Меню

Анализ стихотворения собаке качалова есенин кратко

Анализ стихотворения Есенина Собаке качалова

Анализ стихотворения Есенина «Собаке Качалова»

Стихотворение «Собаке Качалова». написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта. Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные и трогательные стихи, действительно существовали и проживал в доме артиста Московского художественного театра Василия Качалова, у которого часто бывал Есенин. По воспоминанием очевидцев, между собакой и поэтом буквально с первых дней знакомства установились очень дружеские и доверительные отношения. Свободолюбивый Джим всегда радовался приходу Есенина, который баловал его различными деликатесами.

Тем не менее, стихотворение, посвященное Джиму, имеет более глубинный и трагический подтекст. Это становится понятно уже с первой строфы, когда Есенин прелагает псу: «Давай с тобой повоем при луне на тихую бесшумную погоду». Что именно кроется за столь спонтанным и нелепым желанием человека, который пришел в гости к другу, рассчитывая провести вечер в приятной компании?

Исследователи жизни и творчества Сергея Есенина связывают общее настроение стихотворения «Собаке Качалова». наполненного грустью и сожалением о том, чего уже нельзя вернуть, с именами нескольких женщин. Одной из них является армянская учительница Шаганэ Тальян, с которой поэт познакомился в Батуми накануне 1925 года. Многие приписывали им страстный роман и считали, что подавленное состояние поэта связано с тем, что он расстался со своей «армянской музой». Однако Шаганэ Тальян опровергает эти домыслы, утверждая, что с поэтом ее связывали теплые дружеские отношения.

Второй женщиной, которая могла бы стать причиной душевной боли поэта, является его супруга, танцовщица Айседора Дункан, с которой Есенин расстался после возвращения из поездки по Кавказу. Но и эта версия оказалась далекой от реальности. Уже после смерти поэта выяснилось, что во время пребывания в Батуми у него вспыхнул роман с журналисткой Галиной Бенеславской, которая долгие годы была влюблена в поэта, а он считал ее своим самым лучшим и преданным другом. О том, по какой причине Бенеславская и Есенин встретились в Батуми, история умалчивает. Однако доподлинно известно, что вскоре Айседора Дункан, находящаяся в то время в Ялте с гастролями, получила от любовницы своего мужа телеграмму о том, что к ней он больше не вернется.

Впоследствии так все и произошло, однако и с Галиной Бенеславской поэт вскоре расстался, заявив, что очень ценит ее как друга, но не любит, как женщину. И именно у нее, которая также нередко бывала в доме Качалова, Есенин хотел попросить прощение за то, что причинил своему лучшему другу столько душевных страданий.

Стоит отметить, что к моменту написания стихотворения «Собаке Качалова» поэт уже был женат на Софье Толстой, и очень тяготился этим браком. До его роковой гибели оставались считанные месяцы.

Поэтому в последних строчка стихотворения, когда поэт просил лизнуть нежно руку той, что всех безмолвней и грустней, он не только просит у Бенеславской прощения «за то, в чем был и не был виноват», но и прощается с ней, словно бы предчувствуя скорую смерть. И именно это предчувствие окрашивает произведение «Собаке Качалова» особой нежностью и грустью. Кроме этого, среди строк отчетливо проступает одиночество человека, который разочаровался в любви и потерял веру в самых близких людей. И – острое чувство вины за то, что автор не смог сделать по-настоящему счастливыми тех, кто его искренне любил, невзирая на непостоянство характера, безрассудство и желание быть свободным от каких-либо обязательств.

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Собаке Качалова»

17 декабря 2015

Описание нежной дружбы перетекает в отрывок любовной лирики в поэзии Сергея Есенина завершающего периода творчества – «Собаке Качалова». Произведение было создано в 1925 году. Персонаж стиха – собака – существовал в действительности. С щенком по кличке Джим познакомился русский поэт у товарища – артиста Василия Качалова. Как вспоминали очевидцы, между собачьим и поэтическим сердцем сразу возникла взаимная дружеская привязанность.

Есенин сочиняет строки о Джиме – в них трогательная любовь к меньшему брату и человеческое к нему обращение. Поэт желает пожать лапу Джима «на счастье» – образ животного ассоциируется у него с добротой и другими светлыми эмоциями. Слегка обескураживает строчка о желании автора «полаять» вместе. Здесь смелым смысловым выражением Есенин передает читателю ту степень родства и дружбы, какая может установиться между человеком и животным.

Описание внешних черт и повадок Джима в трех строфах, следующих за вводной, сплетено с личными философскими раздумьями стихотворца. В них присутствует обращение – «милый», «голубчик»; сравнения – собака льнет в объятия подобно пьяному другу; метафоры – пес прекрасен «дьявольски», а шерсть у него «бархатная». Философская вставка – «что такое жизнь» и развитие этой темы делают произведение глубокомысленным и вдохновляющим на самостоятельные поиски ответов.

