Меню

Как обучить немецкую овчарку командам щенка

Как правильно воспитывать немецкую овчарку с щенячьего возраста

Немецкая овчарка – собака рабочая. Это значит, что её темперамент, умение овладевать новыми знаниями, органы чувств и конституция ориентированы на единую цель – служение хозяину.

Но и сам владелец должен понимать, что ему придётся выполнять целый ряд требований, чтобы вырастить послушную и воспитанную немецкую овчарку. Для этого придётся приложить усилия со своей стороны, потому, как хозяин должен стать для овчарки и вожаком, и другом.

В противном случае, врождённые положительные качества НО приобретут отрицательные свойства, что сильно затруднит совместное проживание человека и овчарки на одной территории, будь то городская квартира или частный дом.

Во избежание подобной ситуации, с немецкой овчаркой мало время от времени заниматься, кормить по режиму и выгуливать 4-6 часов в день, её надо правильно воспитывать.

Воспитание щенка немецкой овчарки начинается с первого дня освоения его в новом доме!

Начало воспитания – социализация

Это два столпа, неразрывно связанные между собой, для установления прочной связи между владельцем и его питомцем.

Без должной социализации невозможно дальнейшее воспитание немецкой овчарки.

Без должного воспитания немецкая овчарка не сможет освоить начальный курс дрессировки и с успехом продемонстрировать свои способности на заключительном этапе – ЗКС или спортивные испытания.

Без изначальной социализации щенка, дальнейшего его воспитания и прохождения курса дрессировки в положенное время, ни одна НО не будет признана полноправным членом человеческого общества.

Что значит «социализация»?

В период с месяца до двух – идеальное время для приобретения щенка – собачий ребёнок особенно любопытен и дружелюбен. Благодаря этому, формирование контактов с людьми и другими домашними животными проходит у него без проблем.

Терпимость к другому виду – тоже социализация!

В этот период «подружить» щенка с котенком легко, особенно, если оба примерно одного возраста и оба попали в дом недавно. Котёнок в возрасте 2-3-х месяцев ещё не нуждается в личном пространстве и так же, как щенок, любит побегать-поиграть, а причинить друг другу серьёзные травмы или напугать они пока ещё не способны.

Серьёзные споры между «детьми» могут возникнуть на почве еды – щенок, скорее всего, постарается отогнать котёнка не только от своей, но и от его миски. Кормите животных в одно и то же время, и разнесите миски на разные уровни высоты.

Настоящей дружбы (в человеческом понимании) между товарищами по играм не возникнет, но чувство «дружеского плеча» сохранится на долгие годы.

Повзрослевший котёнок со временем отдалиться от подросшего друга, зато лающий малыш получит богатый опыт общения с животным другого вида (и человека в том числе) – огромный положительный вклад в процесс социализации.

Для чего нужны социальные навыки

Исследуя новую среду обитания, знакомясь с новыми людьми, животными, звуками, предметами и понятиями, усваивая новые знания и умения, щенки НО развиваются полноценно, тренируя свой мозг, вырабатывая контроль за своими действиями и эмоциями, стимулируя развитие врождённых инстинктов.

Закрепление новых знаний с правильными поведенческими реакциями формирует у щенка уверенность в себе – стрессоустойчивость.

Устойчивость ЦНС к внешним раздражителям ведёт к развитию врождённых инстинктов и безусловных рефлексов (автоматического поведения, свойственного животным), без которых невозможны дальнейшие шаги по воспитанию и дрессировке.

Задача владельца в этот период: находиться рядом, общаться, проявлять чудеса терпения, поощрять и защищать.

Без поддержки человека НО не сможет реализоваться в социальном плане в человеческом обществе никогда, станет агрессивно-трусливой и навсегда потеряет ценные рабочие качества.

Социализация щенка – психофизиологическая подготовка к дальнейшему воспитанию.

Правильное воспитание

Воспитание уже началось вместе с социализацией и выработкой первых условных рефлексов.

И успешно воспитывать щенка овчарки, получая стабильно-устойчивый результат, помогут знания о поведении и наклонностях животных этого вида, доставшихся им от далёких предков.

Что нужно твёрдо усвоить владельцу

Воспитание овчарки надо начинать с собственного самообразования, чтобы не наделать ошибок, которые потом придётся исправлять «потом и кровью»:

  1. Овчарка не может мыслить, как человек! Её не волнуют будущее и прошлое. Она не может писать стихи и сочинять музыку – у них нет фантазии и фантазий. Они мыслят «здесь и сейчас».
  2. Овчарка всегда идёт по пути наименьшего сопротивления, предпочитая приятное неприятному. В этих рамках она выстраивает своё поведение, используя свой предыдущий опыт. Это качество всегда выгодно используется при воспитании и дрессировке.
  3. Овчарка хорошо сознают свою силу и умеют ею пользоваться. Они хорошие наблюдатели и, при случае, охотно демонстрируют своё превосходство.
  4. Овчарка – животное стадное. Они любят общение, умеют приспосабливаться к новым условиям, и легко вписываются в различные социальные структуры. Задача владельца – внушить немецкой овчарке, что она попала в новую стаю, где хозяин = вожак.
  5. От овчарки нельзя требовать разницу понятий «хорошо» и «плохо». Она различает «можно» и «нельзя» — это основополагающий постулат для владельца в процессе воспитания. Воспитывать и заниматься овчаркой надо так, чтобы ненужное вам действие попало для неё в разряд неприятных и, как следствие – запретных.
  6. Овчарка не понимает человеческого языка, и соответственно не может на нём ни говорить, ни мыслить. Быстро развивающаяся овчарка способна выучить несколько слов и фраз (что и положено в основу воспитания и дрессировки), проговариваемых одинаковым тоном, подкреплённых повторяющимися жестами ваших рук, мимики, осанки и пр. Интонация – абсолютный индикатор её правильного или неправильного поведения. Если щенок немецкой овчарки не слушается, то это вы не донесли до него правильную информацию.
  7. Владелец, в свою очередь, обязан научиться понимать собачий язык (и язык поз и жестов!), чтобы различать, от чего его питомец лает, ворчит, скулит и воет.
  8. Поступки вашей немецкой овчарки станут гораздо понятнее, если вы поймёте, что она живёт не «в семье», а в стае. Тогда и вопрос: «Можно ли бить щенка в процессе воспитания?» — отпадёт сам собой. В стае неразумных наказывают, но бить кого-то собаки не могут – у них нет рук и возможности наносить удары каким-либо предметом.
  9. «Территория стаи» при правильном воспитании с возрастом станет суверенной территорией, которую овчарка будет готова защищать до последнего дыхания. Если на этой территории вожак «терпит» чужака или новое животное, молодой пёс тоже научится его терпеть.
  10. Реакции собаки базируются на рефлексах и инстинктах. В процессе обучения не переносите логику человеческих поступков на поведение своей овчарки. Особенности воспитания щенка и ребёнка отличаются тем, что ребёнку можно объяснить, в чём он не прав, а с Canis lupus (лат.) вести беседы бесполезно. Вам придётся учиться понимать поведение своей немецкой овчарки и самому искать и исправлять собственные ошибки.

Если вы знаете, как поведёт себя ваша овчарка в том или ином случае, вы сможете «предугадать» реакцию своей НО, что легко использовать при воспитании щенка в дружеской обстановке.

Эти правила непреложны, их надо знать и обязательно соблюдать и учитывать, если ваша цель — вырастить послушную, воспитанную немецкую овчарку, надёжного друга и спутника.

Однако, несмотря на все рефлексы и инстинкты, каждый хороший владелец знает, что порой его питомец проявляет чувства, которые нельзя трактовать, как чисто рефлекторные действия.

У собак есть нечто большее, чем сообразительность и реакции – привязанность и любовь. В собачьем, конечно, понимании.

Уход и азы воспитания

Уход и воспитание – неразрывно связаны между собой. Ухаживая за щенком немецкой овчарки, вы вольно или невольно даёте ему азы воспитания.

Например, при кормлении вы постукиваете миской, а потом подзываете к себе щенка, громко и ясно произнося кличку. Уже через 2-3 дня малыш начнёт подбегать, как только услышит знакомое постукивание.

Но еды он не получит (миска в ваших руках поднята на уровень его головы), пока не перестанет крутиться и не пристроит свою попу на полу. При этом вы даёте команду: «Сидеть!», и ещё через пару дней щенок НО будет подбегать и садиться автоматически.

Пока мозг маленького существа восприимчив только к простым командам, поэтому на первых порах выполнение команд будет символическим. Пусть!

Зато за короткое время вы выработаете у малыша стойкие рефлексы на собственное имя, подзыв и команду: «Сидеть!»

Щенок немецкой овчарки научится связывать ваш голос с получением приятного (пища, похвала, игры, ласка), а вы завоюете себе право называться вожаком, которому дана власть казнить или миловать.

Что обязательно должно входить в план ухода и воспитания

Помимо приучения щенка к себе и к выработке у него простых рефлексов, в план владельца должны входить следующие пункты:

  1. Наблюдение за физическим и психическим развитием щенка.
  2. Наблюдение за естественными оправлениями (испражнениями).
  3. Обязательное присутствие при кормлении.
  4. Правильная установка мисок для еды и воды.
  5. Нахождение на воздухе не менее 4-х часов в сутки.
  6. Наблюдение за взаимоотношениями щенка и других членов семьи.
  7. Наблюдение за взаимоотношениями щенка и других животных (включая встречающихся на прогулке чужих собак).
  8. Защита щенка.
  9. Ежедневная чистка и осмотр кожных покровов, зубов, когтей и ушей.
  10. Проведение профилактических прививок, согласно возрасту.
  11. Чистка и дезинфекция места щенка.
  12. Правильный подбор предметов для игры и прогулки, включая ошейник и поводок.
  13. Соблюдение личной гигиены.

Воспитание, уход и дрессировка


Самый простой приём, совмещающий воспитание и уход, с элементом дрессировки – научить 4-6-ти недельного щенка давать лапу. Это очень полезный приём!

Способность щенка протягивать лапу связана с рефлексом массировать сосок матери, стимулируя подачу молока. Поэтому обучить этому приёму не представляет никакой сложности.

Возьмите в руку кусочек лакомства, а другой рукой притяните к себе лапку малыша, повторяя: «Дай лапку!». Как только малыш спокойно отнесётся к положению своей лапы в вашей руке, отдайте щенку лакомство и похвалите его. Через 2-3 приёма щенок сам будет подавать лапу, для чего ему придётся сесть напротив вас.

Видео как научить овчарку давать лапу

Пока питомец пережёвывает лакомство и сидит на 3-х ногах, вы можете бегло осмотреть его уши, состояние когтей, розовое брюшко и подмышки – места, где раньше, чем на других частях тела появляются следы аллергической крапивницы, укусов насекомых или расчёсов.

Играем и воспитываем

В игре можно начать отрабатывать навыки следовать за хозяином, команде: «Ко мне!», разыскивать предметы, приносить мячик или любимую игрушку, спокойно относиться к ошейнику и поводку.

В игре малыш научиться давать лапу, правильно хватать тряпочку, не цепляя её передними резцами, а забирать глубоко в пасть, подавать по команде голос, получит первые уроки начальной дрессировки.

Играть и заниматься следует за час-полтора до кормления, чтобы щенок был в бодром настроении, и хотел получить лакомство.

Если малыш перевозбуждён и не может настроиться на внимание к вашей персоне, прекратите подавать команды, но при этом не хвалите и не поощряйте шалуна – сделайте вид, что не замечаете его. Через какое-то время, когда щенок сам направится в вашу сторону, назовите его кличку и ровным голосом скажите: «Ко мне!» Вот когда он подбежит и, возможно, сядет, тогда выразите свой восторг его поведением и обязательно поощрите.

В 1 месяц щенок немецкой овчарки уже точно знает, что при подзыве надо подбегать к хозяину, а в 2 месяца подбегать и садиться.

Как правильно играть

Не нужно закреплять достигнутое трех-пятиразовыми повторениями – безусловное выполнение команд начнётся чуть позже. Пока достаточно схемы: сделал правильно – получил похвалу и лакомство; не сделал – ничего не получил.

Ругать или наказывать малыша за невыполнение или нечёткое выполнение команды в столь юном возрасте непозволительно!

Самое худшее, что вы можете сделать для своего питомца, это внушить ему страх перед занятиями или погасить природную сметливость собаки.

Чтобы этого не произошло, не давайте ему переутомляться. Если малыш правильно сделал упражнение – похвалите обязательно – раз; и тут же предложите щенку поиграть, переключив его внимание – два.

Момент, который часто владельцы упускают во время игры: щенок всегда должен выходить победителем!

Перетягивание тряпочки или палки – почувствуйте, когда игрун начинает уставать и отдайте предмет ему на растерзание.

Мячик или кукла – щенок устал бегать за ними или искать их. Найдите сами, покажите ему находку и отдайте, после очень короткой «борьбы».

Если любопытный зверь нашёл что-то и не желает расставаться, не надо бегать за ним, пытаясь отнять. Наоборот, идите в противоположную сторону, время от времени оборачиваясь и называя щенка НО по имени. Он обязательно последует за вами! Как только он подбежит, сразу нахваливаем его за послушание, даём лакомство, берём на поводок (опять лакомство!) и уходим подальше, предлагая щенку новую игру. Например, «догони хозяина!»

Если в ходе занятий не удалось научиться чему-то новенькому, в самом конце повторите 2-3 упражнения, которые малыш хорошо усвоил и выполняет с удовольствием, а вы за это с удовольствием его хвалите и поощряете. Заканчиваться «уроки» должны только положительными эмоциями!

Заключительный этап – позволяем щенку самому выбрать игру с участием хозяина, разумеется.

Длительность занятий

Для правильного воспитания и закрепления желаемого поведения надо учитывать возрастные особенности щенка.

От месяца до года – период максимальной восприимчивости немецкой овчарки, когда обучение идёт особенно легко и связь между владельцем и питомцем, как между вожаком и подчинённой особью в стае, закрепляется окончательно. Но «подчинённый» вовсе не означает «безынициативный» или «трусливый»! Немецкая овчарка – полноправный член вашей человеческой стаи!

Для того, чтобы не получить морально сломленную собаку, при воспитании (социализация, игры, послушание) надо учитывать индивидуальные особенности и возраст воспитуемого:

  • для щенков 1.5-2 месяца длительность занятий не должна превышать 5-10 мин;
  • для 3-х месяцев время можно увеличить минут на 5-7;
  • с 4-х месяцев урок может продлиться до 20 мин;
  • длительность занятий со щенком должна нарастать постепенно, и к 1 году уроки могут длиться до 40 мин.

Внимание! Даже если ваш питомец гениален (по вашему мнению) доводить время до точки изнеможения нельзя!

Щенок немецкой овчарки развивается умственно и физически соответственно своей породе, и форсировать навыки начальной дрессировки – значит получить в конечном итоге овчарку, которая с равнодушием или ужасом ждёт очередного приказа.

Собаку, как говорят кинологи, «заклинит», а это серьёзный шаг назад, который чаще всего приводит к полной не обучаемости индивидуума, в более старшем возрасте. Предотвращать «заклин» нужно любой ценой! Будьте терпеливы, со временем всё приложится, и вы получите ту собаку, о которой мечтали, приобретая щенка НО.

Воспитывая щенка с помощью игровых упражнений, вы прививаете ему необходимые навыки для дальнейшей дрессировки, сами же упражнения легко вписываются в повседневное общение со щенком на прогулке и дома.

Что должна уметь немецкая овчарка по месяцам

При нормальном уходе и правильном воспитании щенок обычно уже усваивает:

2-3 месяца

Подход к хозяину, посадка перед ним, азы апортировки и игра в мяч, хождение на поводке (привыкаем не тянуть поводок и не мотаться на нём), команда: «Место!» и азы работы по розыску предмета.

3,5-4 месяца

Подход по команде, правильная посадка у левой ноги с обходом хозяина сзади после команды: «Ко мне!», правильное движение на поводке (не тянет и не отстаёт) с поворотами (длина «трассы» не более 50 м), розыск и апортирование спрятанного предмета (не более 3-х метров), азы работы по запаховому следу.

Обратите внимание, что игры с перетягиванием палки или тряпки до появления полной смены зубов прекращаются. Подносить или грызть предметы не запрещено.

Видео как научить овчарку команде «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!»

5-6 месяцев


Щенок правильно исполняет привычные команды, отдаёт апортировочный предмет по команде, исполняет команду: «Рядом!» и безоговорочно команду: «Фу!» или «Нельзя!», при остановке движения автоматически садится, не проявляя интереса к посторонним людям и животным, остаётся на несколько секунд в положении лёжа по команде.

Видео как научить овчарку команде «Апорт!»

6,5-7 месяцев

Исходное положение у левой ноги занимается автоматически, апортировочный предмет отдаётся в руки хозяина после принятия исходного положения, собака идёт рядом без принуждения с провисающим поводком (начало приучения ходить рядом без поводка), отрабатывается хорошая хватка.

Совет: Щенок немецкой овчарки охотно включится в игру по перетягиванию мягкой ткани, потому что она ему нравилась с младенческих времён. Но зубы у него пока ещё слабые, резкие рывки могут причинить боль или повредить зуб. Поэтому вы не будете тянуть ткань рывками на себя. И, сразу после 2-3-х рывков вашей собакой, отпустите ткань и дадите молодому воину насладиться победой, укрепляя его уверенность в собственных силах.

Уверенность для щенка НО – будущая спокойная реакция на внешние раздражители без паники или агрессии.

Видео как обучить овчарку командам «Ко мне!», «Рядом», «Место»

7-8 месяцев

Воспитание выдержки и приучение к жестовым командам на расстоянии, закрепление полученных знаний путём постоянного повтора во время игр и прогулок, закрепление команды: «Лежать!» и первые попытки ползать по команде, учимся по команде брать барьеры (не выше 50 см) и ходить по буму.

8-10 месяцев

Закрепляем знания и учимся подниматься и спускаться по открытым лестницам.

Читайте также:  Первые команды для щенка лабрадора

После 10 месяцев

Можно обратиться к профессиональному дрессировщику (если вы не посещали площадку молодняка) за консультацией о доработке приёмов и степени готовности вашей молодой немецкой овчарки к обязательному общему курсу дрессировки – ОКД.

Список умений по месяцам – не точное руководство! В нём описана идеальная собака. Обычно он совпадает с реалиями на 50-70%. Кто-то из малышей раньше осваивает одно упражнение, но ему ни за что не даётся другое. У кого-то наоборот.

Требовать безукоризненного выполнения всех пунктов не стоит, достаточно, если щенок будет ознакомлен с приёмами и будет стараться их выполнять при вашей поддержке.

При желании и консультации со специалистом-дрессировщиком можно расширить круг обязательных умений для щенка НО, однако, лучше для начала освоить мало, но прочно, чем много и абы как.

В стае может быть только один вожак!

Ваше положение вожака стаи определяется вашей настойчивостью, последовательностью и умением всегда направлять ход игр и занятий. Нежелательное поведение щенка, такое, как выпрашивание незаслуженного лакомства или назойливое приставание, должны пресекаться строго и сразу.

Поощрять подобное поведение нельзя, иначе ваше положение безраздельного хозяина пошатнётся. Подросшая овчарка просто начнёт вас игнорировать, так как вы не прошли проверку на власть. Достаточно несколько раз уступить милому шалуну, чтобы потерять «корону вождя».

Суки по своей природе менее доминантны и агрессивны, и до открытых стычек за право «носить эту корону» дойдёт вряд ли, но право называться вожаком в глазах собственной собаки вы потеряете навсегда.

Кобель – другое дело. По мере взросления лидерские замашки будут крепнуть и рано или поздно на ваш окрик или попытку принудить собаку к действию, вы увидите, как пёс поворачивается к вам, свирепо скаля зубы и предупреждая рычанием, что готов кинуться на вас, отстаивая своё право называться вожаком. Это – последний ваш шанс доказать, что власть может принадлежать только вам!

В этой ситуации уступать нельзя и такая «проверка» должна окончиться только в вашу пользу.

Заключение

Многие, испытывая безотчётный страх перед сильным и умным зверем, каким является немецкая овчарка, стараются инстинктивно избегать конфликтных ситуаций ещё в начале воспитания, провоцируя кобеля на неподчинение и агрессию к хозяину.

В нежном возрасте пресечь подобное поведение было просто, проигнорировав назойливость и отказав малышу в лакомстве, которого он не заслужил. При попытках воздействовать на ваше решение с помощью скулежа или лая, а то и вовсе попыткой укусить, достаточно было «отвесить саечку» под нижнюю челюсть без применения силы. Лязг зубов в мгновенно захлопнувшейся пасти очень неприятен для щенка, зато безопасен и поучителен. Таким образом, вы даёте понять, что вожак – вы, и намерены оставаться им впредь.

С годовалым щенком такая воспитательная мера уже не пройдёт, не говоря о взрослой или чужой собаке. Избавиться от агрессии в старшем возрасте помогут советы опытного дрессировщика, строгий ошейник-парфорс, длинный поводок, крепкий намордник и ваше решительное желание снова занять лидирующее положение в стае.

Вырастить здоровую немецкую овчарку, подготовленную к дальнейшей дрессировке морально и физически – ваша основная задача на первый год!

Источник

Дрессировка овчарки: основные 12 команд пошагово

Дрессировка немецкой овчарки – это процесс выработки у собаки комплекса условных рефлексов (навыков), необходимых для управления ее поведением. Как правило, это выполнение определенных действий по команде или жесту дрессировщика. Дрессировка – это сложный процесс, требующий глубоких профессиональных знаний, интуиции, опыта, индивидуального творческого подхода и таланта дрессировщика. Происходит от французского слова dresser – выправлять, обучать.

Амуниция, которая необходима для обучения вашей немецкой овчарки:

  • Обычный ошейник из кожи, кожзаменителя или брезента.
  • Поводок из капроновой или брезентовой тесьмы шириной 2-2,5 см, длиной – 3 метра.
  • Поводок из капроновой или брезентовой тесьмы шириной 2-2,5 см, длиной – 2-2,5 метра.
  • Намордник кожаный, пластиковый или металлический.
  • Строгий ошейник.
  • Сумочка для лакомства.
  • Лакомство (корм премиум или супер-премиум класса, печенье, сыр, мясо, сухарики, овощи, фрукты – то, что любит собака, нарезанное маленькими кусочками).

Место обучения

В отличие от спортивной дрессировки, которой обучают на специально оборудованной площадке определённых размеров или на стадионе, бытовое послушание предполагает постоянную смену места занятий, наличие множества отвлекающих факторов (люди, животные, транспорт), разное время занятий и разную последовательность навыков.

Собака должна работать в той среде, в которой она живёт и гуляет. Поэтому навыки отрабатываются изначально и на пешеходной дорожке, и возле подъезда, и во дворе, и в вольере, и на площадке для выгула. Чем больше вариантов, тем больше вероятность выполнения навыка в экстремальных условиях, тем выше степень подчинения владельцу / дрессировщику.

Возраст щенка собаки для дрессировки

Воспитательную дрессировку (приучение к поводку и ошейнику, реакция на кличку, отучение хватать за руки и ноги, подбирать с земли, правильно брать лакомство из рук) можно начать и в 3 месяца, но именно чёткому выполнению команд лучше начинать обучать не ранее 4-5 месяцев.

Однако, и откладывать обучение старше 7-8 месяцев, не стоит. Особенно – с кобелями, у которых в этом возрасте начинается период полового созревания, вырастает самомнение и желание доминировать, а физически справиться с ними становится уже достаточно сложно. Суки в этом отношении всё же более пластичны. С неагрессивными суками можно начинать занятия по дрессировке и в более позднем возрасте, хотя и нежелательно надолго их откладывать.

Нужен ли инструктор-дрессировщик

Однозначно – да. Более того, предпочтительно, чтобы до начала работы с инструктором, владелец не занимался с собакой обучением самостоятельно, потому что исправлять ошибки потом будет гораздо дольше и проблемнее, чем обучить собаку с нуля. Подробнее о правилах выбора дрессировщика- кинолога читайте в нашей статье.

Основные команды дрессировки

Обучение может происходить разными способами: с помощью лакомства, с помощью рук и поводка, комбинированно. Обычно, немецкие овчарки – не пищевики и лакомство на улице их мало интересует, даже если во дворе или в квартире они его с удовольствием едят. Это порода, которая работает «за интерес». Немецкой овчарке более подходит обучение с помощью управления руками и поводком (механика).

Команды «сидеть»

Собака находится слева от дрессировщика. В правой руке показываем лакомство, поднимая его чуть вверх и назад, левой нажимаем на область крупа (часть линии верха собаки, находящаяся возле основания хвоста). Собака садится. Сразу даём лакомство, подкрепляем голосовой командой «хорошо», гладим собаку, повторяя: «Хорошо, молодец!». Не позволяем изменять положение после получения лакомства. Собака должна находиться в этом положении до следующей команды или до команды «гуляй».

Если собака – не пищевик и лакомство её не интересует, то либо используется любимая игрушка, либо просто правой рукой поводок подтягиваем вверх под углом 45 градусов, а левой нажимаем на круп.

Пока собака сидит, просто хвалим её, поощряем лакомством и поглаживанием, но команду не повторяем. Повтор делается только при изменении положения. При этом, дрессировщик отходит на шаг-два, возвращается, поощряет, обходит собаку, опять поощряет, снова отходит. И так повторяет несколько раз.

Постепенно увеличивается расстояние, на котором собака выполняет команду, время выдержки, вводятся отвлекающие факторы (проходящие мимо люди, животные, проезжающие машины, брошенные предметы и лакомство, уход дрессировщика из зоны видимости собаки и прочее).

Команда «лежать»

Собака слева от дрессировщика. В правой руке показываем лакомство, опуская его вниз, к земле, левой рукой нажимаем на область холки (часть линии верха собаки у основания шеи), заставляя лечь. Если не получается – можно правой рукой взять обе передние ноги собаки и потянуть вперёд, левой нажимая на холку. Не позволять заваливаться на бок и на спину. Либо правой рукой тянем поводок вниз (можно просто наступить на поводок ногой), левой нажимая на холку. Поощряем голосом, лакомством, поглаживанием.

Дальше – всё то же самое, что в команде «сидеть»: дрессировщик отходит на несколько шагов, пресекая попытку изменить положение, возвращается, поощряет, опять отходит, обходит, возвращается, поощряет. И так – несколько раз. Увеличиваем расстояние до собаки, время выдержки, вводим отвлекающие факторы.

Команда «стоять»

В правой руке показываем лакомство/игрушку, либо тянем за поводок немного вперёд, левой поднимаем собаку под живот. Поощряем. Отходим – подходим – поощряем – отходим – обходим – поощряем, повторяем несколько раз. Наращиваем степень сложности.

Команда «стоять» сложнее, чем «сидеть» и «лежать», требует от собаки большего подчинения и концентрации.

Команда «ко мне»

Эта команда состоит из двух частей: подход и усадка перед дрессировщиком. После подачи команды, подтягиваем поводок на себя левой рукой, правой нажимаем на область крупа. Можно показать собаке лакомство в правой руке, направив её к себе поводком в левой руке и перед собой поднять лакомство немного вверх, чтобы собака села. Команда «сидеть» при этом не подаётся, собака просто усаживается с помощью лакомства, игрушки или поводка. Как только собака села ровно перед дрессировщиком, сразу идёт поощрение.

