожающее рычание, зубы обнажаются. Иногда один из спорящих царапает землю передними лапами, возможно, чтобы распространить запах пота. Хвосты противников прикрывают гениталии. Собаки приближаются друг к другу, касаются шерстью, и этот контакт усиливает раздражение. Вот они уже стоят плечом к плечу, и угроза переходит в нападение. Иногда, особенно если их тянут за ошейник хозяева, собаки дерутся, поднимая передние ноги и пытаясь достать ими горло соперника или ухватить его лапами за затылок, чтобы свалить на землю. Как правило, борьба самцов длится недолго, обычно обходится без крови, укусы смягчаются шерстью. Собаки убивают друг друга крайне редко и случайно: жертвой может стать маленькая испуганная собачка, а убийцей — большая и сильная. При поединке мальчиков одинакового размера один из двух часто признает превосходство другого и жестом просит о пощаде, наиболее красноречивый жест капитуляции — падение на землю и демонстрация брюха (наиболее незащищенной части тела). Это один из наиболее обычных жестов щенков. Если собака проделывает это перед хозяином, который на нее кричит, ей нужно, чтобы он немедленно проявил свою благосклонность к ней. Собака говорит: «я сдаюсь», а в обществе собак победитель всегда принимает капитуляцию, тотчас отказываясь от агрессивности. Точно так же должен поступить и человек, чтобы собака видела, что ее язык понят, и смогла бы сохранить психическое равновесие. Чтобы разнять двух собак, начавших «разборку», хозяева должны энергично тянуть их за передние лапы. Обычно два бойца не скрывают своей радости, будучи «оторваны» один от другого.

Читайте также:  Муж помогает жене с кобелем

Необходимо, однако, внимательно следить, чтобы обе собаки оказались под контролем одновременно. Иначе пока одну тянут в сторону, другая может ее искусать с удвоенной силой. Нужно помнить, что собака, которую тянет хозяин и в то же время кусает противник, может потерять доверие к своему хозяину, и восстановить его будет непросто.

Что касается девочек, то баталии между ними более редки, но неожиданны — без преамбул и жестоки. Девочка не отстаивает, как мальчик, территорию или какую-либо иерархию, а защищает щенков (даже если их не имеет), из-за которых может претерпеть укусы соперницы. Однако многие девочки мирно живут бок о бок всю свою жизнь и даже растят своих и чужих щенков вместе. Между мальчиками и девочками, как правило, нет столкновений; самое большее — мальчик в раздражении может толкнуть девочку, подмять ее под себя, но глубоко не кусает; есть девочки, которые оставляют следы на «мужской шкуре».

Случка между девочкой и мальчиком проходит в те немногие дни и часы, когда девочка того пожелает. Иногда один щенок вскакивает на спину другого, этот жест считается игрой, косвенным образом связанной с половой сферой. Часто у собаки половые органы находятся под влиянием эмоций. Можно заметить эрекцию у собаки, когда хозяин возвращается после отсутствия, это просто проявление радости, не связанное с сексуальностью.

Между двумя мальчиками, которые играют, часто наблюдается жест, имитирующий совокупление, однако без эрекции; этот случай является попыткой установить собственное превосходство над приятелем, который часто не соглашается, рычит и сам в свою очередь принимает «мужскую» позицию. Другие мальчики, напротив, не восстают, соглашаются с таким неполноценным положением на иерархической лестнице.

Собаки, очень агрессивные во время защиты своей территории, не сражаются за девочку в период течки, когда происходит случка: они ухаживают за нею целой ватагой и становятся в очередь, оставляя за самочкой право выбора. Иногда девочка притворяется, что убегает, делает несколько шагов и садится с высоко поднятым хвостом. Некоторые девочки принимают последовательно нескольких мальчиков, но, едва почувствовав себя оплодотворенными, отгоняют их, начиная кусаться. В итоге мальчики чуют, что «каприз» кончился, и уходят. Один из «кокетливых» жестов, применяемых самками, — неподвижное стояние с высоко поднятым хвостом, в качестве последнего призыва девочка забирается на мальчика, чтобы побудить его к решительным действиям.

С помощью взгляда собака может выразить многое. Если она смотрит на вас искренне и прямо в глаза, значит, имеет с вами доверительные и надежные отношения. Если не смотрит никогда в глаза, значит, хочет сказать, что вам не удалось понять ее языка и установить с нею отношения сотрудничества. Если продолжает перебегать взглядом с одного места на другое, это означает, что боится и не любит вас. Если незнакомая собака встречает вас угрожающим взглядом, она хочет сказать, что готова укусить при малейшем вашем движении: поэтому лучше не двигайтесь.

Собака выказывает антипатию по отношению к одним людям и симпатию по отношению к другим. Симпатии и антипатии животных изучены швейцарским зоологом X. Хедигером. К одним собака ласкается, а к другим нет, она лает на некоторых прохожих, в то время как других встречает, виляя хвостом. Некоторые знаменитые исторические личности доверяли только тем, кто был симпатичен их собакам. В основном общительность собаки зависит от ее первых контактов с человеком между 20-м и 50-м днями жизни. За этот период происходит явление, называемое словом импринтинг. Если в это время люди не уделяли ей достаточного внимания, собака навсегда останется малообщительной. Это экспериментально проверялось у собак разных пород: если между 20-м и 50-м днем жизни собаки не имели многочисленных контактов с различными мужчинами и женщинами, если все это время жили с родителями и другими себе подобными, без знакомства с людьми, они оставались на всю жизнь закрытыми по отношению к людям, скрытными и тяжелообучаемыми. Если с рождения собаки знали ласку человека и человеческие запахи, все происходило прямо противоположным образом. При выборе собаки, а также во время ее воспитания и обучения необходимо иметь в виду импринтинг. Во время наиболее «гибкого» периода щенок должен прийти к пониманию того, что человек — товарищ, с которым можно играть и сотрудничать. Однако нет необходимости тотально ограждать щенка от других собак (братьев, родителей), с которыми он развлекается; иначе собака станет раздражительной и ворчливой по отношению к животным; родственники могут оказывать подрастающему щенку различные услуги, так он научится общаться и с другими собаками и сотрудничать с ними. Естественная общительность собак наблюдается в селах, где они часто формируют группы, курсирующие внутри какой-либо зоны. Но и городские собаки часто бегают по улицам, возвращаются домой только ночью для еды и сна. В Соединенных Штатах B.C. Стенли и его сотрудники продемонстрировали, что молодые собаки настолько привыкли к жизни с людьми, что радуются уже самому присутствию человека рядом с ними, даже если он остается пассивным и молчаливым. Щенок, лишенный общества человека, грустит. Для собаки вообще и для молодой в особенности отсутствие человека ощущается как нехватка психической подпитки.

Во время сна взрослая собака не желает находиться рядом с другими: предпочитает изоляцию. Щенок же, наоборот, имеет потребность (в отсутствие матери и братьев) спать под чем-то шерстистым, мягким и теплым: в противном случае жалуется без конца. Чтобы заснуть, собака «сворачивается», таким образом она защищает наиболее чувствительные части тела: грудную клетку, живот, гениталии. Есть, однако, собаки, которые предпочитают спать в позе лягушки (определяемой также как «полулежачая»), например некоторые спаниели, бульдоги, пекинесы. Это обычная поза новорожденного щенка: задние лапы протянуты назад живот упирается в землю, голова лежит на передних лапах. Во сне собака видит сны: уже щенок сучит лапами и шевелит ушами, взрослый во сне проявляет беспокойство, подвывает, рычит. Если в этот момент его неожиданно разбудить, у него будут очумелые глаза и ему будет тяжело прогнать сонное состояние, точно так же, как это случается с человеком. Возможно, собаке снятся запахи, так же как нам снятся зрительные образы. Во сне собаки производят особые звуки, ничего подобного во время бодрствования не слышно. Перед тем как свернуться и заснуть на своей подстилке, собака несколько раз поворачивается из стороны в сторону. Долгое время этот жест считался инстинктивным воспоминанием о предках, которые выравнивали кусты и траву и таким образом готовили себе более удобную лежанку. Конинг, однако, заметил, что чем больше собака двигалась, тем больше она поворачивается на подстилке, прежде чем заснуть. Трумлер объяснял, что этот жест имеет целью найти наиболее удобное положение для спинного хребта: если она устала и плохо себя чувствует из-за долгого хождения, ей приходится долго искать необходимую позицию. Во время сна собака имеет обыкновение поворачивать голову к двери конуры или комнаты.

Собака имеет ясное чувство времени, то есть чувство ритма. Если ее кормить в установленный час, она будет беспокоиться при его приближении. Бавар выводит стадо на пастбище и пригоняет его назад всегда пунктуально. Точно так же собачка привыкает отправляться в школу, чтобы встретить там мальчика. Таким же образом привыкает щенок, который живет в питомнике и которого регулярно берут на обучение. По мнению некоторых кинологов, собака обладает даже чувством еженедельного ритма.

Как и многие животные (пернатые, кошачьи, грызуны), собака имеет чувство территории. Поэтому-то она является сторожем квартиры, охраняет имущество. Она стремится не допускать чужаков на свою территорию, стоять в центре, оповещая о границах с помощью собственного запаха. Собака лает, чтобы указать собственное территориальное превосходство подобно тому, как птица поет, а лев рыкает. Территория может принадлежать одной собаке, паре или стае. Оказавшись на чужом участке, собака показывает себя уважительным наблюдателем, избегающим столкновений с хозяином: если этот последний приходит, чужая собака на него не глядит, притворяясь, что занята другими вещами, и удаляется весьма уважительно.

Территория часто окружена каким-то жизненным пространством, зоной, которую собака посещает, но не охраняет. Для собаки, которая живет в деревне, это может быть зона отходов, место прогулок с хозяином, для городской собаки это парк или луг на окраине. Жизненное пространство может также быть местом обычной охоты. На этом пространстве собака оставляет свои «дорожные знаки», которые не являются знаками владения территорией, но служат для обозначения обычных дорожных маршрутов. Поэтому, прогуливаясь, мальчик ходит по малой нужде почти всегда под те же самые деревья, фонари, углы стены. Девочка же не отмечает таким образом границу территории и не оставляет дорожных указателей, исключение составляет период течки, когда «струя» служит ей для оповещения окрестных мальчиков о своем положении. Заметим, что и мальчики намного меньше метят свою территорию, когда холодно или идет снег. Постоянная агрессивность собаки, посаженной на короткую цепь, связана с сокращением до минимума ее собственной территории. Даже со временем собака не примиряется с цепью, так как невозможно подчинить человеку природный инстинкт.

Собака производит различные звуки, и они имеют различное значение; все собачье окружение их понимает, часто в отличие от непонимающего хозяина. Вот принципиальные звуки:

  • Лай. Голос соответствует породе, к которой принадлежит собака, но есть и индивидуальные особенности. Ухо способно различать, лает сеттер или боксер, мальчик или девочка. Энергичный тон — почти всегда врожденный. Каждый хозяин различает в лае собственной собаки десяток значений: предупреждение о появлении незнакомых людей, присутствие чужой собаки, приветствие вернувшимся членам семьи, игра с детьми или с другом, столкновение с проходящими собаками, страх перед опасностью, просьба воды (лай-нытье, очень своеобразный), требование еды, призыв к игре и проч. Существуют собаки лающие — такие, как терьеры, молчаливые — борзые, немые — басеньи, воющие — такие, как ищейки, «предупреждающие» — «волчата» и пудели.
  • Вой. Это всегда просьба о помощи со стороны, как щенка, так и взрослой собаки.
  • Рычание. Есть рычание шуточное (короткое, веселое, явное) и угрожающее (продолжительное, враждебное, мрачное, возникающее между горлом и зубами). Иногда оно сопровождается оскаливанием зубов.
  • «Кайн-кайн-кайн». Этот звук вызван болью; кроме того, он выражает протест и просьбу о помощи.
  • Сильный лай. Это лай длительный, тон его — враждебный. Так часто лают собаки, ночью оставленные одни во дворе.
  • Скуление, нытье. Это тихий продолжительный стон. Он указывает на плохое самочувствие и недовольство, нетерпение, вызвано желанием встретить сочувствие или что-то выпросить. Иногда он означает следующее: «Откройте мне дверь» или «Пойдемте отсюда, я устала находиться в этом месте, вернемся домой».
  • Завыванье. Высокий и жалобный вой, как дневной, так и ночной; иногда это реакция на музыку. Он часто побуждает собак, находящихся поблизости, к хоровому вою, как у волков.
  • Сопение. Это своего рода предупреждающее чиханье, подавленный лай с закрытой мордой, первая реакция на приближение чужих людей или подозрительные шумы. Сопя, собака всегда поворачивает голову по направлению к «страшному» предмету, как бы указывая на него.

Источник



Каким должно быть поведение щенка

Если заводчики заинтересованы в работе со своими щенками, им нужно следить за реакциями щенков и знать, какие формы их поведения являются «нормальными». Семинедельные щенки, оставленные с матерью, при появлении посторонних атакуют их, собравшись в группы ( Scott , Fuller , 1965). Нет ничего необычного в том, что щенки, постоянно остававшиеся с матерью до 7 недель, образуют стаю. В возрасте 3-4 недели щенки начинают следовать друг за другом. К 5 неделям они устремляются в открывшуюся дверь уже группой. Чем активнее ведет себя щенок около двери, тем более буйным он становится в дальнейшем. Если щенки вырастают на воле, а не в питомнике, то в возрасте 12 недель они начинают обследовать все вокруг. Независимо от того, вырастают они в питомнике или на воле, в любом случае к 6-7 неделям все однопометники сильно привязываются к месту и друг к другу. Это период, когда при отлучении щенков от стаи или места обитания случаются самые серьезные болезни и проявляются самые большие дестабилизирующие эффекты ( Elliot , Scott , 1961). Эта реакция смягчается, если все щенки одного помета полностью или частично попадают в благоприятные условия. Разлучение щенков друг с другом или с привычным местом в возрасте 6 недель отрицательно сказывается на развитии их поведения. Эти результаты — один из сильнейших аргументов в пользу отказа от больших собачьих питомников. Они также дают представление о том, почему у многих щенков, взятых от матери в очень юном возрасте, возникают поведенческие отклонения. Заводчики считают, что оптимальный возраст для отлучения щенков от матери — от 6 до 7 недель, в литературе оптимальным возрастом считается 7 недель ( Campbell , 1992). На основании проведенных исследований можно сказать, что это слишком юный возраст. Если забрать щенков слишком рано, это не только сильно скажется на их поведении в будущем, но и будет представлять опасность для здоровья. В возрасте от 6 до 8 недель полученные от матери антитела начинают исчезать, а результаты вакцинации еще не успевают проявиться, кроме того, сама перемена мест вызывает стресс, повышающий риск заболевания щенка. Нужно отметить, что в США законодательно запрещено продавать собак до 7-недельного возраста.

