Меню

Как сделать школу для собак

Дрессировка собак в домашних условиях для начинающих, 1 часть – с чего начать, команды Ко мне и Рядом

Для домашнего обучения базовым командам проще и плодотворнее пользоваться методикой положительного подкрепления. Применить её сумеет даже ребёнок. Для этого не нужен талант кинолога и фундаментальные знания. Дрессировка собак в домашних условиях для начинающих владельцев из механического натаскивания превращается в занимательное обучение без принуждения.

Традиционные методы дрессировки

Успех обучения собаки напрямую зависит от выбранной методики. В основе старой школы дрессировки лежит система положительных и отрицательных подкреплений, другими словами – пряника и кнута.

Обучающие инструкции пестрят рекомендациями применять силовые методы, когда собака что-то делает не так: «надавите на холку», «дёрните за поводок», «потяните за ошейник» и прочее.

Так советуют учить щенка команде Лежать традиционным способом.

Сторонники старых методов не верят в способность собаки понимать команды без принудительных мер. Главные задачи такой дрессировки – подавить естество животного, полностью подчинить, добиться безукоризненного автоматического выполнения команд.

Такой подход к домашней дрессировке нарушает контакт животного и владельца. Собака связывает негативные эмоции с хозяином. Воспринимает его как центр своих бедствий, от которого нужно держаться подальше.

Избыток отрицательных эмоций у чувствительных собак приводит к стрессу. Хроническое внутренне напряжение ставится главной причиной поведенческих проблем.

Дрессировка собак методом положительного подкрепления

Последние два десятилетия тренеры и владельцы отходят от традиционных способов домашней дрессировки собак.

Методика положительного подкрепления целиком опирается на внутреннюю мотивацию животного для выполнения команды хозяина и отрицает насильственные методы.

Собаки – социальные животные. Природа наделила их познавательными способностями, направленными на выстраивание отношений с человеком. Другими словами они вовсе не хотят конфликтовать с хозяином, который даёт кров, еду, заботу и любовь. Собаки тоже заинтересованы в выстраивании мирных отношений.

Владельцу остаётся лишь развить природные способности, доходчиво объяснить, какого поведения он ждёт:

  • Положительное подкрепление – это всё, что любит собака и самый простой, понятный способ передать информацию: сделай, как хочу я, и получишь, что любишь ты. Животное быстро связывает своё поведение с ценной наградой. В следующий раз выполнит задание с большей вероятностью, быстрее и лучше.
  • Тренировки на положительном подкреплении проходят на радостном эмоциональном фоне, укрепляют контакт с хозяином.
  • Собака искренне заинтересована в результате. Первую награду воспринимает как случайность, вторую считает совпадением, третью – закономерностью. После регулярных занятий проявляет инициативу в предвкушении награды, сама предлагает нужное владельцу поведение.
  • Дрессировка на положительном подкреплении подходит для животного любого возраста: от двухмесячного щенка до взрослой собаки с проблемами поведения.

Когда рядом с хозяином эмоционально уютно, интересно, весело и вкусно, базовые навыки осваиваются «сами собой», без усилий.

Положительное подкрепление – не означает вседозволенность, когда хозяин не реагирует на поступки питомца. Наоборот, это гуманный способ установить свои правила, научить собаку правильному поведению.

Три кита домашней дрессировки собак – 3 вида мотивации

Собака живёт по своим законам, следует инстинктам, и не работает просто так. Движущая сила дрессировки – мотивация животного. Если пёс хочет что-нибудь получить, то готов напрягаться, думать и делать.

Самые действенные 3 вида мотивации:

  • Пищевая. Здоровую собаку еда интересует всегда. Это свойство обусловлено инстинктом выживания. Вкусным кусочком хозяин побуждает совершить нужное действие, награждает после правильного выполнения.
  • Игровая. В каждой собаке заложен охотничий инстинкт. Отсюда привычка трепать предметы, догонять. Любимая игрушка сработает не хуже лакомого кусочка для наведения животного на нужное действие. Игра с хозяином станет поощрением правильного поведения.
  • Социальная. Эта вторичная мотивация, которая нарабатывается постепенно. Если вместе лакомством, игрушкой собаку эмоционально хвалить, гладить, она быстро поймёт смысл слов и прикосновений. Постепенно похвала становится самостоятельным мотиватором без добавления корма и игры.

Легче всего управлять животным, у которого развиты все 3 вида мотивации. Лакомство, любимая игрушка, похвала – это зарплата собаки, за которою она готова работать.

Почему отрицательное подкрепление не работает

Отрицательное подкрепление – это любое негативное воздействие непосредственно в момент невыполнения команды. Повышение голоса, силовые методы дают временный результат, их приходится постоянно ужесточать.

Сначала пёс реагирует на окрики, слушается. Потом привыкает, перестаёт замечать. Хозяин усиливает отрицательное подкрепление, в ход идут рывки поводка.

Это временно помогает, но животное и к ним приспосабливается. Приходится дёргать сильнее и так до бесконечности. Особо «продвинутые» дрессировщики от собственного бессилия доходят до строгих или электрошоковых ошейников.

Отрицательное подкрепление ничему не учит, не мотивирует совершить правильное действие. На тренировках собака ничего кроме страха и отвращения к командам не чувствует. В результате живёт в состоянии хронического стресса.

Чувствительные животные зарабатывают настоящий невроз, который трудно лечится. О доверии, уважении и любви можно забыть. Главным двигателем поступков становится страх.

Звуковые маркеры положительного подкрепления

Звуковой сигнал – это способ мгновенно отметить правильное выполнение команды. Для этого на тренировках пользуются кликером.

При нажатии на кнопку кликер издаёт чёткий щелчок средней громкости.

Перед первыми занятиями потренируйте питомца в спокойной домашней обстановке:

  • Щёлкните кликером. Потом сразу дайте вкусный кусочек.
  • Упражнение повторите 5 – 7 раз подряд, сделайте перерыв.
  • В течение суток вернитесь к нему ещё 5 – 6 раз.
  • Позанимайтесь 2 – 3 дня, потом проверьте. Дайте сигнал и посмотрите на реакцию животного. Если пёс встрепенулся и выжидательно смотрит – значит, понимает звук правильно и можно начинать занятия.

Кликером удобно пользоваться, но у него есть недостатки. Прибор занимает руки, теряется, забывается. Некоторых собак щелчки нервируют. На начальных занятиях вместо кликера можно пользоваться словом «Да». Его поизносят коротко, без эмоций, всегда одинаково.

Звуковой сигнал дают точно в момент правильного выполнения. Он не отменяет награды. После щелчка кликера или маркера «Да» собаку всегда угощают, хвалят или играют. Без поощрения сигнал становится бесполезным.

Звуковыми маркерами удобно фиксировать короткие удачные моменты. За мгновение не успеть сунуть вкусный кусочек в пасть. Щелчок кликера или слово «Да» сообщают животному: ты сделал правильно, сейчас будет награда.

Сигналом мгновенно закрепляют выполнение команды на расстоянии, когда невозможно сразу наградить собаку. После освоения навыка звуковые маркеры уже не нужны. Кликеры и другие полезные аксессуары для дрессировки смотрите здесь .

Звуковые маркеры отрицательного подкрепления

Неправильное поведение отмечают коротким словом, чаще «Нет». Слово произносят спокойно, без эмоций, с одинаковой интонацией. Оно передаёт животному сообщение: ты ошибся, нужно переделать.

После маркера «Нет» собаку лишают награды. Когда между человеком и собакой устанавливается тесный эмоциональный контакт, неполучение порции ласки, похвалы, лакомства становятся для животного настоящим наказанием.

В каком возрасте начинать дрессировать щенка и сколько заниматься

Раньше обучение собак начинали с 6 месяцев. На тренировках применялись силовые приёмы, которые не допустимы для маленьких щенков.

Дрессировку на положительном подкреплении можно начинать уже с 2 месяцев дома, а после плановых прививок переходить на улицу:

  • Занятия проводите короткими сессиями, но несколько раз в день, например, утром и вечером.
  • Общее время одной тренировки для щенка – не больше 15 минут, для взрослой собаки – 40 минут.
  • Одну команду повторяйте не больше 3 – 5 раз подряд, затем делайте перерыв, поиграйте с питомцем или переходите к другому заданию.
  • Заканчивайте тренировку чуть раньше, чем он устанет или потеряет интерес.

Какое лакомство давать щенку при дрессировке

Вкусный кусочек на тренировках как указка. Он наводит на нужное действие, помогает объяснить команду, отмечает успешное выполнение.

Перед тренировками собаку не кормят, иначе лакомство не заинтересует питомца. Голодная собака тоже плохой ученик. Запах еды станет сильным раздражителем, отвлекает внимание от хозяина.

Кормите питомца за 2 – 3 часа до тренировки.