Плавный переход к тематике любви – загадочный и несмелый. До сих пор неясно, кому посвящена последняя строфа. Автор просит Джима лизнуть руку женщине, которая обязательно должна явиться. Он ощущает вину перед ней. Этот тайный женский образ может быть его женой – С. Толстой или подругой – Г. Бениславской, не исключено, что лирическая героиня известна только сокровищнице сердца поэта. Однозначно лишь то, как тепло Есенин относится к загадочной возлюбленной, желая забрать ее грусть.

«Собаке Качалова» написано в размере пятистопного ямба. Больше разговорная, а не возвышенная поэтическая речь позволяет понять, насколько близка душевная связь поэта с четвероногим другом. В стихе тихая грусть и жизненное смирение, дружба и любовь, извинение и открытая душа прекрасного поэта Есенина.

Рекомендуется к прочтению:

Есенин, «Собаке Качалова»: кому было посвящено творение? Раскрываем тайну века

February 18, 2014

Великий русский поэт и любимец женщин Сергей Есенин родился в 1895 году, 21 сентября по старому стилю. Что же так привлекало в нём противоположный пол? Во-первых, конечно же, неотразимая внешность. Во-вторых, его умение говорить. По отзывам современников, голос поэта просто завораживал. Он умел красиво беседовать не только с женщинами, но и с животными. Доказательство тому – стихотворение, которое посвятил Сергей Есенин собаке Качалова. Данное произведение он создал в 1925 году.

История написания шедевра

Действительно, в то время жил пёс по имени Джим в доме известного актёра Василия Качалова. Есенин дружил с артистом и часто бывал у него. Животные чувствуют хороших людей, так и Джим быстро полюбил поэта и привязался к нему. В свою очередь Есенин собаке Качалова часто приносил различные деликатесы. Так между человеком и псом быстро установились дружеские отношения. Однако произведение поэта не такое уж безмятежное. В нём можно найти печальный подтекст.

Есенин, «Собаке Качалова»: анализ первой половины стихотворения

Как стало известно в наше время, за поэтом вели наблюдение люди из комитета госбезопасности. Он это чувствовал, ничего хорошего такое внимание властей поэту не сулило. Его печальное душевное состояние можно объяснить и размолвкой с главной любовью жизни — Айседорой Дункан. Может быть, поэтому Есенин начинает произведение с того, что предлагает псу вместе полаять на луну. Кажется, что поэт должен веселиться в тёплой обстановке, ведь он пришёл к своему другу. Но Сергей изливает свою душу псу. Он говорит животному, что тот не знает жизни. Видимо, в это время у знаменитого красавца было очень тоскливо на душе, раз он с негативом отзывается о жизни. Вот Есенин собаке Качалова и изливает душу.

Анализ второй половины произведения

Подтверждение этим словам можно найти и в последующих строчках, они всё больше убеждают читателя в том, что причина подавленного состояния поэта в то время – женщина. Как раз накануне 1925 года Есенин познакомился в городе Батуми с Шаганэ Тальян – армянской учительницей. В том, что женщина ему действительно нравилась, можно убедиться, прочитав стихотворение «Шагане ты моя, Шагане». К моменту написания стихотворения, адресованного Джиму, поэт расстался с Тальян. Однако она опровергала слухи об их бурном романе и утверждала, что между ними была только дружба. Есенин был довольно влюбчив, поэтому наиболее вероятна версия о том, что их связывала любовь.

Заключительные строки

Как бы то ни было, последние строки произведения красноречиво расскажут о печальной любви, которая послужила поводом к написанию стиха. Но сначала поэт хвалит пса за то, что он красив по собачьим меркам. Есенин пишет о бархатистой шерстке животного, которую так приятно гладить. И это норовят сделать все, кто приходит в дом к великому актёру. И далее продолжает описание достоинств Джима стихотворение Есенина. Собаке Качалова он говорит, что тот доверчив, что у него открытая душа. Можно предположить, что поэт, описывая Джима, приписал ему и свои черты. Он был таким же открытым, простым, привык доверять людям.

О, эта любовь, заставляющая радоваться и страдать

В конце произведения Есенин спрашивает у своего четвероногого друга, не заходила ли к ним в гости та, которая всех грустней и безмолвней? Ведь Джим лицезрел много гостей, мог видеть и её. Поэт спрашивает это с надеждой. Чувствуется, что он тяжело переживает расставание с любимой женщиной. Можно выдвинуть ещё одно предположение: поэт страдал в это время от неразделённой любви. Но эта версия кажется совсем неправдоподобной. Ведь у этого мужчины было много женщин, он умел их влюбить в себя. Его обожала даже личный секретарь – