Меню

Дикая собака динго повесть первой любви анализ

«Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» — краткое содержание повести Р.И. Фраермана

История создания

Впервые автор задумался о создании подобного произведения, когда находился на Дальнем Востоке. Он следил за развитием дружбы тунгусских мальчиков и русских девочек. Юноши вели себя, словно рыцари. Они проявляли сдержанность и воспитанность, были преданными своим подругам. Девочки капризничали, но им было приятно внимание противоположного пола.

Но много времени ушло у Фраермана на «Дикую собаку динго»: несколько лет он только обдумывал сюжет рассказа. В декабре 1938 года писатель переехал в деревню Солотче Рязанской области. Там он полностью отрешился от общества, перестал общаться с семьей и знакомыми. Повесть Фраерман написал всего за месяц.

Позже сам автор говорил, что его сочинение помогло пережить предвоенные годы. С помощью книги он пытался подготовить юных читателей к предстоящим тяжелым испытаниям. Рувим Исаевич хотел показать детям хорошие события, рассказать о первых робких чувствах и странностях, связанных с ними.

Владимир Николаев — исследователь творчества писателя — в одной из своих рецензий утверждал, что образ главной героини автор списал со своей дочери. Нона Коварская родилась в первом браке Фраермана. Позже она стала известным журналистом.

Главные персонажи

В книге «Дикая собака динго» главных героев всего три. Остальные персонажи играют второстепенную роль. Но все они взаимосвязаны, хотя и отличаются характерами. Основные герои произведения:

  • Таня Сабанеева;
  • Коля;
  • Филька;
  • родители Сабанеевой;
  • Надежда Петровна;
  • Александра Ивановна;
  • няня;
  • Женя Белякова.

Таня — главная героиня. Именно она и получила прозвище, по которому была названа книга. Коля — это ее сводный брат, а Филька является лучшим другом девочки. Мать Тани много работает, поэтому редко бывает дома. А ее отец — полковник, он давно ушел из семьи.

Вторую жену Сабанеева зовут Надежда Петровна, она является тетей Коли. Но отцу девочки пришлось усыновить мальчика. Александра Ивановна — это учительница русского языка в классе, где учатся Таня, Филя и их одноклассница Женя Белякова.

Большую часть времени девочка проводит с няней. После развода ее матери приходится постоянно работать, поэтому Таня остается одна. Она давно обижена на отца за то, что он бросил семью и женился второй раз.

Начало произведения

Читать книгу в сокращении можно по главам. Пересказ маленький, хотя и полный текст небольшой. Сюжет строится вокруг главной героини — Тани Сабанеевой. Ее отец ушел из семьи, когда девочке было 8 месяцев. Он снова женился и усыновил мальчика Колю. Таня осталась жить с мамой, женщине трудно содержать ребенка. Но позже в их город возвращается полковник со своей новой семьей. С этого и начались все проблемы.

Таня и ее одноклассник Филя возвращались из оздоровительного лагеря. Девочка мечтает о собаке динго, но дома у нее только старый пес по кличке Тигр. Мама много работает, поэтому Таню ждет няня. Одноклассник в дороге рассказал, что ему отец купил лаек. Девочка завидует Филе, ведь у него хорошие отношения с папой.

Она говорит, что ее отец живет на острове Маросейки. Ребята пытались найти его на карте, но не смогли отыскать. Тогда Таня обиделась и ушла. Дома она случайно нашла письма отца. Полковник написал, что приезжает в родной город вместе с новой женой. Девочка до сих пор сердится на него, не может простить предательства. Мама часто разговаривает с дочерью и пытается упросить ее простить отца.

Таня узнала дату, когда должен вернуться полковник. Она решила помириться с ним и встретить его с букетом цветов. Но на вокзале девочка так и не встретила отца. Школьница разозлилась и отдала цветы первому прохожему — незнакомцу на коляске. Только спустя несколько дней она узнала, что это был Коля. Это тот самый мальчик, которого усыновил ее отец.

Основа сюжета

Вскоре Тане предстояло встретиться с отцом. Беседа прошла напряженно, полковник сообщил, что он снова женат и усыновил племянника своей супруги. Это тоже разозлило девочку. Ей не нравится, что папа столько лет не уделял внимания ей, зато воспитывал чужого сына.

Коля попадает в класс Тани, его посадили за одну парту с Филькой. Дети постоянно конфликтуют из-за отца. На самом деле Коля неплохой мальчик, он старательный и целеустремленный. Но он постоянно задевает девочку, насмехается над ней.

Скоро в их город должен приехать знаменитый писатель. И в классе начались споры из-за того, кто именно будет его встречать. Кандидатов два:

Но учителя выбирают главную героиню. Это ее развеселило, ведь встреча с писателем — настоящая честь для девочки. Но перед самой встречей Сабанеева пыталась вытащить чернильницу из коробочки и разлила себе на руки жидкость из нее. Это увидел Коля и предупредил девочку.

С этого момента отношения между детьми стали налаживаться. Ребята нашли общий язык, у них было много совместных интересов. Мальчик даже предложил своей подруге пойти вместе с ним на новогодний праздник.

Праздники прошли. Таня заметила, что в ее душе начало твориться нечто странное. Раньше она не любила новую супругу отца и его приемного сына. Но позже она поняла, что испытывает к ним теплые чувства. Девочка постоянно думает о Коле, ждет новой встречи с ним. Она не догадывается, что в нее давно влюблен Филька. Мальчику не нравится ее дружба с Колей, поэтому он часто строит козни сопернику.

Из-за его ревности произошли трагические события. Филька решил всех обмануть: он сказал подруге, что Коля пойдет на каток вместе с Женей, а сопернику нашептал, что ведет Таню в театр. Это сильно накалило обстановку, ухудшило отношения между ребятами.

Трагические события

Таня наточила коньки и отправилась на покрытую льдом реку, где был каток. Вместе с ней увязался и Тигр. Но она заметила Колю и Женю, они шли вместе — мальчик поддерживал одноклассницу, помогая ей идти по скользкой дороге.

Пес выскочил навстречу товарищу, чем выдал девочку. Тане стало обидно, что ее возлюбленный гулял с другой. После недолгого разговора она ушла вместе со своей собакой. Девочка отправилась к школе, ведь ее ждал на спектакле Филька.

Но внезапно наступил буран. Таня решила помочь учительнице и отвести домой девочку, которая жила недалеко от реки. Ей пришлось бежать, чтобы успеть предупредить об опасности Колю и Женю. Пока она собиралась с мыслями, заметила, что одноклассники сидят на льду и пререкаются.

Оказалось, что Женя сама напросилась пойти на каток, а Коля через Фильку предупредил Таню, что он не может погулять с ней. Мальчик подвернул ногу, он не мог двигаться. Женя испугалась бурана и сбежала домой, даже отказалась зайти к Фильке и передать, что Таня с Колей остались на катке. Мальчик извинился перед одноклассницей за то, что не смог вытащить котенка из воды — девочка тогда посчитала его трусом. Но она не стала его слушать, а пыталась придумать, как спасти их от бурана.

Таня побежала к Фильке, взяла его нарту, в которую были запряжены лайки. Мальчик пытался остановить ее, но не успел догнать. Пока он на лыжах пытался дойти до катка, Таня уже приехала на лед и помогла Коле лечь на нарту. Метель занесла на реку лошадь, которая испугала собак. Девочка пыталась их успокоить, но ей пришлось пожертвовать Тигром, бросить его в стаю.

Старый пес пропал в глубине снега, где остался дожидаться своей смерти. Стая расправилась с ним, но поводья порвались, а собаки убежали в сторону леса. Нарта перевернулась, но Таня сумела поднять ее. Она повезла Колю, хотя тот сопротивлялся.

Вдруг ребята услышали выстрел пушки — к ним приближались пограничники. Оказалось, что отца предупредил Филька, поэтому он попросил помочь спасти Колю и Таню. Полковник отыскал детей, когда девочка практически выбилась из сил, а ее одежда покрылась коркой льда.

Концовка книги

В заключительных главах книги «Дикая собака динго, или повесть о первой любви» действие происходит уже после каникул. Таня заставила себя навестить Колю в больнице — он получил серьезное обморожение. Начало учебного года тоже не порадовало девочку. Одноклассники обвинили ее в том, что случилось с Колей. Девочку хотят исключить из пионеров. Никто не смог понять, что еще можно было сделать на ее месте. Таня расплакалась, ведь она ни в чем не виновата.

Дома девочка решила поговорить с мамой о справедливости и отношении одноклассников. Женщина сообщила, что хочет уехать из города. Дочь поняла ее намерения, ведь матери тяжело находиться рядом с отцом. На прощанье она хочет увидеться с Колей, о чем говорит Фильке.

На рассвете в лесу влюбленные встречаются. Таня сообщает об отъезде, это расстраивает Колю. Девочка убеждает его, что все делается к лучшему. Парень внезапно поцеловал ее. Но свидание прервали отец и Филька. Все вместе они отправились домой.

Позже девочка простилась с отцом и другом. Она заметила, что на загорелой груди Фильки выделялись светлые буквы ее имени. Мальчик готов был расплакаться при прощании, но сдержал слезы. Он только крикнул «Прощай, собака динго!». А Таня шла вдоль реки по песку домой, готовиться к отъезду.

Рецензии критиков

Советские литературные критики прохладно отзывались о книге Фраермана. Они отметили, что автор слишком погрузился в возвышенные переживания. Негативные отзывы написали несколько человек:

Повесть плохо вписывалась в каноны 30-х годов. Автор мало внимания уделил значимости коллектива, испортил конец произведения. Вместо счастливой развязки он сделал так, чтобы читатели задумались о неизбежности потерь.

Фраерман выполнял заказ — ему поручили написать детскую школьную повесть. До этого в подобном направлении не работал ни один русский автор. На самом деле книга получилась такой, что ею зачитывались и взрослые. А подростки не всегда могли понять мотивы и поступки главных персонажей.

Критики отметили, что в произведении нет деления героев на положительных и отрицательных. Это усложняет анализ сюжета, мешает воспитанию чувств читателей. Всего за месяц писатель создал приключенческую повесть с элементами русской классической прозы. Но это было грустное произведение, доказывающее, что в жизни постоянно придется искать компромиссы и подстраиваться под обстоятельства.

Отзывы читателей

Перед знакомством с повестью можно прочитать отзывы тех, кто уже погрузился в мир Фраермана. Мнения разделились — некоторым понравилась книга, другие сочли ее слишком жестокой.

Читала повесть в 14 лет, недавно снова открыла эту книгу. Я поняла, что знакомиться с ней надо в юности. Взрослый человек не поймет поступков главных персонажей, не сможет разделить их мысли. Нужно самому впервые влюбиться, чтобы прочувствовать весь сюжет.

Сыну недавно задали на лето эту повесть. Я уже и забыла, о чем книга, пришлось самой ее перечитывать. Если меня в детстве увлекали такие рассказы, то сейчас он мне не понравился. Я никогда не смогу простить Тане того, как она поступила с Тигром. Зачем вообще этот отрывок нужен? Чего она добилась, пожертвовав своей собакой? Да и концовка оставляет желать лучшего. Все слишком грустно и уныло.

Я считаю, что подобные книги пишут исключительно для девочек. Сюжет нереалистичный. Ну как могла девочка сама погрузить парня на сани, справиться с упряжкой собак, а потом вообще заменить их? Я не понял, зачем автор в конце написал об отъезде.

У матери судьба не сложилась, теперь еще и у дочери разорвались первые отношения. Жестокая книга, особенно разочаровал эпизод со смертью пса. Можно было любой предмет собакам бросить, а не живое существо. Не советую эту книгу ни детям, ни взрослым.

Источник

«Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»: краткое содержание и анализ

«Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» является самым известным сочинением советского писателя Р.И. Фраермана. Главными героями повести являются дети, и написана она, по сути, для детей, однако проблемы, поставленные автором, отличаются серьезностью и глубиной.

Когда читатель открывает произведение «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви», сюжет захватывает его с первых страниц. Главная героиня, школьница Таня Сабанеева, на первый взгляд похожа на всех девочек ее возраста и живет обычной жизнью советской пионерки. Единственное, что отличает ее от друзей – страстная мечта. Австралийская собака динго – вот о чем грезит девочка. Таню воспитывает мама, отец оставил их, когда дочери только-только исполнилось восемь месяцев. Вернувшись из детского лагеря, девочка обнаруживает письмо, адресованное ее матери: отец сообщает, что намеревается переехать в их город, но уже с новой семьей: женой и приемным сыном. Девочку переполняют боль, ярость, обида на сводного брата, ведь, по ее мнению, именно он лишил ее папы. В день приезда отца она идет его встречать, но не находит в портовой сутолоке и дарит букет цветов больному мальчику, лежащему на носилках (впоследствии Тане станет известно, что это и есть Коля, ее новый родственник).