Повседневная еда не станет действенным стимулом. На занятия берите самый желанный корм, который соответствует критериям:

  • Не навредит здоровью собаки.
  • Не пачкает руки. Например, сырое мясо привлекательно для животных, но оставляет следы на ладонях, одежде.
  • Доступен по цене: корм для тренировок нужен постоянно, а не по праздникам.
  • Не крошится. Вареная курица в руках расслаивается, падает на землю, отвлекает собаку.

Размер кусочков делают таким, чтобы пёс сумел быстро проглотить. Если он долго жуёт заработанное угощение, то забывает, за что его получил. Но не обманывайте питомца, не давайте крошки, которые он вообще не почувствует.

Вот вариант лакомства, которое подходит для дрессировки:

  • Возьмите в равных частях говяжье легкое, сердце, печень.

  • Помойте, отварите в течение 30 – 40 минут.
  • Остудите, порежьте на кубики.

Такую еду любят собаки, она не вредит здоровью, не оставляет следов на руках и не распадается на кусочки.

Другие виды корма для тренировок:

  • Варёные желудки, сердечки кур, порезанные на кубики.
  • Ломтики нежирной колбасы или сыра – не полезная еда, но пойдёт, когда под рукой ничего нет.
  • Готовые лакомства для дрессировки из зоомагазина.

Подушечки для дрессировки для собак любого возраста и породы.

Перед началом занятий потренируйтесь дома ловить собаку на кусочек, научите двигаться за рукой. Поднесите кончиками пальцев к носу, дайте понюхать и отведите сторону, чтобы щенок проследовал за кусочком.

С чего начать дрессировку щенка

Первое условие успешных тренировок – установить зрительный контакт с питомцем.

Основа домашней дрессировки: зрительный контакт с питомцем.

Под этим словом скрывается не просто взаимопонимание, доверие и радость общения. Это умение смотреть, задерживать взгляд, концентрировать внимание на хозяине, не отвлекаясь на внешние раздражители.

Собака думает о том, что видит перед собой. Когда смотрит на хозяина – слышит его, готова воспринимать и выполнять команды.

Поэтому сначала научите питомца быстро переключать внимание на вас:

  • Дома сядьте напротив щенка, покажите кусочек и спрячьте за спину.
  • Когда он начнёт искать, окликните по имени.
  • Дождитесь, когда пёс посмотрит вам в глаза, поймайте взгляд хотя бы на секунду.
  • В этот момент дайте звуковой сигнал кликером или словом «Да», похвалите и отдайте кусочек.
  • Повторяйте упражнение в спокойной обстановке дома по 3 – 5 раз в несколько заходов с перерывами.
  • Потом продолжайте тренировать на прогулке: сначала на пустыре, затем на площадке с раздражителями.
  • Понемногу увеличивайте время концентрации внимания – удерживайте взгляд 2, 3, 5 секунд. И только потом подавайте звуковой сигнал, хвалите и угощайте.

Постепенно щенок поймёт – смотреть на вас выгодно, ведь за это дают вкусняшку. Он перестанет убегать на прогулках, станет чаще оглядываться. На такое поведение легко накладываются другие команды.

Какие команды можно выучить с собакой

Самостоятельно по силам освоить базовые навыки, которые значительно упрощают совместную жизнь с питомцем:

  • Ко мне – мгновенно подбегать на подзыв.
  • Сидеть, Стоять, Лежать – принимать статичные позиции и не трогаться с места без разрешения.
  • Рядом – не тянуть хозяина на прогулках или двигаться без поводка.
  • Фу – спокойно проходить мимо выброшенной еды на улице, не подбирать с земли.
  • Место – отправляться на лежанку по требованию.
  • Дай – спокойно отдавать схваченную кость или ценную вещь.
  • Принеси – этот навык пригодится во время игры, когда нужно сбросить скопившуюся энергию.

Для оценки прогресса освоение нового навыка можно разделить на 4 главные стадии:

  1. Первое успешное выполнение.
  2. Собака без запинок демонстрирует новый навык в 8 случаях из 10 в тихом уединённом месте.
  3. Команда без задержек выполняется в любом месте на улице и дома, с разными отвлекающими факторами.
  4. Новый навык становится частью повседневной жизни, остаётся его поддерживать.

За крупный успех и переход на очередную стадию обучения собаку награждают большой порцией самого желанного лакомства. Это как «джек-пот», который выдаётся в случае значительного прорыва.

Собака не выполняет команды – что делать

Неудачи на тренировках чаще случаются по трём причинам: низкая мотивация, ошибки владельца, плохое самочувствие животного:

  • Не торопите собаку. Она сама задаст темп, ведь скорость обучения у всех разная. Одни усваивают новый навык после 5 повторений, другим и 100 закреплений мало. Но и самые гениальные не выполнят в первого раза задание в незнакомой обстановке, с сильными раздражителями.
  • Ставьте выполнимые задачи. Усложняйте задания постепенно: чем больше отвлекающих внимание объектов, тем труднее собаке. Тренируйте сначала дома, потом на улице в уединённых уголках, затем в местах с минимумом раздражителей. Когда у щенка начнёт получаться, переходите на площадки с сильными отвлекающими факторами, где гуляют другие животные, незнакомые люди.

Если тренировки перенести из дома сразу на шумный двор, питомец забудет все команды.

Собака делает без принуждения только то, что ей выгодно. Дайте ей понять – правильное поведение и выполнение команд это вкусно, приятно и весело. Успех придёт, когда ваши интересы совпадут с выгодой питомца.

Как научить собаку команде «Ко мне» в домашних условиях

Эта самая важная команда. Она убережёт животное от опасностей, а хозяина от конфликтов на прогулке. Необученных навыку подзыва щенков на улице не спускают с поводка.

Выполнение задания длится секунды, но собаку придётся научить трём элементам:

  • Мгновенно отвлекаться от своих занятий и переключать внимание на хозяина.
  • Быстро подбегать, не отвлекаясь на посторонние предметы.
  • После выполнения сесть у левой ноги или напротив, посмотреть на хозяина, ждать указаний.

Чтобы собака освоила упражнение на 100%, дрессируйте сначала дома, потом на улице с разными отвлечениями.

Как обучить подзыву щенка – первые шаги

Сначала щенка знакомят с командой «Ко мне» дома:

  • Первый шаг – объясните значение команды, сформируйте связь между словами и движением к хозяину. Подзывайте щенка, когда он смотрит, готов подбежать или направляется в вашу сторону.
  • Команду произносите спокойно и ясно, чтобы она не терялась в потоке слов, с позитивными интонациями. Когда щенок подбежит, закрепите успех звуковым сигналом, угостите лакомством, похвалите.
  • Второй этап – отойдите на расстояние на 1 – 2 шага. Уловите момент, когда щенок посмотрит в вашу сторону, покажите игрушку или корм и командуйте «Ко мне».
  • Третий шаг – подзывайте щенка, когда он не смотрит на вас, но ничем интересным не занят. Когда он подбегает, отходите назад на пару шагов назад, чтобы щенок двинулся за вами.
  • Четвёртый шаг – подавайте команду, когда щенок увлечён игрушкой. Если он не реагирует, значит, усложнять задачу рано. Вернитесь временно назад.
  • Пятый шаг – зовите щенка с соседней комнаты. Не забывайте каждый раз угощать, хвалить.
  • Заключительный элемент – научите садиться у ваших ног. Поднесите кусочек к носу, поднимите над головой щенка, переместите чуть назад к линии глаз. Когда он задирает морду, задняя часть непроизвольно опускается на пол, так устроены собаки.

Основные ошибки начального обучения подзыву:

  • Повторять команду несколько раз. Щенок привыкнет подбегать со 2 – 5 попытки. Главная задача для начинающего дрессировщика – научится распознавать, когда питомец наверняка подойдёт.
  • Подзывать грозным голосом.
  • Произносить вместе кличку и команду. Они не должны сливаться в одно слово. Имя нужно для привлечения внимания, команда – для подзыва.
  • Звать щенка для неприятных гигиенических процедур или чтобы отругать за провинности.

Свяжите с командой только положительные эмоции.

Как научить собаку чаще смотреть на хозяина во время прогулки

За пределами дома для щенка открывается новый мир звуков, запахов, незнакомых людей, собак и кошек. Под влиянием впечатлений он забывает о хозяине, перестаёт замечать.

В таких условиях дрессировать бесполезно. Сначала установите зрительный контакт с питомцем на улице, научите видеть вас и слышать. Найдите тихое место с минимумом раздражителей или выводите во двор рано утром, поздно вечером.

Для тренировки внимания щенка полезно выполнять 3 упражнения:

  1. На прогулке молча остановитесь и ждите, когда собака посмотрит на вас. Держите на коротком поводке не больше метра. Пусть пёс бегает, обнюхивает вокруг. Когда посмотрит на вас или подойдёт – дайте звуковой сигнал и наградите.
  2. После 3 – 5 повторений отпустите побегать на длинном поводке. На каждой прогулке делайте по 5 таких упражнений.
  3. Регулируйте внимание собаки в движении. Гуляйте спокойным шагом, потом остановитесь. Как только пёс к вам повернётся – достаньте вкусный кусочек, отойдите на два шага назад. Пусть он сам подойдёт и возьмёт. Скоро собака станет оборачиваться во время остановок.
  4. Покажите лакомство и отвернитесь. Пёс забежит спереди и станет искать взаимодействия с вами.

На этом этапе не зовите собаку, не дёргайте за поводок. Задача упражнений – добиться внимания без принуждения. Если пёс подошёл и не хочет отходить, поиграйте с ним. Покажите, как с вами весело и интересно. Потом отпустите побегать на длинном поводке.

Станьте интересным для питомца, и он не захочет гулять сам по себе и убегать за собаками.

Команда «Ко мне» на улице

После установки зрительного контакта возвращайтесь к отработке подзыва. На прогулках для щенка слишком много интересного, поэтому начинайте занятия на близком расстоянии в тихом месте:

  • Держите щенка на поводке длиной 2 – 3 метра. Покажите игрушку или лакомство и подзывайте, когда он ничем не увлечен, смотрит в вашу сторону. Правильное выполнение команды свяжите с положительными эмоциями. Хвалите, угощайте вкусными кусочками, поиграйте и отпускайте гулять.
  • Постепенно увеличивайте длину поводка сначала до 5, потом 7, 10 метров. Подзывайте по-прежнему, когда собака к вам развернулась, сама готова прибежать. Команды давайте оживлённым, радостным голосом.
  • Повторяйте подзыв на прогулке каждые 10 – 15 минут, угощайте, хвалите и снова отправляйте бегать на длинном поводке. Помогите щенку не отвлекаться по пути на посторонние предметы. Отбегайте сами, подбадривайте хлопками, похвалой.
  • Затем на 5 простых подзывов добавьте 1 сложный. Подавайте команду, когда собака отвлеклась, не смотрит на вас. Научитесь определять, насколько она поглощена. Подзывайте, когда уверены в выполнении. Если пёс не прибегает на зов в момент обнюхивания жука в траве, то не сумеет переключить внимание в разгар игры.
  • Без поводка собака ведёт себя по-другому, часто перестаёт слушаться. Привяжите во время отработки команды «Ко мне» верёвку длиной 10 – 20 метров вместо поводка. Она даст ощущение свободы. Однако вы сможете в любой момент наступить на кончик и контролировать питомца на расстоянии.
  • На заключительном этапе покажите, что делать после выполнения команды. В момент приближения поймайте питомца на кусочек, подведите до нужного места. Затем поднимите лакомство над головой щенка, он автоматически сядет у ваших ног.

Когда подзыв получается на 100% в уединённых местах, переходите на площадки внешними раздражителями. И снова начинайте с близкого расстояния.

С поводка питомца спускают, когда он мгновенно бежит на подзыв, даже если рядом появилась кошка или играют другие собаки.

Собака не подходит на подзыв – исправляем ошибки

По правилам подзыв даётся только один раз, а пёс должен прибежать по первому требованию. Однако идеальная модель получается не всегда. Винить животное не продуктивно, попробуйте разобраться в своих ошибках.

Вот возможные ситуации, которые ведут к неповиновению питомца:

  • Вы подзываете собаку угрожающим тоном. Ни одно здравомыслящее существо не захочет подходить, если слышит злобные интонации. Подавайте команды позитивным голосом.

  • Питомец замешкался, отвлекся, подбежал с задержкой. Вы за это ругаете. Собака живёт настоящим. Она не связывает недовольство хозяина с поступком, совершённым минутами раньше. В сознании питомца объединяются неодобрение любимого хозяина и момент приближения. В следующий раз он не захочет подбегать. Хвалите, поощряйте даже за выполнение с опозданием.
  • Пёс не слушается, вы пытаетесь поймать. Собака воспринимает такие действия как игру. С удовольствием в неё включается. Попробуйте убегать. Пёс инстинктивно двинется следом. В этот момент развернитесь, скомандуйте «Ко мне», а после выполнения наградите.
  • На улице вы отпускаете собаку свободно бегать, играть. В конце зовёте, пристёгиваете, ведёте домой. Если прогулки проходят по такому сценарию, для собаки после выполнением приказа «Ко мне» заканчивается радость и веселье. Подзывайте питомца по 5 – 10 раз за прогулку. Похвалите и снова отправляйте бегать. Чтобы сгладить момент возвращения домой, немного поиграйте по пути.

Иногда хозяева ведут себя непредсказуемо. Во время дрессировки последовательно обучают командам на положительном подкреплении. Дома кричат, бьют за провинности. В результате пёс опасается подходить. Он просто не знает, что ожидать от хозяина.

Если возникают трудности с самостоятельным обучением собаки, можно записаться на обучающие курсы. У каждого кинолога свои наработки и ценные находки. Даже на бесплатных вебинарах можно найти много полезного для себя.

Команда Рядом – домашняя работа

Эта сложное задание. Собаке нужно уметь начинать движение, ускорять, замедлять, останавливаться, делать повороты. Сначала определите место питомца рядом с собой – у левой, правой ноги или ему разрешается идти с любой стороны. Обозначьте для себя, на каком расстоянии он может двигаться. Обычно поводок чуть провисает.

Чем яснее вы представите модель будущего поведения питомца, тем доходчивее объясните, а щенок быстрее поймёт.

Первые занятия проводите дома, посвятите объяснению команды. Щенка параллельно познакомьте с поводком:

  • Наденьте поводок, чтобы он чуть провисал. Встаньте около питомца, дайте вкусный кусочек. Так вы обозначите место около вас. Вербальную команду пока не вводите. Она воспринимается как шум и мешает щенку сосредоточится на задании.
  • Сделайте 1 – 2 шага вперёд. Когда щенок последует за вами, похвалите, угостите.
  • Постепенно увеличивайте «прогулки» по дому, постоянно закрепляйте правильное поведение похвалой и лакомством.
  • Когда щенок начнёт свободно передвигаться у вашей ноги, познакомьте со словом Рядом. Это единственная команда, которую можно повторять не один раз.

Когда собака поймёт смысл команды, переходите к занятиям на прогулках.

Как отучить собаку тянуть поводок на улице

Перед прогулкой настраивайте собаку идти рядом уже в прихожей. Не давайте бежать впереди. Если она рвётся в дверь, остановитесь у выхода. Подойдите к питомцу и поведите поводок в сторону. Назад не тяните, это только подстегнёт бежать вперёд. Когда пёс встанет у ноги, похвалите, скомандуйте «Рядом» и идите.

Для занятий на улице найдите тихое безлюдное место. Сначала отпустите собаку сходить в туалет, побегать. Поиграйте 5 – 10 минут. Подвижным животным нужно сбросить энергию. Затем приступайте к тренировке:

  1. Возьмите щенка за поводок, подведите за лакомством к месту рядом с собой, которое обозначили дома. Скомандуйте и начинайте движение. Через каждые 2 – 3 шага останавливайтесь, хвалите, угощайте.
  2. Если пёс убежал вперёд, натянул поводок – не дёргайте, просто остановитесь. Затем позовите питомца, отойдите на пару шагов назад. Когда он вернётся не давайте лакомство, не подкрепляйте желание убегать, натягивать поводок. Просто скомандуйте и продолжайте упражнение, периодически поощряя.
  3. Если собака заинтересовалась предметом вдали, безудержно рвётся вперёд – подойдите, удерживая поводок. Потом потяните вбок без рывков и разверните животное в противоположную сторону. Скомандуйте «Рядом». Через 3 – 4 шага похвалите, наградите, продолжайте движение.
  4. Слишком энергичного щенка разворачивайте каждый раз, когда он с силой рвётся вперёд. Затем двигайтесь в противоположном направлении. Не дёргайте за поводок, это даёт кратковременный результат. На очередной прогулке всё повторится сначала.

Занимайтесь регулярно на каждой прогулке в несколько заходов. 5 минут походите на коротком поводке. Потом поиграйте, отпустите гулять на 5 – 10 минут.

Друзья, оставляйте комментарии. Ваши дополнения и опыт дрессировки собак в домашних условиях полезны для начинающих владельцев.

Источник

Школа для собак: шаг за шагом – Школа для собак: шаг за шагом – 5

Страница 5 из 5

ПРИУЧЕНИЕ К ПРОЦЕДУРАМ

Процедуры ухода и врачебная помощь далеко не всегда приятны собакам. Перед некоторыми процедурами они испытывают страх, некоторые прикосновения они находят неприятными и, прежде всего, мы, люди кажемся им во время этих процедур угрожающими. Уже одно наше пристальное внимание к какой-то части тела с точки зрения собаки представляет угрозу. Но без такого пристального внимания уход за шерстью и контроль состояния здоровья собаки невозможен. Поэтому мы должны вовремя начинать приучение собаки ко всем этим процедурам и втолковать ей, что она после этого, если будет хорошо себя вести, даже может получить лакомство. Тогда это не превратится в главную проблему.

Для всех упражнений, которые будут описаны далее, важно учесть: если собака проявляет страх или защитную реакцию, вы должны на следующем занятии не повышать уровень сложности, а повторить пройденное; если собака сопротивляется изо всех сил во время таких процедур и манипуляций, приучение к которым невозможно разделить на отдельные более легкие навыки, значит, придется непременно настоять на своем и крепко – но ни в коем случае не ругая! – прижать собаку. Ждите до тех пор, пока она не ослабит сопротивление (это может быть долго), и похвалите ее, как только она явно успокоится.

Внимание! Если собака воспринимает вас во время процедур ухода как угрозу, или клацает на вас зубами, или кусает, вы должны непременно принять меры предосторожности! В таком случае начните с обучения навыку ношения намордника. Другие упражнения начинайте только тогда, когда собака хорошо привыкнет к наморднику, и его можно будет без проблем надеть во время упражнений по уходу.

В рамках упражнений по отработке навыков и привычек, необходимых в жизни домашней собаки, можно использовать тот факт, что собаки устанавливают очень тесную связь с обстоятельствами. Если вы занимаетесь с собакой упражнением дома, можете применить такой трюк, при помощи которого можно дома хорошо приучить собаку, например к посещению ветеринара. Введите для этого особый сигнал, означающий для собаки, что предстоит занятие по уходу. В качестве сигнала может служить большое полотенце. Если собаку всегда упражняют на таком полотенце, то она свяжет этот сигнал почти автоматически с навыком. Отправляясь к ветеринару, возьмите это полотенце с собой и расстелите его на смотровом столе. Тогда собака почувствует себя в ситуации, сходной с учебной, которая ей знакома, и будет менее испугана.

Прочесывание шерсти

Совет! Если ваша собака плохо переносит прочесывание или очень беспокойна, часто помогает такой трюк: намажьте на большую разделочную доску или тарелку тонкий, но закрывающий всю ее поверхность слой печеночного паштета или плавленого сыра. Разрешите собаке это облизывать, а сами приступайте к обработке шерсти. Соблюдайте при этом важное правило, чтобы сделать в будущем собаку терпеливой: неприятную для нее процедуру нужно закончить прежде, чем окончится ваше лакомство. Придется постепенно продвигаться, не стараться сразу обработать всю собаку, а по очереди одну за другой части тела.

Не каждой собаке необходимо прочесывать шерсть. В зависимости от типа шерсти и ее длины процедуры ухода за шерстью могут быть весьма долгими, при которых также иногда приходится щипать шерсть. Более того, собаки воспринимают многие процедуры ухода за шерстью, как угрозу, если не были обучены в связи с этим не придавать никакого значения якобы угрожающим жестам и не жевать щетку. Поэтому стоит продолжать приучать собаку к щетке до тех пор, пока она ее грызет и радуется этому. Следите, чтобы во время этих занятий не брать щетку с острой или проволочной щетиной, которой можно поцарапать кожу и сделать мучительной для собаки процедуру расчесывания шерсти. Это упражнение в измененной форме, но в той же последовательности, вы можете использовать для приучения к вытиранию собаки после купания или к стрижке когтей.

План занятий!

  • Упражняйтесь с собакой, прикасаясь ко всем частям тела. При этом начинайте с тех мест, которые собака сама подставляет или спокойно позволяет трогать.
  • Затем начинайте ненадолго дотрагиваться до тех мест, прикосновение к которым вызывает у собаки беспокойство. Вознаграждайте лакомством.
  • В последующие дни развивайте терпение собаки, трогая ее все дольше. Не забывайте поощрять ее почаще. Используйте для этого моменты, когда собака ведет себя спокойно и послушно.
  • Если собака стала позволять трогать и сжимать ее кожу в любом месте, начинайте упражнения со щеткой. При этом поступайте в той же последовательности, как это описано выше.

Совет! Если ваша собака уже достаточно послушна, то во время отработки навыков терпения во время процедур ухода вы можете использовать соответствующие команды. С собаками, которые еще обучаются этому (собака-“ученик”, собака-“подмастерье”), конечно, так поступать не рекомендуется.

  1. Начинайте работать щеткой там, где собаке это приятно. Этой собаке нравится, когда ей чешут шерсть на шее, но она неохотно дает расчесывать ноги. Поощряйте собаку, когда она стоит спокойно. Положение ушей показывает нам, что она не совсем расслабилась.
  2. Всегда, когда ситуация требует этого, вы должны демонстрировать примирительные позы. Например, как тут: отведение взгляда, поворот головы в сторону.
  3. Проблемные места чешите недолго и поощряйте собаку сразу же, если она ведет себя прилично. Частые повторения и “фальстарты” примиряют собаку с этой ситуацией. Конечно, и здесь рекомендуется время от времени принимать позы примирения.

Ношение повязки

Почти каждая собака была хотя бы раз ранена или травмирована. Если больное место нужно обработать лекарством и наложить повязку, то это может оказаться весьма затруднительно. Возможно, рана еще причиняет ей боль, а повязка непривычна и мешает собаке. Вторую проблему вы можете, однако, заранее исключить, если в целях профилактики приучите собаку носить разные повязки. Одновременно вы должны внушить собаке, что она не имеет права сама снимать повязку или использовать ее как “игрушку для грызения”. Забинтуйте собаке сначала одну лапу. А затем постепенно приучайте к ношению повязки на других частях тела в той последовательности, как поступали во время упражнений со щеткой. Постепенно увеличивайте время ношения повязки. Не забывайте держать собаку почти постоянно под контролем, а, кроме того, сосредоточивать ее внимание на другом или просто отвлекать. Спустя некоторое время можете постепенно ослаблять отвлекающую помощь. После наложения повязки отвлеките собаку лакомством. По тому, как эта собака держит лапу с повязкой, можно понять, что все это для нее очень непривычно. Теперь поманите ее лакомством. Собака с повязкой должна сделать несколько шагов.

Закапывание лекарства в глаза

Травмы глаз или воспаление бывают у собак довольно часто. Тогда приходится закапывать в глаза лекарство. Но именно манипуляции в области головы собака воспринимает как особенно угрожающие, к тому же вам придется смотреть ей прямо в глаза. К этой процедуре собаку можно приучить.

  • Положите на лоб собаки руку ребром с бутылочкой. Отверстие капельницы должно быть при этом направлено вниз.
  • Поддержите другой рукой подбородок собаки, слегка приподнимите ее голову кверху.
  • Если собака зажмуривает глаза, очень нежно подтяните вверх кожу на лбу собаки ребром лежащей здесь ладони, а пальцами руки, поддерживающей подбородок, подтяните кожу морды вниз. Тогда глаза раскроются пошире.
  • Капните одну каплю в глаз и похвалите собаку за помощь, если вела себя спокойно.

При этом методе тренировки собака практически не видит пузырька с каплями, потому что вы держите его над глазами и чуть позади них.

Ношение защитного воротника

Часто после операций или ранений собаке приходится носить защитный воротник, который не дает ей разлизывать шов или рану. Если собака, очнувшись после наркоза, внезапно обнаружит на себе это неудобное сооружение, она испытает нервное потрясение. Такого стресса можно избежать, если заранее приучить собаку, что этот “забавный” предмет просто дополнение к веселой игре. Дать собаке возможность освоиться с защитным воротником можно точно так же, как вы обучали ее “на всякий случай” ношению повязки или намордника. Тогда в случае необходимости ваша собака не испугается. Здоровая собака с готовностью обучается, особенно когда получает лакомство, а больная или только прооперированная собака обычно пуглива и напряжена.

Внимание! Есть две причины, по которым ношение воротника так тревожит собаку. Во-первых, воротник сужает поле зрения, а, во-вторых, собака в воротнике то и дело стукается им о мебель или дверной косяк, мимо которых она привыкла проходить свободно. Поэтому отработку навыка ношения защитного воротника нужно вести не спеша, чтобы собака во время занятия не испытала страха.

  • Сначала разложите раскрытый воротник на земле и разрешите собаке взять несколько кусочков лакомства, которые вы туда положили.
  • На втором этапе упражнения держите воротник чуть выше груди собаки…
  • …и снова дайте собаке взять лакомство с воротника или вынудите ее протянуть голову вперед к вашей руке с лакомством.
  • Следующий этап состоит в том, чтобы постепенно приблизить воротник к шее собаки и застегнуть его. По этой собаке видно, что она чувствует себя неуверенно. Если вы это заметили, нужно упростить упражнение!
  • В таком случае вернитесь к первому упражнению, упражняйтесь часто и постепенно усложняйте требования.
  • Если у вас есть помощник, сделать это упражнение будет совсем просто. Один должен очень медленно застегнуть воротник (желательно разделить на несколько занятий), в то время как другой отвлекает собаку лакомством.
  • Если удалось закрепить воротник за ушами, то, чтобы не довести собаку до стресса, сначала оставляйте его застегнутым ненадолго. За послушание собака должна получить лакомство, а через несколько секунд после этого вы снимете воротник.
  • В последующие дни можно начинать очень постепенно увеличивать время. Старайтесь, чтобы собака сосредоточила внимание на чем-то ей интересном, например любимой игрушке, и не волновалась из-за надетого воротника.

Совет! Собакам, которым это упражнение кажется угрожающим, сначала следует придерживать воротник вокруг шеи, но не застегивать, чтобы в любой момент вы могли легко снять его.

Следующие этапы занятия

Как только вы можете свободно застегнуть воротник на собаке, наступает время учить собаку передвигаться в нем. Привлеките ее лакомством, чтобы прошла вперед. Сначала дома, через комнату, но выберите путь, где она ни с чем не столкнется. Хвалите и вознаграждайте ее чаще, чтобы упражнение доставляло ей удовольствие и чтобы она “забыла” о надетом воротнике. Это упражнение должно быть коротким.

  • Если это хорошо получилось, вы можете начинать подманивать собаку в воротнике, так чтобы она прошла у ножек стола. Пусть даже слегка стукнется о них, но следите за тем, чтобы собака шла медленно и при ударе не испугалась.
  • Оставьте собаку ненадолго в воротнике, но не занимайтесь с нею. Время от времени хвалите ее, конечно, если она совсем расслабилась. Будет отлично, если вы приучите ее спать в воротнике.

Ношение намордника

Для отработки этого навыка нужно выбрать такой намордник, в котором собака может свободно дышать и пить воду, потому что это жизненно важные потребности, и об этом никогда нельзя забывать. Приучение к наморднику нужно разделить на отработку отдельных навыков и сделать каждый шаг обучения приятным для собаки. Так легче приучить к этому собаку, и довольно скоро она согласится носить намордник.

Совет! Лучше всего, если во всей первой фазе тренинга вы будете развлекать собаку, когда она в наморднике, и после нескольких упражнений будет жаждать, чтобы ее именно так поощрили. Так она усвоит, что ношение намордника, такое неприятное сначала, оказывается всегда связано с чем-то приятным – с вашим вниманием или пищевым поощрением.

  • Положите на край намордника изнутри кусочек очень вкусного лакомства и разрешите собаке съесть его.
  • Постепенно усложняйте упражнение, укладывая кусочек все дальше в глубь намордника, с тем, чтобы собаке приходилось самой всовывать морду, пытаясь достать лакомство.
  • Когда собака станет охотно засовывать морду в намордник, можете предложить ей кусочек лакомства через отверстие для носа. Заманив таким способом собаку, постарайтесь, чтобы она задержала морду в наморднике на мгновение подольше. Постепенно она станет держать морду относительно долго, чтобы вы успели застегнуть лямки намордника за ее ушами.
  • Похвалите ее и дайте кусочек лакомства, который можно просунуть через отверстие в наморднике. Постепенно увеличивайте время, которое собака остается в наморднике. Начните с нескольких секунд и постепенно приучите ее спокойно оставаться в наморднике сколь угодно долго.

Внимание! С самого начала строго следите за тем, чтобы собака не царапала намордник лапами, пытаясь стянуть его с носа. Если такое случилось, значит, вы слишком рано перешли к этой фазе отработки навыка.

Играйте с собакой в перерывах между упражнениями, чтобы все занятия приносили ей удовольствие. Особенно это важно при отработке привычек к процедурам ухода и гигиены, так как тесный контакт, например при надевании намордника, воспринимается многими собаками как угрожающий жест или приносит неприятные ощущения.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ

По каким признакам вы можете определить хорошую школу для собак?

  • Радостное желание собак работать должно бросаться в глаза.
  • Тренер должен знать уровень подготовки каждой собаки и учитывать его при построении занятий как с ней, так и с группой, а также при составлении учебной группы.
  • Чередование интенсивных занятий и игровых пауз должно соответствовать уровню индивидуальной подготовки собаки (и, соответственно, учебной группы).
  • Концепция тренинга должна систематически подрабатываться, чтобы соответствовать работоспособности группы. Отработка каждого навыка должна идти постепенно.
  • С тем чтобы избежать стрессовых ситуаций из-за личной непереносимости отдельных членов группы, ее принимают во внимание при индивидуальном подборе в группу.
  • В щенячьей группе следят за тем, чтобы только щенки (собаки до 4 мес.) и при необходимости отдельные более старшие, очень хорошо социализированные, совершенно некусачие собаки участвовали в совместных занятиях.
  • Размер группы должен быть таким, чтобы каждый ученик мог оставаться в поле зрения тренера. Смотря по количеству имеющихся в наличии тренеров, величина группы должна составлять от шести до восьми участников (собака + владелец), ни в коем случае не больше. Отлично, если вся семья может принимать участие в тренировках, однако нужно следить за тем, чтобы группа оставалась обозримой, а в группе начинающих не должно быть излишних отвлекающих моментов.
  • В группе начинающих часто возникает необходимость что-либо объяснить, поправить или показать. Такая группа должна состоять максимально из четырех-пяти участников.
  • Владельца побуждают и обучают самому работать с собакой. Тренер только руководит группой. Если нужна поправка, он должен обратить внимание владельца на ошибку и объяснить.

Методика тренировки и окружающее пространство

  • Тренировка должна базироваться на принятом в биологии научения принципе “Желательное поведение, действие или поступок поощряются и приносят удовольствие”, а в случае необходимости должна включать методику повышения концентрации внимания.
  • Тренер должен располагать солидными и современными знаниями применительно к этологии, содержанию, кормлению и биологии научения. Посещение курсов повышения квалификации по этим дисциплинам само собой разумеется. Он должен, кроме того, обладать общепринятой современной методикой обучения и уметь ее применять индивидуально.
  • Тренер должен уметь своевременно распознавать стрессовые ситуации и тут же гибко менять тренинговую концепцию, умело применяя антистрессоры.
  • Один из важнейших показателей – уровень шума. Если лай собак слишком громкий, сосредоточенная работа будет невозможна. Кроме этого, в таком шуме важные разъяснения тренера могут не дойти до владельцев собак. Но не только шум от собак может мешать. Шум от окружающей среды также не должен превышать определенного уровня.
  • Само собой разумеется, должен быть дружественный тон обращения тренера с учениками! Собачья площадка, на которой приходится орать, явно сомнительного качества. Кроме того, следует помнить, что собаки, конечно, лучше слышат, чем люди, в том числе и владельцы собак.
  • Обратите внимание – вспомогательные средства должны быть только щадящие, например широкий ошейник. Понятно, что могут также быть использованы другие вспомогательные средства, такие как свисток, кликер, игрушки и т. п., или для определенных тренировочных требований также можно использовать волочащийся поводок или собачью уздечку. Если собаке нужно работать в наморднике, то нужно следить, чтобы он не мешал дышать и пить.
  • Индивидуальные советы очень важны. Ни одна собака не похожа на другую. В тренинге следует принимать во внимание особенности разных пород собак.
  • Хорошо, когда можно применить различные формы тренировок: индивидуальное обучение, тренировка в группе, свободные соревнования на снарядах, курсы для щенков, советы перед покупкой щенка, теоретические занятия для владельцев и т. п. Так как собаки обучаются в связи с контекстом, большим плюсом собачьей школе будет, если место для занятий находится вне привычной для собаки местности. Желательно и ценно, если тут установлено тесное взаимодействие с ветеринарным врачом. Особенно если предстоит тренинг проблемной собаки, может потребоваться точный диагноз врача. Проблемные собаки должны приниматься в группы только в отдельных случаях, с опытным тренером. При проблематичном поведении какой-либо из собак, ей сначала рекомендуется индивидуальный тренинг. Должна быть предусмотрена возможность задать вопрос тренеру. Его ответы должны быть понятными и не содержать слишком много специальных терминов. Должно быть общим правилом, что новые клиенты хотя бы один раз до тренировок обязаны показаться, прежде чем примут решение влиться в коллектив. Ветеринарный паспорте отметками о регулярных осмотрах, вакцинациях и дегельминтизации, а также страховое свидетельство собаки должны проверяться при записи.

Источник

Школа для собак: шаг за шагом – Школа для собак: шаг за шагом – 4

Страница 4 из 5

Упражнение “Смотри!” (“Глянь!”). Выполнение с командой

Скажите, например, “Смотри!” и дайте кусочек лакомства. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока она не станет реагировать тотчас после слова “Смотри!”, ждать кусочка и при этом внимательно смотреть на вас (или хотя бы повернется к вам). Теперь усложняйте упражнение и очень постепенно увеличивайте промежуток времени от команды до поощрения. Внимание собаки должно быть все это время оставаться сосредоточенным на вас.

Отработка навыка подхода собаки по свистку

Обратите внимание, что навык работать по свистку отрабатывается очень медленно и постепенно, потому что, если поспешить, у собаки будет слишком мало повторений за день. Таким образом, не будет заложена надежная основа навыка, которая необходима для хорошего послушания. Важно знать, что начинать занятия со свистком следует дома, пока у собаки не установится прочная связь.

Основное упражнение

Убедите собаку в положительной связи новой команды (свистка) и приятного для собаки события. Свистите не менее недели несколько раз в день, сначала только дома и только по следующим поводам:

  • перед или во время еды;
  • перед или во время игры;
  • перед или во время ласк;
  • перед или во время прогулки;
  • а также перед каждой другой ситуацией, которая приятна собаке.

Если все приятные события вроде игры, ласки и прогулок, богатых приключениями, вычеркнуты из жизни собаки, потому что идет фаза ее игнорирования в программе усиления мотивации и концентрации, вам придется давать сигнал свистком только перед тем, как поставить миску с кормом, а также во время разрешенного в рамках программы угощения. Если при звуке свистка ваша собака оглянется на вас, тут же похвалите, поощрите ее!

Упражнение со свистком

Шаг 1. Свистните, когда вы находитесь с собакой в одной и той же комнате, но на некотором расстоянии друг от друга. Похвалите, если она тут же заинтересуется и подойдет.

Шаг 2. Свистните, когда вы в разных комнатах. Если собака придет, ее нужно хорошо похвалить и дать особенно приятное для нее поощрение (игра или лакомство).

Шаг 3. Свистните вне дома, в ситуации без отвлечений, но собака должна быть на поводке. Немедленно похвалите ее, если она оглянется на звук свистка и станет заглядывать вам в глаза. Наградите ее особенно вкусным лакомством или любимой игрушкой. Эти три упражнения повторяйте одновременно с основным упражнением по нескольку раз в день не меньше недели.

Внимание! В тренинге послушания со щенком вам придется заниматься этими тремя упражнениями и основным упражнением не менее трех недель! Учтите, что щенок еще не может надежно “работать”, но навык, полученный с младых лет, поможет ему в более зрелом возрасте чутко улавливать этот звук.

Шаг 4. Усложните упражнение, начав дома играть с собакой в прятки. Спрячьтесь, например, за дверью, под столом, под кроватью, за шкафом и т. п. Сигналом для собаки к началу поиска должен стать свисток. Очень сильно похвалите ее, если она вас найдет.

Шаг 5. Вне дома подзовите к себе собаку свистком. Заниматься следует с собакой без поводка. При этом не должно быть никаких отвлекающих раздражителей. Сначала постарайтесь уловить момент, когда собака посмотрит на вас или даже побежит в вашу сторону, и тут же подайте сигнал свистком! Если собака к вам подойдет, наградите ее особо ценным поощрением (игра или лакомство). Повышайте степень сложности задания соответственно уровню умения, которого достигла ваша собака. Занимайтесь этими двумя упражнениями не менее недели по нескольку раз в день. Их вполне можно сочетать с основным упражнением. И здесь также рекомендуется продлить занятия до трех недель, если вы занимаетесь со щенком или с собакой, у которой это упражнение не очень хорошо получается!

Внимание! Не совершайте ошибку, чрезмерно усложняя задачу на этой стадии тренировки собаки, например, подзывая ее во время игры с сородичами. Ничего подобного делать нельзя, потому что отвлекающий раздражитель слишком сильный, собака скорей всего и не услышит свистка или научится тому, что сигнал не так много значит и подходить совсем не обязательно. Уже достигнутый уровень навыка будет разрушен, и вам придется шаг за шагом начинать все снова.

Шаг 6. Если вы чувствуете, что ваша собака поняла и хорошо выполняет эти задания, можете постепенно повышать требования: занимайтесь теперь игрой в прятки вне дома, а собаку спустите с поводка.

Шаг 7. С этого времени начинайте использовать свисток в ситуациях с отвлекающими раздражителями, сначала с легкими (например, ваша собака отвлеклась, но продолжает смотреть на вас), а затем во все более серьезных случаях. Подавайте сигнал свистком, не только когда прогулка заканчивается и собака должна подойти к вам, но и просто так “для упражнения” время от времени на протяжении прогулки. Но хвалить и поощрять ее нужно теперь не каждый раз, а через нерегулярные промежутки времени. Однако используйте похвалу еще достаточно часто, а время от времени (в нерегулярном ритме) также особо сильное вознаграждение, потому что знание сигнала и выполнение команды подзыва имеют особое значение для вашей собаки.

Повышение уровня сложности

Сначала нужно тренировать упражнения в условиях, свободных от отвлекающих раздражителей. В зависимости от степени тренированности и особенностей данного упражнения можно постепенно повышать сложность условий, при которых оно выполняется собакой. При этом собаке приходится работать в условиях увеличивающегося числа отвлекающих раздражителей, на все большем удалении или выполнять более высокие требования к выполнению.

Освобождающая команда, знак перерыва в занятиях

Чтобы достичь надежности в послушании, нужно правильно заканчивать каждое упражнение. Без освобождающей команды собака не может знать, когда упражнение закончено. В таком случае она сама станет принимать решение. Освобождающая команда не является отдельным упражнением. Собака учится ее значению во время обычной тренировки других команд.

Волочащийся поводок

Служит исключительно страховкой против отбегания или излишнего удаления собаки (можно вовремя наступить). Но он не предназначен для того, чтобы ловить или подтаскивать непослушную собаку.

Значение терминов, которые встретятся вам в руководстве по занятиям с собакой

  • Ученик – собака, начинающая отрабатывать новый навык, команду. (Первая фаза тренировок согласно сложности упражнения потребует примерно от 100 до 2000 повторений!)
  • Подмастерье – несколько обученная собака, команду выполняет, но нужно еще поработать, чтобы сделать выполнение более стабильным. (Вторая фаза тренировок, не менее 3000 повторений!)
  • Мастер – собака, хорошо усвоившая команду. (До 3000 повторений.)
  • Отвлекающие раздражители – ими могут быть другие собаки, люди, мелкие животные, охотничья дичь, обонятельное или зрительное возбуждение. Собака может также отвлечься, если вы будете прыгать, стучать, размахивать руками, топать ногами, крутиться, разговаривать с другими людьми, доставать что-то из своей сумки и т. д.
  • Легкие отвлекающие раздражители – разговор с собакой, небольшое движение, жест.
  • Средние отвлекающие раздражители – приближение незнакомых людей, быстрые движения, разговор незнакомых людей.
  • Сильные отвлекающие раздражители – другие собаки поблизости, очень резкие движения, очень шумное окружение.

Упражнения для КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

Если вы полностью владеете вниманием вашей собаки, то вождение на поводке и управление ею – для вас просто детская игра. Если собака была обучена тому, что ее сосредоточенное внимание к вам приносит выгоду и удовольствие, то вам также легко будет мотивировав ее поведение. Приведу описание весьма несложных, но действенных упражнений для концентрации внимания.

Собака на поводке. Просто стойте без команд перед ней. Не важно, сидит или стоит собака во время этого упражнения. Терпеливо ждите. Как только собака взглянет на вас, наградите ее лакомством. Это упражнение вам нужно все время повторять на каждой прогулке. После нескольких повторений оно получается даже в ситуации с отвлекающими раздражителями. Собака учится при этом, что для нее хорошо, когда она ориентируется на вас.

Упражнения на внимание с со6акой-“учеником”

Если собаку только начали обучать, не удастся надолго сосредоточить ее внимание. Особенно это относится к щенкам. Вы должны оказать собаке помощь, которая так нужна ей на этом уровне тренированности.

Здесь вы видите, как внимание правого и левого щенка привлекают лакомством, которое держат у самого их носа, чтобы не потерять сосредоточенности. Хозяйка среднего щенка отступает назад, а щенку придется последовать за ней и пройти при этом между двумя другими собаками. Тогда он будет вознагражден лакомством. Собаки учатся тому, что можно быть рядом с другими собаками и не обращать на них внимание.

Упражнения на внимание для собаки-“подмастерья” и со6аки-“мастера”

Постепенно увеличивайте промежуток времени между тем, когда собака обратит внимание (посмотрит) на вас и получением ею лакомства.

Внимание! Важно успеть поощрить собаку, пока она не отвела взгляд. Занимайтесь этим, не выходя за границы возможностей концентрации внимания собаки, иначе она будет делать слишком много ошибок и не научится ничему правильному.
Навык оглядываться на владельца после команды

В представленных до этого упражнениях на концентрацию внимания навык отрабатывался без команды. Это важно, и нужно научить собаку ориентировался везде и всегда на владельца, сосредоточивать на нем все свое внимание.

В этом новом упражнении собака должна научиться по соответствующему сигналу обратить свой взгляд (и внимание) на владельца. Это может оказаться отличным базовым упражнением для будущих ситуаций с очень сильными отвлекающими раздражителями.

Совет. Навык взгляда на вас по команде отрабатывайте по многу раз в течение дня. Команду произносите дружественным тоном. В течение недели очень постепенно повышайте уровень отвлечения, чтобы отработать навык чистого исполнения при любых обстоятельствах. Наградите собаку лакомством, если она взглянула и смотрит на вас после команды, например “ГЛЯНЬ!”