Постепенно команда подаётся с большего расстояния, собака корректируется на быстрое и беспрекословное выполнение.

Команда «рядом»

После подачи команды собака направляется лакомством, игрушкой или поводком к левой ноге дрессировщика и усаживается ровно возле ноги. Поощряется. Пока дрессировщик стоит – собака должна сидеть возле левой ноги, как только начинает двигаться – собака двигается рядом с ним так, чтобы её правая нога была рядом с левой ногой дрессировщика. При остановке, собака должна сесть.

Во время движения при сохранении правильного положения, собака поощряется, при остановке поощряется за усадку.

Во время выполнения упражнения поводок прослаблен и находится в левой руке, конец поводка контролируется правой рукой. Если собака натягивает поводок – одёргиваете и сразу расслабляете руку. Можно держать поводок в левой руке, а в правой – лакомство или игрушку, мотивируя собаку на сохранение положения у ноги.

Собака должна не только ходить рядом по прямой, но и выполнять повороты направо, налево, кругом. Усложнение – движение по восьмёрке, по часовой и против часовой стрелки, движение разными темпами (медленно, средним шагом, быстро, бегом).

Команда «дай!»

Это не запрещающая команда, а согласие собаки на обмен, отдачу еды, игрушек, предметов владельцу. Если вы хотите, чтобы собака отдала вам вышеперечисленное, не нужно говорить «фу/нельзя» (запрещающие команды), говорите «дай» и аккуратно вынимайте их из пасти или предложите обменять на другую еду, игрушку, предмет. Покажите, что вы лишь совершаете обмен на равноценное, но подчинение собаки в этом обмене – обязательно!

Если собака пытается не отдать вам то, что вы требуете, правой рукой держите этот предмет/ кость, миску, протяжно и угрожающе командуете «даай!», а в левой либо предлагаете вариант обмена (другую кость, предмет, лакомство), либо резко дёргаете за поводок, который пристёгнут к ошейнику (можно – к строгому – для особо упрямых).

Однозначно забираете то, что вам нужно и хвалите собаку, поощряете лакомством, игрушкой. Затем предмет обмена возвращаете собаке и снова хвалите. На несколько минут оставляете в покое. Ещё раз повторяете упражнение.

Все попытки агрессии должны жёстко пресекаться.

Навык считается отработанным, если собака беспрекословно отдаёт вам требуемое, будь то вкусная косточка или любимая игрушка.

Команда «фу / нельзя!»

Данная команда отрабатывается только на отрицательных эмоциях, потому что её невыполнение или несвоевременное выполнение в некоторых ситуациях может стоить собаке жизни. Никакими бесконфликтными методами не добиться чёткого, мгновенного и беспрекословного выполнения этого навыка.

Обучение команде начинайте после отработки команды «место», потому что «место» проще и быстрее наработать с помощью лакомства, а потом убрать лакомство и начать отучать подбирать с земли.

Для быстрого и надёжного варианта отучения подбирать с земли можно воспользоваться следующим способом: надеть на собаку строгий ошейник, пристегнув к нему поводок и подвести к заранее раскиданному по земле лакомству. Внимательно наблюдаете за собакой и при попытке подобрать кусок, резким рывком поводка отдергиваете собаку с одновременной командой «фу/нельзя!».

Команда подаётся громко и строго. У собаки с первого же рывка должно пропасть желание не то что подбирать, но даже принюхиваться к разбросанному лакомству. После рывка пойти погулять с собакой и когда она успокоится и отвлечётся, ещё раз провести мимо разбросанного лакомства и повторить процедуру при проявлении интереса.

Предпочтительно, чтобы на второй подход помощник выложил лакомство в другом месте, пока вы гуляете и собака не видит его. Такой способ подходит только собакам старше 6-7 мес.

  1. Предложите собаке лакомство в левой руке , со словами «можно», похвалите.
  2. А теперь покажите лакомство и обозначьте командой «нельзя». При попытке взять лакомство, убираем его, либо зажимаем пальцами левой руки, а правой однократно хлопаем собаку по морде с командой «нельзя».
  3. Затем, говорим «можно» и позволяем взять, хвалим.
  4. Через некоторое время повторяем ситуацию.

Если есть возможность, можно попросить предложить лакомство кого-то из знакомых, но брать у этого человека запрещаем. При попытке принять лакомство, этот человек должен хлопнуть собаку по морде, не дав его ей, а вы тут же даёте лакомство из своей руки с командой «можно» и хвалите собаку. После двух-трёх повторов собака усваивает, что у постороннего человека лакомство брать нельзя.

Команда «место»

Место у собаки, живущей во дворе – это её будка, в квартире – подстилка/лежанка, на улице – предмет, на который вы укажете рукой, сопроводив голосовой командой «место». По команде дрессировщика собака должна занять указанное место, обозначив его укладкой и оставаться на нём до следующей команды, либо до команды «гуляй».

Команда «барьер»

Команда «барьер» — это преодоление препятствия: забора, штакетника, поваленного дерева и тому подобного. Высота препятствия может быть разной, но начинать нужно с малого. Начните с небольшого препятствия, которое вашей собаке посильно преодолеть даже безопорным прыжком. Предпочтительно — невысокий заборчик из кирпича, за который пёс не зацепится и сможет оттолкнуться от его верхней границы.

Собака на шлейке (предпочтительнее) или мягком ошейнике и длинном поводке. Ошейник плотно застёгнут на шее. Это предотвратит возможность травматизма собаки, если придётся её подтягивать на поводке.

  1. Собака стоит с одной стороны препятствия, дрессировщик – с другой и зовёт собаку.
  2. При попытке взобраться на препятствие – подтягивает на себя поводок, помогая собаке.
  3. Как только собака преодолевает препятствие, нужно активно похвалить и поощрить её всеми доступными способами (лакомство, ласка, похвала).

Можно побежать к препятствию вместе с собакой, в последний момент либо перепрыгнув вместе с ней его, либо, подхватив собаку сзади, помочь взобраться на препятствие и перепрыгнуть. Похвалить за выполнение.

Высоту препятствия увеличивайте постепенно. Не нужно заставлять немецкую овчарку преодолевать барьеры выше 2 метров, так как с увеличением высоты препятствия повышается возможность получения собакой травмы позвоночника или конечностей при прыжке.

Апорт

Апортировка – это подноска предмета дрессировщику. По команде «апорт» собака должна принести указанный предмет, сесть перед владельцем с предметом в зубах и удерживать его до команды «дай!».

Существуют два способа обучения апортировке – игровой и принудительный.

Игровой подойдёт для собак, замотивированных на ношение предметов, он более быстрый в достижении результата, но выполнение навыка, отработанного таким способом, может быть нестабильно, так как эти собаки обычно приносят предмет только по собственному желанию, пока им это интересно, слабо его удерживают, часто – либо бросают под ноги владельцу, либо вообще не отдают. И не берут неинтересный им предмет. Игрушка – да! Двигающийся предмет – да! Кусок кирпича, лежащий на земле – нет.

Этот способ годится для быта, когда цель – физическая нагрузка для мало двигающейся собаки.

Принудительный способ подходит лишь для собак с устойчивой психикой и под руководством опытного инструктора, так как отрабатывается он довольно жёстко и нужно знать меру, чтобы с одной стороны – не переборщить, с другой – довести до конца. Применяется – по большей части – для служебных собак.

Апортировка, отработанная на принудительном методе – это 100%-я подноска любого указанного предмета – камня, кирпича, вещи, чего угодно. Не брошенного дрессировщиком, а просто лежащего. Дрессировщик указывает на лежащий предмет, и по команде «апорт», собака приносит его, удерживая во рту до команды «дай». Навык собака запоминает на всю жизнь. Выполняет его стабильно. При этом, она не будет пережёвывать предмет, нестись за ним без команды.

  1. При отработке апортировки игровым способом, усаживаем собаку слева от себя командой «рядом».
  2. Удерживая поводок левой рукой, правой бросаем предмет. При попытке встать, повторяем команду «рядом» и возвращаем собаку в исходное положение.
  3. Выдержав паузу в несколько секунд, даём команду «апорт» и позволяем побежать и взять предмет.
  4. С помощью поводка направляем собаку к себе и усаживаем перед собой как при команде ко мне.
  5. Придерживая одной рукой нижнюю челюсть собаки, чтобы она не бросила предмет, другой — гладим, хвалим.
  6. Даём команду «дай» и забираем предмет, либо меняем его на лакомство/ другой предмет.
  7. Снова хвалим.
  8. Постепенно увеличиваем время удержания собакой предмета, выдержку после броска, удержание при подноске.

Если собака теряет интерес к брошенному предмету – можно «оживить» его с помощью привязанной к нему верёвки. Лёгкое шевеление предмета этой верёвкой при подноске уменьшит его пережёвывание.

Читайте также:  Корм для щенков pronature original ягненок с рисом

При отработке апортировки принудительным способом, собака сначала приучается просто удерживать предмет, сидя перед вами.