Читайте также:  Кинолог для декоративных собак

Рассказ о собаке динго продолжается описанием школьного коллектива: Коля оказывается в том же классе, где учатся Таня и ее друг Филька. Между сводными братом и сестрой начинается своеобразное соперничество за внимание отца, они постоянно ссорятся, причем инициатором конфликтов, как правило, выступает Таня. Однако постепенно девочка понимает, что влюблена в Колю: она постоянно думает о нем, мучительно стесняется в его присутствии, с замирающим сердцем ждет его прихода на новогодний праздник. Этой влюбленностью очень недоволен Филька: он относится к старой подруге с большой теплотой и не хочет ни с кем ее делить. Произведение «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» изображает тот путь, который проходит каждый подросток: первая любовь, непонимание, предательство, необходимость сделать тяжелый выбор и, в конце концов, взросление. Это утверждение может быть отнесено ко всем персонажам произведения, но в наибольшей мере — к Тане Сабанеевой.

Таня – это и есть «собака динго», так прозвали ее в коллективе за обособленность. Ее переживания, раздумья, метания позволяют писателю подчеркнуть главные черты девочки: чувство собственного достоинства, сострадание, понимание. Она от всей души сочувствует матери, которая продолжает любить бывшего мужа; она изо всех сил пытается понять, кто же виноват в семейном разладе, и приходит к неожиданно взрослым, здравым выводам. С виду простая школьница, Таня отличается от своих сверстников способностью тонко чувствовать, стремлением к красоте, истине, справедливости. Ее мечты о неизведанных краях и собаке динго подчеркивают порывистость, пылкость, поэтическую натуру. Характер Тани ярче всего раскрывается в ее любви к Коле, которой она отдается всем сердцем, но при этом не теряет себя, а пытается осознать, осмыслить все происходящее.

Источник

«Дикая собака динго» — краткое содержание и пересказ по главам повести Р. Фраермана

Здесь даны основные сведения о повести Р. Фраермана «Дикая собака динго», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этой повести.

Краткие сведения о произведении

Повесть советского детского писателя Рувима Исаевича Фраермана была написана в 1939 году . Замысел написания этого произведения возник у писателя на Дальнем Востоке, где он видел примеры дружбы тунгусских мальчиков с русскими девочками, примеры преданности и истинного рыцарства. В этой поэтической повести рассказывается об эмоциональном взрослении детей.

Дикая австралийская собака динго олицетворяет для героини повести всё неизвестное, что предстоит увидеть и понять.

Главные герои повести

  • Таня Сабанеева — четырнадцатилетняя девочка, грезившая о далёких странах и дикой собаке динго. Мечтательница, фантазёрка, склонная к размышлениям. Свою обиду на отца, оставившего их с матерью, перенесла на его приёмного сына, но потом, неожиданно для себя, полюбила этого мальчика.
  • Филька — нанайский подросток, одноклассник Тани, её преданный друг. Поняв, что Таня влюбилась в Колю, тяжело переживает.
  • Коля — серьёзный, всегда спокойный, добрый мальчик. Ссорился с Таней, так как она постоянно задирала его, ревнуя к отцу. Но был настроен по отношению к ней довольно мирно.

Другие персонажи

  • Полковник Сабанеев — отец Тани. Умный, мужественный человек.
  • Мама Тани — добрая женщина, простившая мужа, бросившего её с маленькой дочкой. Ей приходится много работать.
  • Александра Ивановна — учительница, чуткая и добрая.
  • Надежда Петровна — жена отца Тани, тётя Коли, который остался сиротой. Тихая, скромная, добрая женщина.
  • Няня Тани — старая женщина, заботливая и умелая хозяйка.
  • Женя — подруга Тани. Разумная девочка, у которой не было никакой фантазии.
  • Пионервожатый Костя — строгий, но справедливый.
  • Директор школы — пожилой человек, умный и добрый.
  • Аристарх Аристархович Аристархов — учитель истории, глупый и злой человек, не понимающий детей.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Таня Сабанеева живёт в дальневосточном городке. Она дружит с нанайским мальчиком Филькой. В этот же город приехал служить отец Тани, пограничник. Приехал с женой и приёмным сыном Колей. Отношения Тани с отцом, которого она не видела до тех пор, и Колей непросты. Девочка ревнует Колю к отцу, и в то же время невольно симпатизирует ему. Смятение Тани замечают её преданный друг Филька и учительница.

Во время бурана Таня спасает Колю, который не мог идти, так как растянул мышцу, катаясь на коньках. Она усадила его на нарту с ездовыми собаками. Но собаки, увидев бегущую лошадь, перестали слушаться, порвали упряжь и убежали. Таня не теряет присутствие духа и поддерживает Колю до появления пограничников, примчавшихся на лыжах.

В конце повести мать Тани решила уехать из города вместе с дочкой. Коля и Филька восприняли это известие с болью.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

Таня Сабанеева уже пятый год проводила лето в пионерском палаточном лагере. Но в это лето ей было там не особенно весело. Она часто задумывалась, представляла в своём воображении другие края. Ей хотелось увидеть «иной мир, например австралийскую собаку динго».

В лагере был и её друг, нанайский мальчик Филька, и подруга Женя. Когда вечером пионеры жгли костры, Таня спросила у Фильки, знает ли он об австралийской собаке динго. Но он мог рассказать только о ездовых собаках.

К костру подошёл отец Фильки, охотник, приехавший из стойбища навестить сына и решивший заночевать рядом с лагерем. Вожатый Костя пожаловался ему, что Филька ест сырую рыбу и угощает ею друзей и что он делает плавки из пионерского галстука и купается возле Больших камней. Охотник был огорчён, поругал сына и сказал ему привести оленя, который пасётся недалеко, так как решил переночевать у костра.

Глава 2

Так как уже наступила осень, лагерь закрыли и детей отправили в город. Таня пошла туда вместе с Филькой, его отцом и оленем. Когда она пришла домой, мама была на работе в больнице, её встретила няня, собака Тигр и кошка Казак. Все они были уже стары. Котята кошки за лето подросли и даже самый маленький из них, Орёл, стал смелым.

Таня посадила на грядку цветы саранки, которые вырыла в лесу. Филька жил недалеко, на квартире. Он позвал Таню посмотреть на ездовых собак, которых ему подарил отец. Филька сказал, что они лучше австралийской собаки динго.

Отец Фильки собрался в дорогу и на прощание сказал сыну, чтобы он стал хорошим охотником и учёным. Когда он ушёл, Таня сказала Фильке, что у него хороший отец. Мальчик спросил, где отец Тани. Девочка ответила, что он в стране Маросейке. Филька был озадачен, потому что он не знал такой страны.

Глава 3

Таня наливала из бочки в лейку воду и думала об отце, которого она никогда не видела и который жил в Москве, на улице Маросейка. Он полюбил другую женщину и оставил мать Тани, когда девочке не было и года. Она так задумалась, что не заметила, как выпустила через отверстие в бочке всю воду. Руки её были в земле, и няня принесла холодную воду из колодца. Руки от неё замёрзли, и Таня грела их, сунув под мамину подушку. Там она нащупала бумагу — это было письмо отца к матери.

Таня после сомнений всё же прочла его и узнала, что отца послали служить в их дальневосточный город. Он приедет вместе с женой и Колей, которого уже приняли в тот класс, где учится Таня. Отец писал, что он виноват перед дочкой, что редко писал ей и часто о ней забывал. Он просил бывшую жену подготовить Таню к встрече с ним.

Таня была в смятении, она и радовалась, и вспоминала, что не любит отца и что этот Коля отнял у неё отцовскую любовь.

Мама, придя домой, увидела на кровати письмо и сказала, что Таня должна быть рада, что приезжает отец. Девочка спросила, брат ли ей Коля. Оказалось, что он сирота, племянник жены отца и что отец его жалеет и любит. Таня сказала, что любит только мать, а отца встречать не пойдёт.

Глава 4

Всё-таки ранним утром, когда должен был приехать отец, Таня собралась на пристань. Она надела нарядное платье, сорвала с грядки саранки и ирисы и позвала с собой собаку Тигра. Пассажиры сошли с парохода, но семьи отца среди них не было. Санитары пронесли носилки, на которых лежал мальчик. Таня спросила, что с ним, и санитар ответил, что он на пароходе заболел малярией. Мальчик спросил Таню: «Ты плакала недавно?» Она сказала, что это ему кажется, и положила на носилки цветы. Когда Таня уже поднималась в гору, с трапа на пристань сбежал последний пассажир.

Главы 5–6

С пристани Таня пошла в школу. Был первый день школьных занятий. Таня села с девочкой Женей, а сзади их парты сел Филька.

После школы Таня спросила мать, почему она считает отца добрым и хорошим человеком, ведь он оставил их. Увидев, что маме тяжело говорить об отце, Таня раскаялась, что начала этот разговор.

К калитке подошёл человек в шинели полковника, мать негромко вскрикнула, и Таня поняла, что это отец. Он поцеловал её, подарил коробку конфет и сказал, что они с тётей Надей ждали её на пристани, правда, задержались на пароходе из-за того, что Коля заболел малярией. Отец сказал, что знает, что Таня на него сердится, но он надеется подружиться с ней.

Глава 7

Коля в классе сел за парту к Фильке. Одноклассники спросили у Тани, не родственник ли ей Коля Сабанеев. Одним она отвечала — да, другим — нет. Таня враждебно относилась к этому мальчику, и он стал отвечать ей тем же.

В выходные дни Таня ходила к отцу в крепость, где жили пограничники. Жена отца Надежда Петровна относилась к девочке ласково. Обедали весело, но сердце Тани часто щемило от обиды, она ревновала отца к Коле.

Глава 8

Как-то утром Таня пошла с Филькой и Колей на рыбалку и поссорилась там с Колей. Филька огорчённо спросил, почему они часто ругаются. Коля ответил, что всегда ссору начинает Таня. Девочка сказала ему, что больше не придёт к ним обедать.

Глава 9

Однако всё же она пришла в гости к отцу. Узнав, что Коля лепил пельмени, Таня отказалась обедать, сказав, что пообедала с мамой. За столом дети препирались, чем огорчили отца, который хотел, чтобы они подружились.

Глава 10

В школе Коля ответил урок о творчестве Горького и в конце сказал, что однажды видел этого писателя. Это было в Крыму, куда они ездили с папой. Таня подумала, что она кроме своего города и леса ничего больше не видела — её отец никуда не возил.

Учительница заметила, что девочка стала задумчивой, рассеянной и дерзкой. Когда Женя шёпотом сказала Фильке, что Таня влюбилась в Колю, та попросила учительницу разрешить ей пересесть от Жени. А Коля, из упрямства, попросил разрешения сесть с Женей.

Глава 11

Филька ждал после уроков Таню на улице. Но когда его отвлёк китаец, торгующий с лотка липучками, Таня незаметно для Фильки ушла из школы.

Мальчик по следам на снегу выследил её и увидел, что она стоит в рощице и плачет. Он незаметно ушёл оттуда, так как понял, что ей нужно выплакаться.

Главы 12–13

Снегопад продолжался несколько дней. На каждой большой перемене школьники лепили снежные фигуры. Таня слепила часового так искусно, что, когда он был готов, мальчики постарше с криками подняли Таню на воздух. Коля стоял в стороне. Учительница Александра Ивановна тоже была поражена красотой снежного часового. Она думала о том, что Таня в последнее время часто печальна и расстроена, что может быть это свидетельство любви.

В школе готовились к встрече с писателем, который приехал навестить свой родной город. Участники литературного кружка решили подарить ему цветы, которые зацвели дома у некоторых девочек. Постановили, что их преподнесёт Таня.

Перед встречей с писателем Таня нечаянно опрокинула бутылку с чернилами, и вся кисть правой руки стала чёрной. Девочка не смогла её отмыть и была в отчаянии. Она увидела в коридоре писателя и попросила не подавать ей руку, когда получит цветы. Он был удивлён, но всё понял, когда Таня показала свою руку, измазанную чернилами. Писатель засмеялся и пообещал сделать так, как просила девочка.

Читайте также:  Игрушка для собак gigwi три мяча с пищалкой

После встречи школьников с писателем к Тане подошёл Коля и сказал, что очень волновался, чтобы над ней не смеялись из-за измазанной руки. Ещё мальчик попросил, чтобы она не сердилась на него.

Глава 14

В новогодний вечер у Тани и её мамы были гости: отец, его жена Надежда Петровна (которую пригласила мама Тани), Филька с отцом, матерью и тремя младшими братьями, которые приехали навестить его.

Коля опаздывал, и Таня думала, что он пошёл на праздник к Жене. Наконец, Коля пришёл и принёс в подарок золотую рыбу в маленьком аквариуме. Таня сказала, что она не держит рыбок, как Женя, и что придётся эту рыбу зажарить. Затем она весь вечер танцевала с отцом, матерью и Надеждой Петровной.

Филька, о котором она совсем забыла, сказал, что кто-то завтра пойдёт с Колей на каток. Таня спросила, что ещё просил сказать ей Коля. Но Фильке стало жалко её, и он, чтобы развеселить девочку, сказал, что может съесть свечку, и действительно стал жевать её. Таня засмеялась, а на глазах мальчика блестели слёзы. Таня отняла у него свечу и сказала, что он может заболеть.

Глава 15

Когда гости расходились, Таня пожелала всем счастья. Колю она тоже поздравила с Новым годом и решила больше о нём не думать. Но утром она пошла на каток, чтобы посмотреть, как будут кататься Коля и Женя. Она взяла коньки, позвала свою собаку с собой. Целый час Таня простояла с Тигром у катка на реке, но никто туда не пришёл.

Девочка пошла назад, но скоро увидела Колю и Женю, направлявшихся на каток. Таня спряталась за домом, сунула в сугроб коньки, но Тигр выскочил с приветственным лаем к Коле, поэтому пришлось и Тане выйти из своего укрытия.

Мальчик удивился, что Таня так рано каталась на катке, и сказал, что думал, что она с Филькой пошла в школу на спектакль.

Таня надменно ответила, что она вовсе не была на катке, у неё и коньков с собой нет, и что действительно пойдёт с Филькой на спектакль. Она ушла и решила больше никогда не вспоминать о Коле.

Около школы толпились дети. Они закричали Тане, что скоро будет буран и что спектакль отменили. Небо действительно предвещало буран. Таня поняла, что Коле и Жене грозит опасность.

Александра Ивановна вышла из ворот школы, ведя маленьких девочку и мальчика. Она крикнула Тане, чтобы возвращалась домой. Та ответила, что не боится бурана и что отведёт девочку в её дом у реки. Учительница согласилась и повела мальчика домой.

Таня отвела девочку в дом, стоящий на берегу, и стала спускаться к реке. Коля и Женя сидели на снегу, а мгла уже была около солнца. Коля растянул ногу и не мог идти. Женя очень боялась бурана и побежала домой, а Таня помчалась к Фильке за нартой.

Собаки были запряжены, так как Филька и его отец только что приехали на них. Таня схватила каюр, бросилась на нарту и крикнула Фильке, что ей надо отвезти с реки Колю, так как он вывихнул ногу. Собаки вынесли нарту из ворот, а Филька на лыжах бросился вслед. Он не догнал нарту и, подумав, помчался к крепости, к пограничникам.

Таня и Коля ехали сквозь буран на нарте, но по дороге промчалась лошадь, и собаки рванулись ей навстречу. Они не слушались больше Таниного каюра. Девочка бросила Тигра на дорогу, и он понял, что ему делать. Он опередил стаю и рванулся в сторону. Собаки ринулись за ним, и лошадь проскакала мимо. Таня пожалела Тигра — ведь он спас их ценой своей жизни — собаки загрызли его. Нарта налетела на сбившуюся стаю и опрокинулась. Бечева захлестнулась о торос и лопнула. Стая умчалась.

Таня снова помогла Коле забраться на нарту и потащила её за верёвку. Иногда она останавливалась и заставляла Колю сделать несколько шагов вперёд, чтобы он не обморозил ноги.

Они не знали, где берег, так как кругом была белая мгла. Услышав выстрел из пушки, Таня сказала, что это, наверно, дают им сигнал из крепости. Девочка не усадила Колю на сани, а потащила, заставляя его передвигать ногами.

Они свернули туда, откуда послышался второй выстрел. Тем временем навстречу им густой цепью двигались пограничники, и у каждого была верёвка, конец которой держал другой.

Таня, почувствовав под локтем верёвку, вцепилась в неё и крикнула: «Кто тут, помогите!» и неожиданно коснулась отцовской шинели. Она толкнула Колю к отцу и заплакала. Плакал и отец. Он сказал, что к ним прибежал Филька.

Глава 16

Коля только слегка поморозил щёки и уши, каждый день его навещали Таня с Филькой.

Однажды в школе девочка увидела вывешенную районную газету с заметкой о том, что ученица школы № 2 Таня Сабанеева в буран повезла кататься на собаках Колю Сабанеева, который после этого все каникулы болел. Детей спасли пограничники. Далее в заметке спрашивалось, о чём думают учителя и пионеры, если допускают такие опасные затеи.

Прочитав эту статейку, ученики были возмущены поступком Тани и предлагали исключить её из отряда. Таня не знала, что ей делать. Идя по коридору, она увидела директора и Аристарха Аристарховича, учителя истории, который указал директору на Таню, сказав, что не жалеет, что сообщил об этом случае в газету.

Глава 17

Коля хотел побить толстого мальчика, громче всех кричавшего, что Таню нужно выбросить из отряда. Но он не смог с ним справиться, так как ослабел после болезни, а мальчишка уже занёс кулак, чтобы стукнуть Колю. Тут Филька так ударил его под колени, что мальчик кубарем полетел на пол. Филька поднял его и сказал, чтобы он хоть раз был человеком.

Глава 18

Таня не вернулась на уроки. Александра Ивановна сказала, что её нет и дома и что её нужно найти. Филька понял, что девочка в рощице стоит одна и плачет. Однако там её не было.

Пока все одноклассники искали Таню, она спала в пионерской комнате. Девочка сидела там с самого утра и незаметно уснула.

Туда пришли одноклассники с вожатым, чтобы провести собрание пионерского звена. Войдя в комнату, Коля увидел спящую Таню и замахал рукой другим, чтобы они не шумели. Все вышли, решив провести собрание в другом месте. Они уже знали правду от Коли.

Глава 19

Таня проснулась и ушла домой. Мама была на работе, и девочке стало обидно, что она часто одна, нет у неё ни братьев, ни сестёр, мать всегда на работе. У неё появилась мысль, что именно мать виновата в том, что отец ушёл от неё.

Пришла мама и сказала, что её вызывали в школу, что Таню обвиняет только учитель истории, а она, учительница и директор не поверили, что Таня виновата. Она сказала, что огорчена не из-за истории с газетой, а от того, что дочка ничего ей не рассказывает.

Таня спросила, кто виноват в том, что отец оставил их. Помолчав минуты две, мама сказала, что когда люди перестают любить друг друга, они расходятся, что человек всегда свободен. Голос её был спокоен, но в глазах блестели слёзы. Она спросила, не лучше ли им уехать. Таня тоже заплакала, поняв, что мать до сих пор любит отца. «Мама, не надо уезжать отсюда», — шептала она.

Глава 20

С того страшного дня на реке Таня и Филька подружились ещё сильнее. Они вместе занимались уроками, Филька усердно учился.

Однажды он узнал, что Таня собирается пойти на мыс с Колей встречать рассвет. Мальчик попросил её не ходить туда, но Таня не согласилась. Филька сказал, что в том месте по утрам пасутся фазаны и можно их стрелять.

Глава 21

Ночью Таня направилась на мыс и увидела там Колю, сидящего среди валунов. Мальчик признался, что всегда думает о Тане, и она сказала, что, значит, он будет о ней думать и когда её здесь не будет. Девочка решила уехать с мамой. Коля спросил, не оттого ли, что она ненавидит его, как раньше. Но Таня сказала, что раньше действительно была к нему несправедлива, но сейчас желает ему счастья. Она пошла прочь от реки, но Коля крикнул, чтобы не уходила. Он поцеловал её в щёку, и в тот же миг раздались два выстрела. Большой фазан рухнул с кедра к ногам детей, и они разбежались. На тропинку вышли отец и Филька. Отец сказал, что пора домой, ведь сегодня последний экзамен, а Филька сказал Коле, что они здесь охотились.

По дороге домой Таня попросила прощения у отца, сказав, что раньше на него сердилась, но теперь поняла, что никто не виноват: ни он, ни мама. И добавила, что много есть людей, достойных любви.

Глава 22

Перед отъездом Таня всюду искала Фильку, который убежал куда-то, не желая с ней прощаться. Она пришла на берег и громко позвала друга. Он поднялся у песчаной гряды, и девочка увидела на его загорелой груди светлые буквы — её имя. Филька смутился и закрыл эту надпись рукой. Оказалось, что он каждое утро загорает тут, положив на грудь вырезанные из бумаги буквы.

Таня сказала, что зимой надпись исчезнет, но Филька ответил, что солнце очень сильное и что всё равно что-нибудь останется. Девочка, подумав, сказала, что должно что-нибудь остаться, ведь всё не может пройти бесследно, иначе куда же денется их дружба. Дети обнялись, и Филька сказал: «Прощай, дикая собака динго». Ему хотелось плакать, но этот мальчик родился «в молчаливом лесу, на берегу сурового моря. Он лёг на песок и замер». А Таня пошла вдоль реки, и ветер, который прилетел с моря, дул ей навстречу.

Заключение к краткому пересказу

В повести Р. Фраермана «Дикая собака динго» раскрываются следующие темы:

  • первая любовь;
  • дружба, товарищество;
  • сложности переходного возраста;
  • нравственное взросление подростков.

Идея произведения состоит в том, что люди должны стараться понять друг друга, учитывать интересы других и идти, если надо, на компромисс.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Одно сообщение на “ «Дикая собака динго» — краткое содержание и пересказ по главам повести Р. Фраермана ”

По словам автора, замысел написания повести возник у него на Дальнем Востоке, где Фраерман «наблюдал много примеров дружбы тунгусских мальчиков-подростков с русскими девочками, примеров истинного рыцарства и преданности в дружбе и любви»

Источник



Как читать «Дикую собаку динго»

Историк культуры Мария Майофис рассказывает о том, как устроены самые популярные советские книги, которые все читают в детстве

Едва ли не самая популярная советская книга про подростков стала такой вовсе не сразу после первой публикации в 1939 году, но гораздо позже — в 1960–70-е годы. Отчасти это было связано с выходом фильма (в главной роли — Галина Польских), но гораздо больше — со свойствами самой пове­сти. Она до сих пор регулярно переиздается, а в 2013 году была включена в список ста книг, реко­мен­дованных школьникам министерством образова­ния и науки.

Психологизм и психоанализ

Действие охватывает полгода из жизни четырнадцатилетней Тани из ма­лень­кого дальневосточного городка. Таня растет в неполной семье: родите­ли рас­стались, когда ей было восемь месяцев. Мама-врач постоянно на ра­бо­те, отец с новой семьей живет в Москве. Школа, пионерский лагерь, ого­род, ста­­рая нянька — этим бы и ограничивалась жизнь, если бы не первая лю­бовь. В Таню влюблен нанайский мальчик Филька, сын охотника, но Таня не отвечает ему взаимностью. Вскоре в город приезжает Танин отец со своей семьей — второй женой и приемным сыном Колей. В повести описаны слож­ные отношения Тани с отцом и сводным братом — от враждебности она по­сте­пенно переходит к влюб­ленности и самопожертвованию.

Для советских и многих постсоветских читателей «Дикая собака динго» остава­лась эталоном сложного, проблемного произведения о жизни подростков и их взро­слении. Здесь не было схематичных сюжетов соцреалистической детской литературы — исправляющихся двоечников или неисправимых эгои­стов, борьбы с внешними врагами или воспевания духа коллективизма. В книге описывалась эмоциональная история взросления, обретения и осознания соб­ственного «я».

Читайте также:  Кости какими можно кормить собаку

Кадр из фильма «Дикая собака динго», режиссер Юлий Карасик. 1962 год © «Ленфильм»

В разные годы критики называли главной особенностью повести подробней­шее изображение подростковой психологии: противоречивых эмоций и необ­ду­ман­ных поступков героини, ее радостей, огорчений, влюбленности и оди­но­­чества. Константин Паустовский утверждал, что «такая повесть могла быть написана только хорошим психологом». Но была ли «Дикая собака динго» книгой о любви девочки Тани к мальчику Коле? Сначала Таня недолюбливает Колю, но потом постепенно осознаёт, как он ей дорог. Отно­шения Тани с Колей до последнего момента асимметричны: Коля признаётся Тане в люб­ви, а Таня в ответ готова сказать только, что хочет, «чтобы Коля был счастлив». Настоя­щий же катарсис в сцене любовного объяс­нения Тани и Коли возникает не когда Коля говорит о своем чувстве и целует Таню, а по­сле того, как в предрассветном лесу появля­ется отец и именно ему, а не Коле, Таня гово­рит слова любви и прощения. Скорее это история слож­ного при­ня­­­тия самого факта развода родителей и фигуры отца. Одновременно с отцом Таня начинает лучше понимать — и принимать — собственную мать.

Чем дальше, тем заметнее знакомство автора с идеями психоанализа. По сути, чувства Тани к Коле можно интерпретировать как перенос, или трансфер, — так психоаналитики называют явление, при котором человек бессознательно пере­носит свои чувства и отношение к одному лицу на другое. Исходной фигурой, с которой может осуществляться перенос, чаще всего выступают ближайшие родственники.

Кульминация повести, когда Таня спасает Колю, буквально на руках вытаски­вая его, обездвиженного вывихом, из смертельного снежного бурана, отмечена еще более явным влиянием психоаналитической теории. Почти в кромешной темноте Таня тянет на себе нарты с Колей — «долго, не зная, где город, где бе­рег, где небо» — и, уже почти потеряв надежду, вдруг утыкается лицом в ши­нель отца, вышедшего со своими солдатами на поиски дочери и прием­ного сына: «…своим теплым сердцем, так долго искавшим в целом мире отца, почувствовала она его близость, узнала его здесь, в холодной, угрожающей смертью пустыне, в полной тьме».

Кадр из фильма «Дикая собака динго», режиссер Юлий Карасик. 1962 год © «Ленфильм»

Сама сцена смертельного испытания, в которой ребенок или подросток, пре­одо­левая собственную слабость, совершает героический поступок, была очень характерна для соцреалистической литературы и для той ветви модернистской литературы, которая была сфокусирована на изображении мужественных и само­­отверженных героев, в одиночку противостоящих стихиям Например, в прозе Джека Лондона или люби­мом в СССР рассказе Джеймса Олдриджа «По­следний дюйм», правда написанном намно­го позже повести Фраермана. . Однако итог этого испытания — катарсическое примирение Тани с отцом — превращал прохождение сквозь буран в странный аналог психоаналитического сеанса.

Кроме параллели «Коля — отец» в повести есть еще одна, не менее важная: это самоидентификация Тани с матерью. Почти до самого последнего момента Таня не знает о том, что мать любит отца, но чувствует и бессо­знательно принимает ее боль и напряжение. После первого искреннего объяс­нения дочь начинает осознавать всю глубину личной трагедии матери и ради ее душевного спокойствия решается на жертву — отъезд из родного города В сцене объяснения Коли и Тани эта иденти­фикация изображена совершенно открыто: собираясь в лес на свидание, Таня надевает мамин белый медицинский халат, и отец гово­рит ей: «Как ты похожа на мать в этом белом халате!» .

Кадр из фильма «Дикая собака динго», режиссер Юлий Карасик. 1962 год © «Ленфильм»

Как и где Фраерман познакомился с идеями психоанализа, точно неизвестно: может быть, он самостоятельно читал работы Фрейда в 1910-е годы, во время учебы в Харьковском технологическом институте, или уже в 1920-е годы, когда стал журналистом и писателем. Не исключено, что были здесь и косвенные источники — прежде всего русская модернистская проза, испытавшая влияние психоанализа Фраермана явно вдохновила повесть Бориса Пастернака «Детство Люверс». . Судя по некоторым особенностям «Дикой собаки динго» — например, лейтмотив реки и текущей воды, который во многом структурирует действие (первая и последняя сцены повести происхо­дят на речном берегу), — Фраер­ман испытал влияние прозы Андрея Белого, который к фрейдизму отно­сился критически, но сам постоянно возвращался в своих сочинениях к «эди­пов­ским» проблемам (это заметил еще Владислав Ходасевич в своем мемуар­ном очерке о Белом).

«Дикая собака динго» была попыткой описать внутреннюю биографию девоч­ки-подростка как историю психологического преодоления — прежде всего Таня преодолевает отчуждение от отца. В этом эксперименте была отчетливая авто­биографическая составляющая: Фраерман тяжело переживал разлуку со своей дочерью от первого брака Норой Коварской. Победить отчуждение оказалось возможным только в чрезвычайных обстоятельствах, на грани физической гибели. Фраерман неслучайно называет чудесное спасение из бурана битвой Тани «за свою живую душу, которую в конце концов без всякой дороги отец нашел и согрел своими руками». Преодоление смерти и страха смерти здесь явным образом отождествлено с обретением отца. Непонятным остается одно: как советская издательская и журнальная система могла пропустить в печать произведение, основанное на идеях запрещенного в СССР психоанализа.

Заказ на школьную повесть

Тема развода родителей, одиночества, изображение нелогичных и странных подростковых поступков — всё это совершенно выбивалось из стандарта дет­ской и подростковой прозы 1930-х годов. Отчасти публикацию можно объяс­нить тем, что Фраерман выполнял государственный заказ: в 1938 году ему пору­чили написать школьную повесть. С формальной точки зрения он этот заказ выполнил: в книге есть и школа, и учителя, и пионерский отряд. Выпол­нил Фраерман и другое издательское требование, сформулированное на редак­ционном совещании «Детгиза» в январе 1938 года, — изобразить детскую друж­бу и заложенный в этом чувстве альтруистический потенциал. И всё же это не объ­­­­яс­няет, каким образом и почему был опубликован текст, до такой сте­­­­пени выходивший за рамки традиционной школьной повести.

Место действия

Действие повести происходит на Дальнем Востоке, предположительно в Хаба­ровском крае, на границе с Китаем. В 1938–1939 годах эти территории были в центре внимания советской прессы: сперва из-за вооруженного конфликта на озере Хасан (июль — сентябрь 1938 года), затем, уже после выхода повести, из-за боев у реки Халхин-Гол, на границе с Монголией. В обеих операциях Крас­ная армия вступила в военное столкновение с японской, человеческие потери были велики.

В том же 1939 году Дальний Восток стал темой знаменитой кинокомедии «Де­вушка с характером», а также популярной песни на стихи Евгения Долматовс­кого «Коричневая пуговка». Оба произведения объединяет эпизод поиска и разо­блачения японского шпиона. В одном случае это делает молодая девуш­ка, в другом — подростки. Фраерман не воспользовался тем же сюжетным ходом: в повести упоминаются пограничники; Танин отец, полковник, приез­жает на Дальний Восток из Москвы по служебному назначению, но военно-стратегический ста­тус места действия больше никак не эксплуатируется. При этом в повести нема­ло описаний тайги и природных ландшафтов: Фраерман воевал на Даль­нем Востоке во время Гражданской войны и хорошо знал эти места, а в 1934 го­ду ездил на Дальний Восток в составе писательской делега­ции. Не исключено, что для редакторов и цензоров географический аспект мог оказаться весомым аргументом в пользу публикации этой неформатной с точ­ки зрения соцреали­стических канонов повести.

Московский писатель

Повесть впервые вышла не отдельным изданием в «Детгизе», а во взрослом поч­тенном журнале «Красная новь». С начала 1930-х журнал возглавлял Алек­сандр Фадеев, с которым Фраерман находился в приятельских отношениях. За пять лет до выхода «Дикой собаки динго», в 1934 году, Фадеев и Фраерман оказа­лись вместе всё в той же писательской поездке в Хабаровский край. В эпи­зоде приезда московского писателя В город приезжает писатель из Москвы, и в школе проходит его творческий вечер. Тане поручают преподнести писателю цветы. Желая проверить, действительно ли она так хороша собой, как говорят в школе, она идет в раздевалку, чтобы посмотреться в зеркало, но, увлекшись разглядыванием собственного лица, опрокидывает бутылку с чернилами и сильно пачкает ладонь. Кажется, что ката­строфа и публичный позор неминуемы. По до­­роге в зал Таня встречает писателя и просит его не подавать ей руки, не объяс­няя причину. Писатель разыгрывает сцену дарения цветов так, что никто в зале не за­мечает Таниного конфуза и ее испачканной ладони. велик соблазн увидеть автобиографичес­кую подоплеку, то есть изображение самого Фраермана, однако это было бы ошиб­кой. Как сказано в повести, московский писатель «родился в этом городе и да­же учился в этой самой школе». Фраерман же родился и вырос в Могилёве. А вот Фадеев действительно вырос на Дальнем Востоке и окончил там школу. К тому же московский писатель говорил «высоким голосом» и еще более тон­ким голосом смеялся — судя по воспоминаниям современников, именно такой голос был у Фадеева.

Приехав в Танину школу, писатель не только помогает девочке в ее затрудне­нии с испачканной чернилами рукой, но и проникновенно читает фрагмент одного из своих произведений о прощании сына с отцом, а в его высоком голо­се Тане слышатся «медь, звон трубы, на который откликаются камни». Обе гла­вы «Дикой собаки динго», посвященные приезду московского писателя, таким обра­зом, можно расценивать как своеобразный оммаж Фадееву, после которого глав­ный редактор «Красной нови» и один из самых влиятельных чиновников Союза советских писателей должен был с особой симпатией отнестись к новой повести Фраермана.

Большой террор

В книге вполне различима тема Большого террора. Мальчик Коля, племянник второй жены Таниного отца, попал в их семью по неизвестным причинам — он назван сиротой, но при этом ни разу не рассказывает о смерти родителей. Коля превосходно образован, знает иностранные языки: можно предположить, что его родители не просто позаботились о его образовании, но и сами были людьми весьма образованными.

Но это даже не главное. Фраерман предпринимает куда более смелый шаг, опи­сы­вая психологические механизмы исключения отверженного и наказанного властями человека из коллектива, где прежде его радушно принимали. По жа­ло­бе одного из школьных учителей в районной газете публикуется заметка, переворачивающая на 180 градусов реальные факты: Таню обвиняют в том, что она просто ради развлечения, несмотря на буран, потащила своего одноклас­сника Колю кататься на коньках, после чего Коля долго болел. Прочитав ста­тью, все ученики, кроме Коли и Фильки, отворачиваются от Тани, и требуется немало усилий, чтобы оправдать девочку и переломить общественное мнение. С трудом можно представить себе произведение советской взрослой литера­туры 1939 года, где появился бы подобный эпизод:

«Таня привыкла чувствовать всегда рядом с собой друзей, видеть их ли­ца и, увидев сейчас их спины, была изумлена. …В раздевалке он то­же не увидел ничего хорошего. В темноте между вешалками у газеты всё еще толпились дети. Книги Тани были сброшены с подзеркальника на пол. И тут же, на полу, валялась ее дошка Дошка, или доха, — шуба мехом внутрь и наружу. , подаренная ей недавно отцом. По ней ходили. И никто не обращал внимания на сукно и бисер, которыми она была обшита, на ее выпушку из барсучьего меха, блестев­шего под ногами, как шелк. …Филька опустился на колени в пыль среди толпы, и многие наступали на его пальцы. Но всё же он собрал книги Тани и, ухватившись за Танину дошку, изо всей силы старался вырвать ее из-под ног».

Так Таня начинает понимать, что школа — и общество — устроены не идеально и единственное, что может защитить от стадного чувства, — дружба и верность самых близких, проверенных людей.

Кадр из фильма «Дикая собака динго», режиссер Юлий Карасик. 1962 год © «Ленфильм»

Это открытие было совсем неожиданным для детской литературы 1939 года. Неожиданной была и ориентация повести на русскую литературную традицию произведений о подростках, связанную с культурой модернизма и литературой 1900-х — начала 1920-х годов.

В подростковой литературе, как правило, рассказывается об инициации — испы­­тании, переводящем ребенка во взрослые. Советская литература конца 1920-х — 1930-х годов обычно изображала такую инициацию в виде герои­че­ских деяний, связанных с участием в революции, Гражданской войне, кол­лек­тивизации или раскулачивании. Фраерман выбрал другой путь: его героиня, подобно героям-подросткам русской модернистской литературы, проходит через внутренний психологический переворот, связанный с осозна­нием и пересозданием собственной личности, обретением себя.

Что еще почитать о «Дикой собаке динго»:

Арзамасцева И. Н. Фраерман Рувим Исаевич. Русские детские писатели ХХ века: библиографический словарь. М., 1997.

Жизнь и творчество Р. Фраермана. М., 1981.

Статья подготовлена в рамках работы над научно-исследовательским проектом ШАГИ РАНХиГС «Изоляционизм и советское общество: ментальные структуры, политические мифологии, культурные практики».­­

Источник