Упражнение “КОРРЕКТИРУЮЩЕЕ СЛОВО”

Весьма может пригодиться возможность поправлять собаку, когда она делает то, что не следовало бы. Корректирующее слово должно означать для собаки: “Послушай, этим ты ничего хорошего не добьешься! Попробуй сделать что-то другое и, может быть, тебя вознаградят”. У собаки не возникнет нервного напряжения, если она знает, что у нее всегда есть выбор. Итак, с помощью корректирующего слова можно прервать нежелательное действие, но не запугивая собаку, а побуждая ее делать все новые и новые попытки с целью получить поощрение. Цель отработки навыка реагировать на корректирующее слово в том, чтобы, не разрушая инициативность собаки, внушить ей, что именно она должна делать. Вреда от воспитания по системе штрафов-наказаний можно избежать, если обучить собаку корректирующему слову.

Совет. Конечно, как корректирующее слово вы можете выбрать любую подходящую команду. Однако есть слова, которые легче и быстрей произносить, например “Нет!”, но они не годятся, потому что их привычно употребляют в обыденной речи, не всегда при этом имея в виду собаку. Это может привести к путанице или ошибкам при отработке навыка. Лучше использовать или придумать такие слова, которыми люди не пользуются в обычной речи, например “Фу!”. Тогда у собаки не будет сомнений ее ли имеют в виду, когда она услышит этот приказ.

Корректирующее слово можно использовать, если собака слишком подвижная. Эта собака реагирует уже хорошо и держит дистанцию.

Корректирующее слово. Упражнение 1. Попросите помощника предложить лакомство вашей собаке. Предупредите его, что лакомство нужно держать крепко (например, в кулаке), чтобы собака никак не смогла его взять. Произнесите корректирующее слово, как только собака потянется к руке с лакомством. Разрешите ей спокойно обнюхать и даже лизнуть. Но получить его она не должна. Вознаградите собаку, если она отвернется от предложенного помощником лакомства и посмотрит на вас. Давайте собаке корректирующую команду только один раз, или незадолго перед тем, как она прикоснется к руке помощника, или когда она явно начнет к ней принюхиваться! Разрешите собаке так долго пытаться достать лакомство, пока она не потеряет желание. Собака должна уяснить, что вы всегда и все лучше знаете, чем она! Если вы ее поправили, тут она ничего хорошего не добьется. Для усвоения этого важного навыка необходимо множество повторений.

Корректирующее слово. Упражнение 2. Бросьте кусочек лакомства на землю так, чтобы собака могла его видеть. Поставьте на него свою ногу в тот момент, когда собака захочет его взять. Одновременно произнесите ваше корректирующее слово. Терпеливо ждите, пока собака сама перестанет беспокоиться по поводу этого кусочка.

Совет. Должно пройти какое-то время, пока собака откажется от первого действия и попытается сделать что-нибудь другое. Оставайтесь терпеливым и не повторяйте в этом упражнении команду. Если ваша собака уже знает, в чем тут дело, попробуйте не закрывать лакомство своей ногой. Нога должна служить только для того, чтобы собаке ни в коем случае не удалось действие, которое вы отменяете корректирующим словом! Вознаградите собаку, если она посмотрела на вас и перестала обращать внимание на лежащее лакомство.

Корректирующее слово. Упражнение 3. Возьмите лакомство в обе руки и разрешите собаке взять по кусочку из каждой руки. Улучите момент и скажите ваше корректирующее слово, одновременно закрыв ту руку, из которой собака как раз собиралась взять лакомство. Держите крепко, чтобы собака никак не могла ничего взять из этой руки. Дайте собаке время сообразить, что, собственно, происходит. Вознаградите собаку, если она попытается найти свое лакомство в другой руке потому, что она тем самым покажет альтернативный вариант поведения. Вы можете усложнить это упражнение тем, что будете держать руки все дальше друг от друга. В конце концов, собаке после корректирующего слова придется сделать движение или даже перейти к другой руке, чтобы достать лакомство. При этом она хорошо усвоит, что другое действие, т. е. переориентирование, может привести к успеху.

Совет. Собака не должна понять так, что лакомство можно получать только из одной руки. Меняйте руки и время от времени разрешайте собаке взять лакомство из обеих рук.

Источник



Школа для собак: шаг за шагом – Школа для собак: шаг за шагом -2

Страница 2 из 5

Создание оптимальных условий для обучения

Чтобы создать наилучшие условия для обучения, вам следует избегать:

  • прямой опасности воздействия со стороны других собак, а также других тренеров, владельцев или посторонних людей, например из-за непрофессионального применения наказаний или благодаря их угрожающим жестам и таким негативным эмоциям как злоба, раздражение, дурное настроение;
  • применения всех без исключения особо сильных средств принуждения, вспомогательных средств, вызывающих боль, подтягивания на поводке-удавке, рывков поводком или слишком сильного действия руками, которое действует угрожающе, например не следует насильно удерживать руками собаку в положении “Сидеть!” или “Стоять!”;
  • явно завышенных требований для данного занятия и конкретной ситуации или для состояния тренированности собаки на данный момент;
  • излишне громких команд (повышения голоса) или слишком больших тренировочных групп, в которых создается много отвлекающих моментов.

Методы и вспомогательные средства

Есть несколько команд, которые исключительно упрощают совместную жизнь, если собака ими овладела. Во второй части книги вы найдете детальное описание упражнений по отработке навыка выполнения основных команд, а также соответствующие указания по тренировке отдельных навыков. Для построения занятия есть несколько общепринятых правил, а также разные методики тренировки и вспомогательные средства. Теперь вкратце представим их.

Слова похвалы при освоении команды

Начиная отработку нового навыка или выполнение более трудного задания, вы должны дать собаке особенно приятное поощрение, если хотите добиться лучших результатов. Как только собака поймет, чего от нее хотят или уже явно окажется на полпути к освоению задания, нужно именно в это время изменить схему поощрений, введя в нее слова похвалы, чтобы собака даже в моменты, в которые она еще не заслуживает “настоящей” награды, почувствовала, что она молодец. Похвала голосом не особо высоко ценится собакой, если только она не будет представлена ей всего лишь за одно правильно выполненное “упражнение” в форме особо преувеличенного восторга. В качестве похвальных слов следует выбирать такие, которые легко выговаривать и можно произнести в дружелюбном и радостном звучании голоса. Слова вроде “Славно!”, “Молодец!”, “Браво!”, “Супер!”, “Ай хорошо!” вполне подходят для такого выбора. Чтобы собака поняла похвальное значение этих слов, первое время их нужно повторять, когда захочется похвалить собаку во время игры или кормления. На занятиях вы можете произносить их также с самого начала, чтобы просто похвалить, пока не убедитесь в том, что собака реагирует на эти слова и их уже можно применять как награду за качество работы. Собака связывает эти слова и дальше с ситуацией похвалы и знает, что они означают, что она сделала что-то правильно.

Команды безопасности

По-человечески понятно, что обстоятельства и действия, которые происходят изо дня в день, входят в плоть и кровь собаки. Целесообразно с самого начала отработать навыки, обеспечивающие безопасность, т. е. выполнение специальных команд. Чем лучше и, прежде всего, чем чаще будут занятия по отработке навыка выполнения “команды безопасности”, тем больше вероятность, что она будет услышана собакой в ситуации стресса или отвлечения. В качестве команды безопасности пригодится любой сигнал, означающий, что собака не должна двигаться и который тем самым может успокоить собаку. Я думаю, что для этого лучше всего подойдет навык “Смотри!” (“Глянь!”) и/или команда “Сидеть!”. Девиз упражнений для отработки четкого выполнения команды безопасности таков. Этот навык нужно закрепить в каждой жизненной ситуации! Ничего нельзя разрешать, прежде чем собака не закрепит нужный навык. Итак, команду “Сидеть!” всегда следует давать перед тем, как надеть ошейник и поводок, у выхода из дома, перед миской с кормом, перед тем как снять поводок на прогулке, обязательно перед тем как перейти улицу (даже если путь свободен!), перед получением каждого кусочка лакомства, перед началом любой игры, перед каждой лаской – в общем, перед тем как собака получит то, что ей особо дорого, чего она больше всего хочет. Даже если не возникает никаких особых ситуаций, следует упражнять выполнение команды безопасности в течение дня особенно часто и соответственно награждать исполнение. Собака должна усвоить: исполнение этой команды всегда приносит удовольствие и поощрение! Постепенно, снова и снова следует тренировать выполнение такой команды во все более сложных условиях и ситуациях. Однако чтобы выполнение команды действительно доставляло собаке удовольствие, не следует начинать ее обучение в слишком тяжелых условиях. Придется заниматься отработкой этого навыка довольно долго и всегда с повышенной похвалой, прежде чем собака уяснит преимущества своего повиновения и станет рьяно выполнять команду. Часто лучшей наградой для собаки бывает разрешение сделать то, что она больше всего хочет.