Читайте также:  Рост месячного щенка немецкой овчарки

Еще одно доказательство того, что социальное воспитание щенка необходимо и должно начинаться очень рано, получено при работе с собаками-поводырями. Заводчики опасаются, что ранняя социализация собак подвергает их биологическому риску. Щенков собак-поводырей вакцинируют с 6-недельного возраста каждую третью неделю вплоть до достижения возраста 12-16 недель. Обследование 24000 таких щенков показало, что после вакцинации из них заболело менее полудюжины. Эта работа (цитируется по Appleby , 1993) подтверждается исследованиями Группы педиатрии и генетики Ветеринарной школы Пенсильванского университета. Щенки были включены в программу активной иммунизации, предполагавшую также контакт с «уличным» вирусом. Эту программу сочли полезной для повышения иммунитета щенков ( P . Jezyk , Ветеринарная школа Пенсильванского университета, личное сообщение), поскольку в большинстве случаев заражения не происходило даже в том случае, если щенки контактировали с тяжело больными животными.

Стресс в возрасте от 6 до 7 недель также ухудшает способность к обучению, и это имеет прямое отношение к проблеме нечистоплотного поведения собаки в доме. Щенки начинают выделять плотный кал и стремятся отправлять естественные надобности в одном месте в возрасте 8,5 недель. Матери стимулируют их к мочеиспусканию и дефекации приблизительно до трехнедельного возраста. В возрасте от 3 до 7-8 недель щенки отправляют естественные надобности, когда и где им захочется, мало заботясь о месте. Соответственно, это наиболее удобное время приучить щенка испражняться в определенном месте. Если заводчик хочет приучить щенков к чистоплотности и самостоятельности (см. обсуждение дальше), ему, видимо, стоит держать их у себя более 8,5 недель. Заводчикам может показаться, что это слишком большой срок, но по некоторым данным ( Fuller , 1967), при полуизолированном содержании щенков для их «социализации» достаточно всего лишь по два 20-минутных периода в неделю.

Щенки лучше всего реагируют на предметы, например на поводки, в возрасте от 5 до 9 недель ( Scott , Fuller , 1965). Заводчики могут помочь щенкам, начав заранее приучать их к шлейкам, ошейникам и поводкам.

Щенки, отделенные от матери и помета в период прекращения молочного вскармливания, скулят с частотой до 100 звуков в минуту ( Elliot , Scott , 1961). Это говорит о том, что не стоит одновременно и отлучать щенков от материнского вскармливания, и передавать новому хозяину. Есть данные ( Pettijohn et al ., 1977), что игрушки не смягчают дистресса при отделении щенков от суки, но наличие социальных контактов его облегчает. Щенки обычно легче переносят стресс при контакте с человеком, чем с собаками, если их отделяют от суки в возрасте 7-8 недель.

В 11-недельном возрасте у щенков формируются прочные иерархические связи, окончательно стабилизирующиеся к 15 неделям. Если заводчик не собирается оставлять себе щенков, их надо раздавать в тот момент, когда они могут легко развивать стабильные связи. Большинство прочных иерархических связей не устанавливается до тех пор, пока щенок не достигнет социальной зрелости, наступающей в возрасте 18-36 месяцев. Отрицательный эффект от слома установившихся иерархических связей, к которым уже привыкло животное, не изучен.

О том, до какой именно степени порода влияет на поведение, известно пока недостаточно, но такой вопрос ставится часто. Выявлены лишь некоторые особенности; например щенки, бигля проявляют намного больше интереса к пище, чем щенки басенджи ( Scott , Fuller , 1956). Это вполне ожидаемое качество для породы, для которой большую роль играет чутье. Кроме того, биглей отбирали для работы в группе; при одиночном воспитании до возраста 16 недель они теряют способность играть. Правда, их можно вызвать на игру, но эти собаки будут играть совсем не так, как это делают те, что в детстве росли вместе с сородичами ( Adler , Adler , 1977).