  1. Вкладываете предмет в рот собаке и, придерживая одной рукой под нижнюю челюсть, чтобы не бросила, другой рукой гладите собаку, хвалите.
  2. Через несколько секунд командуете «дай» и вынимаете предмет изо рта.
  3. Поощряете лакомством, похвалой, поглаживанием.
  4. Делаете несколько таких повторов.
  5. Чередуете с выполнением других команд.
  6. Как только собака начинает спокойно удерживать предмет, отдавая его по первому требованию, переходите к следующему этапу.

Приучаем брать предмет из руки по команде.

  1. Собаку привязываете к столбу поводком, пристёгнутым к мягкому ошейнику.
  2. Надеваете удавку или строгий ошейник с ещё одним поводком. Этот поводок держите в левой руке. Правой – предлагаете предмет, командуя, «апорт».
  3. При этом, делается рывок поводком и предмет насильно вкладывается в пасть собаке. В случае попытки бросить предмет, делается рывок поводком.
  4. Собака поощряется, как только прекращает попытки выбросить предмет изо рта.
  5. Упражнение повторяется до тех пор, пока собака не начнёт самостоятельно брать предмет из вашей руки и удерживать его до разрешающей команды «дай».

Третий этап – самый сложный и самый жёсткий по отработке: брать предмет с земли. Собственно – всё то же самое, что при отработке брать предмет из руки, но с земли собака его хочет взять ещё меньше, чем из руки, поэтому степень давления и болевых эффектов наращивается.

Очень важно почувствовать тот момент, когда собака согласна взять предмет – во избежание дополнительной коррекции – и быстро поощрить её, мотивируя на поднимание предмета. Как только собака хоть раз самостоятельно взяла предмет – сразу активно хвалим и прекращаем упражнение до следующего занятия, давая понять, что выполнение по первому требованию сводит количество упражнений до одного.

Усвоив это однажды, ваша собака будет всегда выполнять это упражнение по первой команде.

Когда отработано поднимание предмета с земли, приступайте к подноске предмета и усадке перед вами. Для этого собака (уже не привязанная, а просто находящаяся на поводке) после поднятия предмета по команде, подтягивается к дрессировщику поводком (при этом – хвалим) и усаживается перед ним. Хвалим. Забираем предмет по команде «дай».

Навык считается отработанным, когда по команде дрессировщика собака приносит предмет, садится перед дрессировщиком и удерживает предмет до команды «дай».

Команда «дай лапу»

После подачи команды «дай лапу», берём в руки лапу собаки, гладим, хвалим, даем лакомство. Повторяем несколько раз за время занятия.

Ношение намордника

  1. Подбираем намордник по голове собаки.
  2. Усаживаем собаку.
  3. Кладём кусочек лакомства в намордник, надеваем его и хвалим собаку, гладим, проталкиваем в намордник дополнительные кусочки лакомства.
  4. Через несколько секунд снимаем намордник, хвалим.
  5. Повторяем упражнение несколько раз, пока собака не привыкнет спокойно относиться к процедуре одевания и нахождения в наморднике.

Затем приучаем не обращать внимание на намордник в движении, отвлекая командой «рядом» и выдачей лакомства через намордник.

Следующий этап – выполнение команд в наморднике без попытки снять его.

Команда «гуляй»

Данная команда – свободное состояние собаки. Командой «гуляй» можно на определённом этапе обучения поощрять за правильно выполненные навыки, давая собаке 5-7 минут разрядки.

3 категории дрессировщиков по Эду Фраулю

Эд Фраули – это американец, владелец питомника рабочих немецких овчарок.

  1. Первая категория составляет группу людей, которые просят своих собак что-то сделать, заманивая и подкупая их игрушкой или едой. У таких тренеров собаки часто не делают того, что требуется, поскольку считают вознаграждение недостаточным. Эти собаки кончают тем, что становятся наглыми, доминирующими и часто антисоциальными и агрессивными и попадают в приюты из-за того, что становятся неуправляемыми, хотя в действительности, все это – результат неправильной дрессировки. При обучении таким способом собака работает нестабильно.
  2. Вторая категория — тренеры, которые с помощью принуждения и запугивания заставляют собак делать то, что требуется. С помощью принуждения отдрессировать собаку можно намного быстрее. Кроме того, через принуждение собаку можно обучить практически чему угодно. Главная проблема этой категории дрессировщиков – их редко любят собаки.
  3. Третья категория балансирует между первыми двумя. Как только собака начинает понимать значение команды, вводятся отвлекающие факторы. Если собака не подчиняется при отвлекающих факторах, то за непослушанием следует коррекция. Главное при этом подходе – коррекция следует только в том случае, если владелец на 100% уверен, что собака понимает, что от нее требуется, и отказывается выполнять команду. Навыки, полученные при этом методе, наиболее устойчивы и собака всегда будет считать владельца вожаком стаи. Главный принцип дрессировки по Эду Фраулю — это найти правильный баланс между мотивацией и коррекцией.

Основные принципы дрессировки овчарки

  1. Не бывает глупых собак, бывают неопытные дрессировщики. Терпение и труд всё перетрут. Собака, которая не способна выучить базовые команды за 10 занятий, выучит их за 20, а которая не выучит за 20 – всё равно научится за 30. Терпение, терпение, терпение. И — всё получится! Главное – не отчаиваться и помнить, что собака учится через повторение.
  2. Нельзя корректировать собаку за те вещи, которых она не понимает или которым не была обучена.
  3. Один из самых важных моментов дрессировки – это чтобы владелец научился применять коррекцию правильного уровня, при этом, уметь сразу же по достижению нужного результата разрядить ситуацию поощрением собаки.
  4. Чтобы коррекция была эффективной, она должна быть применена не более чем через 1,5 секунды после нарушения.
  5. Дрессировщик не должен быть пассивен.
  6. Собака может любить, но не уважать владельца. Когда собака показывает неуважение – нужно увеличить на неё давление. Делать это надо справедливо, жёстко и постоянно.
  7. Не нужно очеловечивать собаку.
  8. В процессе обучения собака должна научиться ценить хорошее расположение дрессировщика/ хозяина.
  9. С доминантностью собаки в любых формах надо бороться. Доминантная собака всегда должна находиться под контролем.
  10. Корректируя собаку, не забывайте поощрять её (похвалой, лакомством, свободным состоянием), как только добились своего.

Уроки дрессировки собаки пошагово в домашних условиях

Первые 3 занятия дрессировки

Первые три занятия – сугубо механика, подкреплённая положительными эмоциями: громко и чётко подаётся команда, дрессировщик с помощью поводка и рук придаёт нужное положение собаке и поощряет её за сохранение этого положения.

То есть, если была команда «сидеть», собаку посадили – дали лакомство, погладили, похвалили голосом. Дальше поощряем сохранение положения, отрабатывая выдержку и обучая тому, что в данном положении собака должна находиться до подачи следующей команды. До тех пор, пока собака не меняет положения, команду не повторяем, только хвалим («хорошо», «молодец», «умничка» и т.п.) и поощряем. Отходим на шаг – два, возвращаемся – поощряем. Обходим вокруг собаки – опять поощряем.

Если собака делает попытку изменить положение тела – даётся дополнительная команда, собака возвращается в то же положение и упражнение повторяется. Головой собака может крутить хоть на 180 градусов, следя за действиями дрессировщика, но менять положение тела не должна до следующей команды. Свободное состояние собаки – команда «гуляй».

Впоследствии, этой командой, поданной с определённой паузой после предыдущей команды, можно поощрять, тем самым как бы говоря: «Сделала то, что мы хотели – награждаем тебя свободой на некоторое время».

На первых трёх занятиях, возможно, при отработке выдержки, придётся дать команду сто раз и столько же раз вернуть собаку в нужное положение, но необходимо помнить, что собака путём повторения обучается и запоминает, просто ей требуется время.

Обычно, на этом этапе обучения 90-100% занятия работает дрессировщик – для быстрой и правильной коррекции в нужной степени и во избежание ошибок, которые может совершить неопытный владелец.

  • Всем базовым командам собака обучается в комплексе, а не по одной. Потому что иначе у собаки срабатывает стереотип: вижу лакомство – сажусь/ ложусь/ стою, и делаю только это. Нет, собака должна внимательно наблюдать за дрессировщиком (концентрация внимания), слушать, слышать, дифференцировать и выполнять команды по первому требованию.
  • Нельзя повторять команду несколько раз, особенно на начальном этапе. Так собака привыкнет к возможности не выполнять навык по первому требованию и вообще будет демонстрировать своё неуважение к дрессировщику. Дали команду – заставили принять нужное положение. Повтор – только при несанкционированном изменении положения.
  • С первого же занятия приучайте собаку ровно садиться при выполнении команд «ко мне» и «рядом», ни разу не позволяя сделать это криво.
  • Ведите себя максимально эмоционально: бурно и восторженно хвалите за подчинение, строго и недовольно повторяйте команду в случае несохраниения положения. Этим дрессировщик помогает собаке в процессе обучения. Людей, монотонно бубнящих команды и похвалу, собаки игнорируют и плохо им подчиняются.
  • Если собака концентрируется не на дрессировщике или том из владельцев, который с ней работает, то владелец, на которого она с мольбой смотрит: «Спаси меня!», должен взять поводок и продолжить отработку навыков с целью показать ей, что и он её не спасёт от работы. Нужно выполнять.
  • Ни в коем случае нельзя сочувствовать, не желающей работать собаке. Она сразу же почувствует поддержку, начнёт игнорировать человека, с которым в данный момент работает, но и сочувствующего будет считать слабым и недостойным её подчинения.
  • Лакомство даётся маленькими кусочками. Настолько маленькими, чтобы собака могла проглотить его, не жуя, потому что на занятии не стоит цель накормить собаку, а лишь поощрить её за правильные действия.
  • Команды подаются в разной последовательности, при отвлекающих факторах, в разных местах.
  • На занятиях нужно смоделировать максимум возможных сложных ситуаций при выполнении навыка.
  • В основном, на первых трёх занятиях собака обучается навыкам «сидеть», «лежать», «стоять», «ко мне», «рядом», «дай лапу».

4-5 занятия дрессировки

На этих двух занятиях собака обучается работе на расстоянии без продвижения к дрессировщику с помощью двух поводков. Один поводок привязывается к столбу/дереву и пристёгивается к мягкому ошейнику/ шлейке. Второй поводок пристёгивается ко второму ошейнику, надетому на собаку и остаётся в руках дрессировщика.

Подаётся команда и собака направляется/корректируется вторым поводком на выполнение навыка без подхода дрессировщика. При этом, первый поводок не позволяет собаке перемещаться с обозначенного места при выполнении команд. Таким образом происходит приучение к выполнению команды на одном месте, на расстоянии от человека и управление осуществляется только лишь поводком.

В эти же два занятия начинается отработка выполнения навыка по первой команде дрессировщика: подаётся команда и через секунду собака корректируется вторым поводком на выполнение.

Этим способом отрабатываются команды «сидеть», «лежать», «стоять».

Занятия делятся на работу на привязи и без (команды – «ко мне», «рядом»).

6-8 занятия дрессировки

Повторяется всё то, чем занимались с собакой на предыдущих пяти занятиях, но уже с усложнением: увеличивается расстояние между дрессировщиком и собакой, собака корректируется только поводком (без рук), практически убирается или сводится к минимуму поощрение лакомством, вводится усадка, укладка и остановка собаки по команде из движения с обязательной выдержкой (дрессировщик на ходу подаёт команду, собака укладывается/садится/ останавливается, а дрессировщик продолжает движение ещё 10-15 метров, не оглядываясь, затем останавливается, стоит несколько секунд спиной к собаке, потом поворачивается и либо даёт следующую команду, либо возвращается к собаке).

Вводится обучение командам «место», «барьер», ношение намордника.

9-10 занятия дрессировки

Шлифуется выполнение всех вышеуказанных навыков в разной последовательности, при усложняющих факторах (посторонние люди, животные, транспорт, близость проезжей части), на поводке и без.

Собакам с высокой степенью способности к обучению (4-5 баллов по 5-ти балльной шкале) вполне хватает 10-12 занятий для нормальной степени управляемости в повседневных условиях. Для собак с более низким уровнем способностей этот процесс может растянуться на 15-20 и более занятий. В любом случае главное – терпеливо и кропотливо добиваться выполнения и результат обязательно будет.

В этой статье мы пошагово рассмотрели, как обучить щенка немецкой овчарки основным 12 командам за 10 уроков.

Чтобы обучить щенка команде «охранять вещи хозяина», читайте нашу статью.

Источник



Как дрессировать немецкую овчарку в домашних условиях

Настоящая дрессировка немецкой овчарки начинается с возраста 10-ти месяцев. Вся работа с щенком не достигшим этого возраста, включая обучение первым командам и основам послушания, является лишь подготовительным этапом, и поэтому эту фазу правильнее называть воспитанием, а не дрессировкой. Если вашему щенку еще нет 10-ти месяцев, тогда вам следует начать с прочтения нашего материала о воспитании щенка немецкой овчарки по месяцам, в котором мы подробно рассмотрели вопросы социализации собаки, правила поведения, обучающие игры и основные команды.

Переход от воспитания и игр к дрессуре

Уяснив на первом этапе, что заинтересованность щенка немецкой овчарки в учёбе кроется в лёгкой, увлекательной игре, и получив положительные результаты правильного воспитания в виде желания малыша исполнять несложные команды, можно приступать к следующему шагу: дрессировка немецкой овчарки в домашних условиях.

Было бы большой ошибкой думать, что дрессировка основывается только на принципах игры.

По мере взросления овчарки в голосе владельца появятся жёсткие нотки, нотки угрозы, окрепнут и тон приказа и привычка его безусловного выполнения. Если при воспитании и развитии рефлексов малыш, играючи, постигал азы апортировки, преследования, поиска и другие несложные приёмы, основанные на естественных инстинктах, то теперь щенку понадобятся все наработки, полученные им в процессе физической подготовки и психофизиологического воспитания.

Дрессировка немецкой овчарки – это развитие и укрепление полезных служебных качеств, которыми она обладает с рождения. Дрессура установит и сформирует окончательный характер НО на всю жизнь.

С чего начать дрессировку щенка?

С ознакомления основ дрессуры. Основных элементов всего 5:

Основная интонация

Слагается из интенсивности тембра вашего голоса. Немецкая овчарка различает до 10 тембров, вам понадобятся всего 3 – ласка, приказание и угроза.

При дрессировке щенок знакомится с новой интонацией угрозы, с помощью которой достигается рефлекс безотказности выполнения команд.

Рефлекс вырабатывается на контрасте: удовольствие от получаемой ласки, сопровождающейся ласковым тоном голоса и отсутствие ласки при невыполнении, сопровождающееся угрозой в голосе.

При воспитании угроза в голосе не применяется, в случае невыполнения вы просто игнорировали щенка, возвращаясь к команде через какое-то время.

Контрастные интонации

Здесь просто – если щенок хорошо знает приём, но не торопится выполнять действие, то повторный приказ звучит жёстче и внушительнее, «обещая» грядущие неприятности в виде принуждения.

При исполнении приёма после первичного отказа, тон голоса немедленно изменяется на ласково-поощрительный возглас.

Команды и поведение владельца

Команды, применяемые при дрессировке, должны быть кратки и неизменяемы – не вводите молодую НО в недоумение.

Поскольку азы работы по жестам уже известны годовалой овчарке, прорабатывая их до автоматизма, владелец должен всегда соизмерять свои движения, выполнять их чётко и постоянно одинаково.

Никогда не меняйте ни голосовые команды, ни жестовые! И никогда не упрашивайте собаку!

Например, при команде: «Апорт!» никогда не произносите: «Ну, возьми! Бери же скорее!» — этим вы разорвёте связь в мозгу собаки с уже привычным сочетанием звуков и последующего за звуками действия.

Запрещение и поощрение

Первые команды для щенка немецкой овчарки («Сидеть!», «Ко мне!», «Место!», «Рядом!», «Дай!», «Ищи!», «Голос!», «Тихо!», «Фу!», «Стой!», «Лежать!» и некоторые другие) малыш научился выполнять во время прогулки и игры с помощью восклицания: «Хорошо!», кусочка лакомства и вашей ласки. Этим вы заложили основы для дрессировки повзрослевшего малыша.

Методы дальнейшего поощрения в возрасте 10-12 месяцев меняются.

Поощрительные восклицания остаются, но и их подаём разным тоном – от спокойно-уверенного: «Хорошо!», до восхищённого: «Ай, браво! Хорошо. », стимулируя собаку получить восхищение и дополнительную порцию ласки, когда серьёзная дрессировка щенка немецкой овчарки только начинается.

Дача лакомства после каждого верно исполненного приёма оттягивается, заменяясь постепенно на восклицания и ласку. Вкусовое поощрение в идеале должно даваться только по окончанию всего урока. Для этого заканчивать занятие надо хорошо выполняемыми щенком командами.

К 2-м годам хорошая НО должна полностью работать «на голос», а лакомство – исключительное, крайне редкое поощрение.

Команда «Фу!» — жёсткая и запретительная, правильная реакция на которую закрепляется в возрасте от 2-х до 6-ти месяцев и выполняется щенком безукоснительного с полугода. Она должна остаться единственной запрещающей командой и в домашних условиях, и на дрессировочной площадке. Но злоупотреблять ею не стоит.

Принуждение

Это – механическое действие дрессировщика к выполнению команды, принцип которого укладывается в правило: «За невыполнением обязательно следует неприятность».

Принуждение при дрессировке играет 2 роли:

  • способ обучения, когда щенок, не усвоив приём, принуждается к его выполнению с помощью силового воздействия. Например, посадка – нажим на крестец и т.д. с подачей одновременно голосовой команды: «Сидеть!»;
  • заставляющий фактор, когда молодая немецкая овчарка знает, но не желает выполнять известную ей команду. В этом случае жалостливых уступок быть не может, иначе авторитет хозяина, как вожака стаи будет потерян!

Однако нельзя рассматривать методы принуждения, как месть за содеянный проступок – принуждение всегда должно заканчиваться поощрительной лаской, как только овчарка выполнила нужное действие.

В процессе воспитания вы добивались усвоения и исполнения приёмов без принуждения, но при таком построении занятий отсутствует принцип твёрдой безотказности исполнения команды.

Читайте также:  Щенок высовывает язык что это

Натаскать щенка на знание приёма относительно легко, добиться же чёткой работы НО и безотказного выполнения команд без соответствующего принуждения нельзя. И это – основной закон дрессуры.

С какого возраста можно дрессировать щенка немецкой овчарки, чтобы не навредить его развитию?

Заниматься со щенком немецкой овчарки начинают очень рано, буквально с первых недель, наращивая интенсивность занятий и вводя новые элементы постепенно и поэтапно.

Потенциальные возможности немецких овчарок практически безграничны, но научить овчарку командам, ещё не значит получить рабочую служебную НО. Дисциплина, безоговорочное подчинение и бесконечное желание служить человеку делает из маленького щенка ту собаку, о которой с гордостью говорят: «Настоящий «немец»!»

Что должен уметь щенок овчарки перед началом дрессировки по ОКД?

На какие приёмы следует обратить пристальное внимание при обучении щенков немецкой овчарки, пока принцип учёбы укладывался в правило: «Играть и воспитывать – учить и играть»?

В основе курса послушания лежат те же 5 основных команд, которые щенок НО уже усвоил за первые полгода-год своей жизни:

Это – основа всей последующей дрессировки, её фундамент. Эти команды должен знать любой щенок немецкой овчарки и поэтому научить щенка этим командам желательно до 1 года.

После их усвоения начинается более детальная проработка уже имеющихся в арсенале приёмов и совмещение с более сложными навыками: апортировка на расстоянии, прыжки, выборка (искать по запаху вещи), брать след, «Сидеть!» и «Лежать!» в движении, команды: «Ждать!» и «Охраняй!», замедление и ускорение движения по воле владельца, когда он сам стоит на месте, а так же знакомство со сложными приёмами специальной дрессировки – первичной наработке: «Фас!» и «Взять!».

Экипировка для занятий по ОКД

С чего начать занятия? С приобретения экипировки, которую придётся использовать во время уроков.

  • 10-метровая привязь;
  • 2-метровый поводок;
  • 20-метровый поводок;
  • 25-сантиметровый короткий поводок;
  • дрессировочный металлический ошейник-удавка (рывковая цепь с легко двигающимися звеньями, который ещё называют «немецкий поводок» или «змейка»);
  • с более сильными и волевыми овчарками допустимо применять парфорс с мелкими зубьями, не травмирующие шею собаки.

Теперь никаких шлеек! Только прочный «полицейский» ошейник шириной 5 см!

При первой ступени (воспитание через игру) вы уже натренировали свою немецкую овчарку на базовое выполнение этих команд, начиная с возраста 2-х месяцев и, вводя их в кругозор щенка постепенно, добились образованию чёткого рефлекса.

Пришло время добиться беспрекословного их исполнения при усложнении — дрессировка овчарки началась.

Видео: общий курс дрессировки немецкой овчарки

Команда: «Сидеть!»

Годовалая овчарка знает с 2-х-3-х месяцев, что при подаче этой команды надо опустить попу на землю.

Теперь вашей овчарке предстоит делать эту команду, совмещая её с выдержкой и приёмами: «Место!» и «Ждать!» для этого потребуется 10-метровый поводок и рывковая цепь.

После того, как щенок немецкой овчарки понял, что от него ждут после сдвоенной команды: «Место! Сидеть!», скажите: «Ждать!» и сделайте шаг назад, находясь к щенку лицом, повторяя команду и показывая открытую ладонь левой руки (соответствующий команде жест можете выбрать сами).

При попытке встать и последовать за вами, поправьте его рывком поводка вверх и назад.

Приём считается усвоенным на первом этапе, если вы ходите перед щенком полукругом на расстоянии 1,5 м, а малыш не пытается вставать и бегать за вами.

Теперь перекиньте длинный поводок через сук или кольцо на высоте в 1 м.

Дайте овчарке команду: «Место! Сидеть! Ждать!» и начинайте отходить сначала лицом к ней, держа ладонь открытой. В правой руке – упругий, но не натянутый до предела поводок.

При попытке овчарки следовать за вами, дайте команду: «Место! Сидеть! Ждать!» и резко натяните перекинутый поводок, чтобы овчарка почувствовала рывок и ограничение движения.

Если щенок занял прежнюю позицию, обязательно похвалите его издалека, не давая возможности подбежать к вам.

Важно! Увеличивать расстояние нужно постепенно, на 1-1,5 м. в день – у немецких овчарок очень хорошее чувство расстояния и ваше быстрое отдаление может ввергнуть щенка в панику.

Постойте на расстоянии, любуясь терпеливо сидящей немецкой овчаркой.

Подходите, сматывая поводок, медленно, время от времени подавая команду: «Место! Сидеть! Ждать!», не давая возможности щенку сократить расстояние. После каждой такой попытки останавливайтесь на несколько секунд, подавая команду угрожающим тоном, пока пёс не успокоится и не сядет.

Ни в коем случае не провоцируйте его, делая вид, что вновь отходите! Ваше движение – только вперёд, пусть и «в час по чайной ложке»!

Когда между вами и псом осталось расстояние в один шаг, остановитесь, ослабляя поводок полностью, и дайте команду «Рядом!» хлопнув себя по левому бедру. Ваша овчарка окажется рядом с вами в одно мгновение.

Команду: «Ко мне!» в данном случае давать нельзя! – Эта команда подаётся только, когда щенок находится в свободном положении!

Почувствовав у колена плечо своей овчарки, повернитесь на месте, заставив пса сделать полукруг у левой ноги, и заставьте его сесть, не давая никакой команды, лишь нажав на крестец.

Вот теперь пришло время радости, лакомства и дружеских похлопываний.

Помните! Лакомство овчарка получает только когда упражнение выполнено полностью!

Следующий этап – освоение команды на 20-метровом поводке.

О команде: «Лежать!»

По такому же принципу проходит воспитание выдержки и приучение немецкой овчарки к безотказной работе на расстоянии и с остальными основными командами.

Единственно, что при команде: «Лежать! Ждать!» вам придётся использовать сразу 2 строгих ошейника и 2 поводка, один из которых пристёгнут ко второму ошейнику, и проходит под животом овчарки, мешая ей встать.

Команда: «Лежать!» — одна из самых сложных команд, потому что лежачее положение – поза подчинения. Если ваша немецкая овчарка согласна оставаться в таком положении рядом с вами с возраста 8-ми месяцев, т.к. доверяет вам, то при отходе она почувствует себя беззащитной и попытается изменить своё положение.

Начиная дрессировку по этой команде, на первых порах лучше добавить в дрессировочный арсенал не только лакомство, но и любимую игрушку, которую вы будете оставлять рядом со щенком.

Видео: немецкая овчарка выполняет команды на пять

Какое лакомство давать щенку при дрессировке и сколько?

На первых порах нужно подбадривать овчарку после каждого выполненного отрезка упражнения, резко прекращать дачу лакомства нельзя, иначе пёс будет встревожен. Замещение лакомства поощрительными восклицаниями должно быть постепенным.

Начало дрессировочного курса не повод отказа от поощрения лакомством!

Каким оно должно быть? Прежде всего – желанным. Лакомство это не просто вкусный кусочек, величиною с игральный кубик, это – символ внимания и любви владельца к своему подопечному. Каждый заслуженный кусочек, сопровождающийся похвалой и лаской – радость для обоих.

Что это может быть? Это не привычная повседневная пища, лакомство должно иметь иной вкус.

Небольшие кусочки нежирных твёрдых сыров, мини-галеты или вид сухого корма, который ваш питомец особо выделяет, домашние сухарики, порезанные отварные внутренности животных…

Собаке не столь важно из чего сделано лакомство, сколько тот факт, что она его заработала, а значит – заслужила. Именно поэтому лакомство – стимул к старанию овчарки выполнить задание и заслужить вкусный кусочек.

С помощью лакомства любую собаку, включая и немецкую овчарку, можно легко обучить не только базовым командам, носить палку или команде: «Голос!», но и действиям при сложной дрессировке.

Главное – чтобы хозяин выражал своё удовольствие успехами открыто и радостно, а лакомый кусочек – тому подтверждение.

Лакомый и сахарный?

Предрассудок о том, что представителям Canis lupus familiaris (лат.) вреден сахар, прочно въелся в сознание не только обычных граждан, но и кинологов. Сахар – полезнейший из продуктов, способствующий быстрому восстановлению умственных и физических сил.

Поэтому незначительное использование сахарных кубиков в качестве лакомства при обучении командам щенка НО и дальнейшей дрессировке молодой овчарки не только оправдано, но и во многом способствует их успехам.

Конфеты, пирожные, тортики и шоколад – вредны для здоровья немецкой овчарки и в качестве лакомства не подходят!

Как научить овчарку есть по команде

Больные вопросы для многих владельцев немецких овчарок.

Научить щенка есть по команде с возраста 4-5 месяцев несложно. Достаточно несколько раз щёлкнуть его по носу после команды: «Нельзя!» или вовсе убрать миску из-под носа, заставляя ждать разрешающей команды: «Кушай!», и малыш научится сидеть у миски в ожидании разрешения. Податель благ в доме – вожак-хозяин.