Освобождающая команда

В будущем пригодится, если вы с самого начала дадите собаке понять, что каждое занятие всегда и обязательно оканчивается освобождающей командой. Без такого “звонка на переменку” она не должна срываться с места. В отработке выполнения этой команды на первом месте и важней всего последовательность! То есть никогда не отпускайте собаку прежде, чем не похвалите ее за сделанное упражнение или выполненную команду. Если собака продолжает упражнение, хотя вы дали ей освобождающую команду, это не считается ошибкой. Но, если вы видите, что собака сама собирается закончить упражнение, хотя еще не получила освобождающую команду, вы должны еще раз повторить задание, а затем успеть освободить собаку прежде, чем она сама это сделает. Туг придется вернуться к отработке послушания, с тем чтобы занятие в любом случае могло быть закончено только после успешного выполнения задания.

Правила для отработки навыка

Шаг 1. Следует четко определить цель занятия. Разработайте стратегию, чтобы достичь этой цели: выберите технику тренинга; при необходимости выберите вспомогательные средства.

Шаг 2. Создайте такие условия для тренинга, в которых высока вероятность выполнения собакой требуемого задания (или, по крайней мере, привлекательные для собаки). Команды, для выполнения которых собаке потребуется совершить комплекс отдельных действий, следует разделить на несколько заданий так, чтобы, отработав отдельные навыки, их можно было бы затем объединить в одно упражнение. Лучшим методом для тренировки таких комплексных упражнений является так называемый “шейпинг” (по-английски shaping – придание формы) или “чейнинг” (по-английски chaining – выстраивание в ряд, построение цепочки поступков-действий).

Шаг 3. Отрабатывайте новый навык с достаточно высоким числом повторений до тех пор, пока собака не достигнет уверенного исполнения. Чтобы в будущем собака показывала высокую надежность выполнения ваших приказов, вы должны при освоении таких позиционных команд, как “Сидеть!”, “Место!”, “Стоять!”, с самого начала ввести в употребление освобождающую команду.

Шаг 4. Чтобы собака могла обучиться как можно быстрей, место, где вы занимаетесь, должно быть поначалу свободно от отвлекающих раздражителей. Кроме того, собака в фазе начального ученичества должна получать похвалу за любое правильное действие до тех пор, пока не достигнет полной надежности выполнения. Но к этой надежности выполнения вы должны идти мелкими шажками и всегда делать следующий шаг только тогда, когда собака точно уяснила цель предыдущего занятия и правильно выполнила задание. Причем в поведении собаки во время выполнения не должно быть даже оттенка неуверенности или нервного напряжения.

Шаг 5. Чтобы достичь высшей степени уверенности и надежности выполнения, следует повторить отработанное упражнение во множестве различных ситуаций и в различных условиях окружения. Подобные отвлекающие раздражители нужно постепенно вводить и во время тренировок.

Шаг 6. Сила этих раздражителей и их привлекательность для собаки должны возрастать также очень постепенно. В идеале ваша собака не должна делать ошибок даже при выполнении упражнения на расстоянии. Кроме того, важно, чтобы, несмотря на отвлечения, всегда можно было достаточно мотивировать действия и концентрировать внимание собаки.

Шаг 7. Если собака стала хорошо понимать командуй выполнять упражнение, можно перейти в использовании поощрения (похвалы) с “всегда” на “от случая к случаю”.

Шаг 8. Контроль команд. Если собака просто так сама или, возможно, чтобы вам угодить, делает без команды отработанное упражнение, она не должна получать никакой похвалы за это! Поощрение она получает только тогда, когда выполнила данную ей команду.

Введение в употребление сигналов

Есть различные возможности введения сигналов, называемых обычно командами. “Традиционный тренинг”. Сигнал начинают применять в то время, когда собака как раз совершает желательное действие. В идеале хорошо бы чуть-чуть опередить собаку, но чаще это оказывается невозможно угадать. Правильный выбор момента (удачный “timing”) – и здесь важней всего.

Совет. Преимущество кликер-тренинга можно использовать также в традиционном тренинге. Просто придется дольше ждать нужного действия, чтобы начинать тренировать его без команд и продолжать до тех пор, пока собака не поймет, о чем идет речь.

“Кликер-тренинг” (применение кликера). В этой системе вы тренируете упражнение совсем без словесных команд до тех пор, пока ваша собака им полностью не овладеет во всех подробностях. Только тогда упражнение получает какое-либо название. Преимущество кроется в том, что на пути к усвоению навыка собака четко связывает сигнал (звук кликера) с наилучшим выполнением и никогда – с возможными ошибками или неуверенностью. При отработке команд, требующих выполнения нескольких действий, можно разбить их на отдельные составляющие элементы и обучать каждому навыку по его сигналу. Это применяется преимущественно при тренинге по chaining-методу и обычно рекомендуется, если отдельные действия могут быть использованы при выполнении других упражнений или их имеет смысл применять в других ситуациях. В традиционном тренинге команда вводится уже на шаге 2, при кликер-тренинге – только на шаге 7.

Кликер-тренинг

Кликер – это тренировочное вспомогательное средство. Чаще всего в качестве кликера используют пластиковую коробочку с мелкими металлическими предметами, которые могут хорошо звенеть при потряхивании. На первом этапе собаку учат тому, что она всегда после этого звука получает лакомство. Как только она это усвоит, можно начинать применять кликер как индикатор поощрения. Если она хорошо выполняет упражнение, издается звук, а затем дается лакомство. По сравнению с обычным методом поощрения, при тренировках с кликером гораздо легче уловить удачный момент (тайминг) потому, что не важно, сколько времени пройдет между “кликом” (щелчком) и предложением лакомства, если сам этот звук уже стал для собаки знаком поощрения. Здесь главное – вовремя щелкнуть. Таким образом, вы сможете отработать навыки по мелким деталям. Если вы заинтересовались методом кликер-тренинга, можно ознакомиться со специальной литературой по этой теме.

Target-stick и выработка условного рефлекса с его помощью

Английское название target-stick происходит от слов target – цель, мишень и stick – палка, стек (наиболее близко по смыслу в данном контексте русское слово “указка”, его и будем употреблять далее – примеч. переводчика). Тренинг с “указкой” поможет собаке ориентироваться и целенаправленно выполнять упражнения. При выработке условного рефлекса с помощью “указки” можно идти разными путями. Например, можно втолковать собаке, что при выполнении какого-либо задания она должна коснуться предмета лапой или взять что-то в пасть. Если рефлекс вырабатывается на работу лапами, нужно учить собаку слегка прикасаться к “указке” лапой. Смысл упражнения в том, что “указка” позже станет обозначать, чего именно следует коснуться лапами, и будет помогать собаке правильно найти цель. То же самое с работой носом или пастью. Об этой форме тренинга более подробно рассказано во второй части книги (см. Упражнение “Вперед!”).

Шейпинг-тренинг

Этим словом (shaping, англ. – формирование) обозначают отработку у собаки навыка выполнения определенной последовательности связанных действий. При шейпинг-тренинге собаку награждают за освоение каждого отдельного навыка, приближающего ее к желаемой цели. Здесь прекрасно пригодится кликер как индикатор поощрения, подсказывающий собаке, что она на правильном пути. При этом собаку поощряют за каждое ее отдельное правильное решение, то есть после каждого “клика”. И каждый раз ей разрешают прерывать выполнение, для того чтобы получить лакомство за очередную часть своего успеха.

Чейнинг-тренинг

Это название еще одной техники тренинга, подразумевающей отработку выполнения поведенческой цепочки (chain, англ. – цепь, последовательность). Здесь различают backward chaining (обратный, “задом наперед”) и forward chaining (направленный вперед). При “обратном” с самого начала показывают и поощряют выполнение собакой финала цепочки навыков, составляющих задание. После этого собаку обучают более точному выполнению отдельных навыков комплексного упражнения, начиная с предпоследнего, т. е. в обратном порядке. При этой форме тренинга собака ожидает поощрения только после выученного до этого навыка (но который в данном упражнении будет последним). Так постепенно продвигаясь по отработанным навыкам от конца к началу, собака обретает уверенность в себе и в выполнении задания. При forward chaining тренируют части общего задания по отдельности. Можно для каждой части этой цепочки использовать свою команду и только потом составить из отработанных навыков нужную поведенческую цепочку этого задания.

Пример шейпинг-тренинга

Задача собаки – достать мяч из коробки. Собаку сразу поощряют, как только она пойдет хоть немного правильно в сторону коробки. Затем ее поощряют, когда она подойдет ближе к коробке. Позже собаку начинают поощрять только тогда, когда она пойдет точно к коробке, затем награждают, если собака остановилась около коробки и засунула туда свой нос. Затем можно наградить, когда собака все это проделала, взяла мяч в пасть и хотя бы мгновение подержала его. В конце концов, она будет доставать мяч из коробки, приносить его и ложиться в указанном месте. После этого обязательно должно быть вознаграждение.

Пример чейнинг-тренинга

Задача собаки – достать мяч из коробки. При backward chaining тренируют доставание мяча из коробки, затем его удерживание в пасти и переноску, затем поиск коробки с мячом из некоторого удаления, затем все вместе: бег к коробке, чтобы достать оттуда, и принести мяч. При forward chaining отработку навыка ведут в обратном предыдущему, а именно в “правильном” порядке действий.

Источник

Читайте также:  Чем повысить кислотность мочи у собаки