Многочисленные работы, проведенные в США и Европе, в целом подтвердили полученные ранее данные ( Fuller , 1955; Pfaffenberg , Scott , 1959; Scott , Beilfelt , 1976; Stur et al ., 1989). Из щенков, взятых из питомника в возрасте 12 недель или раньше, 90% с успехом прошли обучение в школе собак-поводырей, тогда как из тех, кто оставался в питомнике еще на 3 недели (возраст 15 недель), успешно кончить школу поводырей смогли только 30% ( Appleby , 1993). Та же зависимость обучаемости от сроков начала обучения отмечена у собак, которых воспитывали как компаньонов ( P . Mundell , личное сообщение). Это явление обусловлено не столько контактами с человеком и периодами социализации, сколько периодами, когда животные лучше обучаются. Это напоминает ситуацию с изучением иностранных языков у человека, которое легче всего дается в раннем возрасте. Некоторые эффекты социализации могут быть ослаблены в результате обучения и влияния средовых и генетических факторов.

По данным работы, в которой оценивалось влияние отцовских и материнских генетических факторов на способность собак к обучению и решению задач, отмечено более значительное влияние отцовских генов в 5 из 13 использованных тестов, причем самое большое — на аппортировку предмета. Вариабельность материнских влияний во всех 13 тестах была очень высока — в среднем в три раза выше, чем у наследственных показателей отцов (цитируется по F It , 1984). Аналогичные результаты получены и в Шведском центре подготовки собак ( Fit , 1984). Эти данные имеют большое значение для дрессировщиков, готовящих собак для выполнения специальных задач.

Сравнение поведения немецкой овчарки и бигля показывает, что при встрече с незнакомыми предметами локомоторная активность проявляется независимо от других форм поведения, наблюдаемых в этой ситуации ( Wright , 1983). У щенков в возрасте от 5 до 8 недель не обнаружено половых различий в уровне двигательной активности или тревожных криков; максимальный дистресс, судя по вокализации, имеет место на 5-й неделе развития ( Gurski et al .,1980).

В возрасте 8,5 недель щенки, воспитанные в контакте с людьми, исследуют новые предметы гораздо активнее, чем воспитанные в питомнике. Это не значит, что щенков следует рано отделять от матерей и воспитывать в тесном контакте с человеком. Это означает только, что сенсорная стимуляция имеет большое значение для развития исследовательского поведения. Раннее отделение щенков от матерей, как было показано, неблагоприятно сказывается на их физическом и поведенческом развитии. Определенно установлено ( Sla — bbert , Rasa , 1993), что отъем щенков в возрасте 6 недель отрицательно влияет на их физическое состояние и вес. В этой же работе показано, что при раннем отделении щенков связи с человеком не становятся более тесными; тогда как физическое здоровье животных от этого ухудшается.

Федерсен-Петерсен ( Feddersen — Petersen , 1994) исследовал онтогенез взаимоотношений собак с человеком от рождения до 9-месячного возраста у 47 пород. Результаты работы подтвердили влияние условий выращивания щенков: воспитанные в социальной изоляции детеныши отрицательно реагировали на обращение к ним человека и демонстрировали враждебность в ответ на его приближение, тогда как собаки, которые вовремя имели контакт с людьми (адекватная социализация), демонстрировали нормальное дружелюбное отношение и хорошо приспосабливались к другим социальным ситуациям.

Обладание костью и способность охранять ее у щенков, занимающих низкое иерархическое положение в группе, сильно меняется в возрасте от 5,5 до 11,5 недель, но самые агрессивные и напористые могут удержать свой ранг и сохранять свою кость ( Wright , 1980). Это говорит о том, что изменения в социальной иерархии взрослых животных на самом деле развиваются с самого юного возраста, и заводчикам следует учитывать, что способность менять свое место в социальной иерархии может оказаться намного более ценным навыком, чем просто быть «главной собакой».

Хотя данные, собранные ранее Скоттом и его сотрудниками, по сути можно считать классическими, важно учитывать следующее: 1) выборка была небольшая; 2) число изученных пород невелико; 3) исследования проводились в лаборатории на лабораторных животных, а потому не отражают всех возможных форм поведения; 4) эти исследования никогда не были повторены или продолжены. Мы «преуспели» в обсуждении и лечении «аномалий», не исследовав полностью «нормы». Более того, данные этих исследований были неправильно поняты и неправильно применялись широким кругом любителей. В различных пособиях по собаководству говорится о «энергичности», «способностях» и «темпераменте», однако нет ни строго подобранных данных, ни их статистической обработки, обосновывающих какие-либо утверждения о выраженности этих качеств. Таким образом, ко всем рассуждениям, использующим эти понятия, следует относиться большой осторожностью.

Вкратце можно сказать, что необходимо убеждать заводчиков в необходимости с самого рождения приучать щенков к человеку и создавать для них разнообразные ситуации, используя при этом спокойный, благожелательный подход. Крайне важно, чтобы заводчики начинали сводить своих щенков с взрослыми собаками в возрасте 3 недель, а с людьми — в 5 недель, и постоянно предъявляли щенкам новые ситуации. Владельцам и заводчикам нужно напоминать, что указанные сроки не «высечены в камне», а должны рассматриваться только в контексте оценок риска: если детенышам не предъявлять соответствующий стимул в то время, когда они наиболее восприимчивы именно к нему, то у них могут развиться определенные поведенческие нарушения. Мы должны объяснять клиентам, что не надо откладывать знакомство животных с различными условиями среды, если, конечно, те не проявляют длительно сохраняющихся или очень сильно выраженных признаков страха или дистресса. Легкий испуг или дистресс играют адаптивную роль, и обучение тому, как выходить из конфликта или уклоняться от нежелательного контакта, составляет одну из важнейших задач социального развития собаки. Тем не менее, этот вопрос почти не изучался. Поведение щенков характеризуется значительной индивидуальной изменчивостью, и для части из них более раннее знакомство с внешним миром может оказаться положительным фактором. Следует объяснить клиентам, до какой степени важно раннее знакомство щенка с внешним миром и что раннее «плохое» обучение (обучение нежелательным формам поведения) тоже может иметь серьезные последствия. Владельцы собак должны знать, что в возрасте 8,5 недель у щенков формируется предпочтение определенного места для отправления естественных надобностей, а в возрасте от 5 до 8,5 недели они очень хорошо приручаются и учатся ходить на поводке. Наша задача довести до сведения клиентов, что щенки отличаются большой индивидуальностью поведения и в пределах одного помета, и между пометами. Клиентам надо научиться распознавать любые признаки психологического или поведенческого стресса и дистресса и принимать меры, если применяемая «программа социализации» оказывается для щенка чрезмерно тяжелой.

Классификация форм поведения щенков

Ранние формы поведения у собак можно разделить на этэпимелетическую (стремление к ласке), эпимелетическую (проявление ласки) и аллело-миметическую (групповая активность) формы поведения. До 4-недельного возраста (в конце переходного периода и начале периода социализации, когда собаки наиболее склонны к установлению социальных контактов), отношения в помете построены в первую очередь на эпимелетическом поведении матери — проявлении ласки и заботы о щенках. Проявляя эпимелетические формы поведения, мать:

Вылизывает анальную и генитальную области щенка и поедает его кал и мочу

Ухаживает за шерстью и вылизывает мордочку

Подталкивает щенков носом с целью направить их туда, где теплее и легче найти соски; помогает им принять позу, облегчающую дыхание и прочие физические и физиологические функции

Переносит в гнездо случайно отползших в сторону щенков

Приносит в гнездо пищу для щенков.

По мере роста молодняк начинает сбиваться в кучки и скулить — это этэпимелетические формы поведения. Проявляя их, щенки:

Виляют низко опущенными хвостами, поза настойчиво-просительная

Облизывают лицо, нос и губы матери

Наскакивают и толкают мать лапой

Следуют за матерью

Проявляя групповые или аллеломиметические формы поведения в периоды более активной социализации, щенки:

Вместе бегают, сидят или лежат

Вместе знакомятся с новым предметом

Одновременно лают или воют

Вылизывают шерсть (груминг) друг другу

Обнюхивают и толкают носом других членов группы.

Источник