Употреблять команду: «Фу!» в данном случае – грубейшая ошибка! Это команда обязует овчарку отказаться ото всех дальнейших действий, значит и от возможности поесть. Не путайте щенка, кушать можно, надо только подождать вашего разрешения.

Как отучить подбирать куски на улице

Совсем другое дело – улица. Пища, найденная во время прогулок, воспринимается щенком, как законная добыча, и, чтобы сохранить своё право на обладание ею, щенку ничего не остаётся, как быстро заглотать найденный кусок или удрать с ним в спокойное место, где вы не сможете отнять добычу.

В помощь вам – команда: «Фу!» и рывок поводка. Если поводок отсутствует (вы на прогулке в лесу), то вспомним о рогатке.

Если вы в доме, то подсунув отобранный кусок под нос нарушителю, сдавим ладонью ему мордочку, строго произнеся: «Фу!». Попробовал схватить кусок снова? – Повторяем экзекуцию.

Видео как отучить овчарку брать с земли еду

Метод при помощи хинина

Беспроигрышный приём – самому разбросать привлекательные для овчарки куски, сдобренные хинином. Куски должны быть достаточно большими, чтобы пёс не смог заглотать их, едва взяв в рот – примерно с ладонь взрослого человека. Попытавшись прожевать такой кусок, пёс почувствует непереносимую горечь, которая вызовет обильное слюноотделение. Вряд ли овчарка сможет заставить себя проглотить такую пищу, но, даже если это случиться, горечь хины в желудке вызовет спазм и рвоту. После 3-4 дней такого «питания» даже взрослая овчарка уяснит, что кусок, подобранный на улице – не вкусен.

Запаха гидрохлорид или сульфат хинина не имеет, почуять такую «приправу» овчарка не сможет, а вот вкус сильной горечи, неприятные ощущения в пасти и вашу предупреждающую команду: «Фу!» свяжет с валяющимися на улице кусками.

Хотя хинин и не относится к ядам, более того, его применяют в качестве терапевтического средства при лечении малярии перорально. Введённый внутривенно он вызывает в организме необратимые изменения, вплоть до смерти.

Поэтому куски стоит лишь «присолить» хиной с двух сторон – этого будет достаточно.

Важно! Беременным и лактирующим самкам этот метод не подходит!

Хинин проникает через плаценту и может вызвать прерывание беременности или глухоту плодов.

Легко всасывается в молоко, делая его чрезвычайно горьким – щенки могут отказаться от сосания – раз; даже слабая доза хины может вызвать у малышей до 2-х месяцев понос и рвоту – два.

Если вы решились на применение этого метода, то учтите, что овчарке должно быть не меньше 6-ти месяцев, она должна быть здорова и хорошо питаться.

Инстинкт заставит очень голодное животное зажевать и такой корм, что не принесёт воспитательного эффекта, а только расстроит желудок овчарки.

Внимание! Не используйте иные химические препараты, даже если они очень горьки! – Вы рискуете покалечить своё животное!

Еда из чужих рук

Отказ от пищи из чужих рук – необходимая мера предосторожности для рабочей овчарки.

И усваивается этот приём в процессе начальной дрессировки при помощи дрессировщика и его помощника. Помощник предлагает лакомство, а затем наносит ей лёгкий удар, переключая собаку с еды на обиду и гнев.

Видео как отучить овчарку брать из чужих рук

Этот приём хорош так же при выработке правильного поведения при командах: «Фас!» и «Чужой!».

Вы в это время должны стоять рядом, и как только овчарка «возмутится», подать соответствующую команду. При отходе помощника, возбуждённую НО надо успокоить и обязательно обласкать.

Команды надо подавать самому хозяину или дрессировщику, которому немецкая овчарка должна доверять так же, как и владельцу.

Важно! При приближении помощника возможна только одна команда – «Голос!», побуждающая недоверие к приближающемуся человеку, но команды, возбуждающие злобу, можно давать только после удара и «возмущения».

Такое построение приёма позволяет научить овчарку не только охранять территорию, которую она при правильном воспитании начинает охранять с полугода, но и укрепляет её правильные реакции при защите хозяина.

Это то, что должна знать в год молодая овчарка.

Как дрессировать щенка немецкой овчарки на задержание, конвоирование, проработку следа и т.д. вы узнаете, если удачно сдадите экзамены ОКД и захотите заниматься дальше – пройти вместе со своим питомцем курс защитно-караульной службы ЗКС.

Видео: курс по ЗКС немецкой овчарки

Cтойка немецкой овчарки – показатель здоровья и породности

Немецкая овчарка, которая не может сама принять правильную стойку без физической поддержки со стороны, скорее всего, имеет ряд врождённых дефектов, первый из которых – дисплазия тазобедренных суставов.

При ДТБС и прочих нарушениях развития опорно-двигательной системы, лапы при попытке занять стойку, будут выворачиваться в суставах, и все дефекты станут сразу видны опытному эксперту.

Если у овчарки нет физических отклонений от стандарта или проблем со здоровьем, то выполнить стойку в течении нескольких минут труда у неё не составит, демонстрируя прочность плавной ниспадающей линии верха и красоту точёных форм всего тела.

Приучать к стойке надо с раннего детства.

Можно приучить к слову: «Красиво!» или словосочетанию: «Красиво стоим!». Приучать к команде: «Стоять!» в данном случае нет смысла – этот приём относится к ОКД.

Стойка же к дрессировке немецкой овчарки никакого отношения не имеет, потому что никак не способствует ни физическому, ни умственному развитию щенка.

В дрессуре важно «исходное положение» — щенок или молодая овчарка сидит (стоит) у левой ноги владельца, касаясь плечом его колена.

Красивая стойка — элемент обязательного тренинга для выставочной собаки.

Стойка, хендлер, дрессура или сколько стоит дрессировка немецкой овчарки

Немецкая овчарка в стойке – красивое зрелище, особенно, когда собака, закончив упражнение, сама занимает такое положение, однако при сдаче экзамена на послушание вашей собаке правильная стойка не понадобиться.

Для овчарок, которые претендуют на получение высоких титулов на выставочных рингах, за правильной стойкой лучше всего обратиться к хендлеру (от англ. «hand» — «рука» и «lead» — «водить»).

Часто кинолог, согласный профессионально и выгодно продемонстрировать вашу НО в ринге, совмещает в себе талант тренера-дрессировщика. Обратитесь к нему за помощью в дальнейших тренировках своей овчарки, особенно если вы хотите, чтобы с собакой занимались индивидуально.

Профессиональный кинолог сможет не только приучить щенка немецкой овчарки к стойке, но и отдрессирует вашу овчарку по всем остальным дисциплинам.

Как выбрать дрессировщика?

Индивидуальная дрессура стоит недёшево, всё зависит от региона. В среднем курс в 30 дней вам обойдётся от 6 до 8 тыс. руб. Коррекционный курс для взрослой овчарки стоит от 500 руб. за занятие.

«Выкинуть» такие деньги и не получить желаемого обидно, поэтому отнеситесь к выбору кинолога серьёзно. На что обратить внимание:

  • желательно, чтобы воспитатель имел собаку той же породы, что и ваша;
  • понаблюдайте, как работает его немецкая овчарка;
  • не боится ли она хозяина? Доставляет ли ей удовольствие общение с владельцем? Насколько чётко выполняет приёмы и как часто дрессировщику приходится пользоваться физическим принуждением (парфорс, стек и пр.)? Как ведёт себя его овчарка вне присутствия хозяина?;
  • поговорите с владельцами, чьи НО уже занимались у этого дрессировщика. Довольны ли они?

Если вас всё устроило, договаривайтесь о цене и о времени. Осмотрев щенка, дрессировщик подскажет, когда начинать дрессировать вашу овчарку (зависит от типа нервной деятельности (НД) собаки) и укажет на огрехи воспитания, которые желательно устранить.

В идеале – дрессировщик совмещает тренировку своей овчарки, которая уже знает и выполняет команды на «5» с плюсом, с правильной дрессировкой вашего щенка НО.

Обучить немецкую овчарку командам, особенно если она ещё молода и податлива, легко с помощью старшей уже отдрессированной НО – щенки любят повторять действия взрослых особей.

Взрослая овчарка в этом случае сама является стимулом на ответное действие внешнего раздражителя – подачу команды.

Такой метод называется «подражательный» и неизменно даёт высокие результаты в обучении овчарок и др. собак.

Важно! Не перекладывайте на кинолога все обязанности по тренировке своей овчарки!

Часто владелец в короткий срок способен развалить весь труд кинолога по обучению щенка или молодой овчарки, если не выполняет «домашнего задания» — повтор и ещё раз повтор всех приёмов, которые немецкая овчарка успела усвоить за урок – раз, и правильное выполнение «домашнего задания» — два.

Постоянная тренировка немецкой овчарки – залог её прекрасного послушания.

Для правильного выполнения наученных приёмов владельцу необходимо во время занятий находиться рядом, внимательно следить и запоминать тон, жесты, любое действие дрессировщика, чтобы дома постараться в точности воспроизвести их для закрепления «домашнего задания» и правильной дрессировки немецкой овчарки.

Источник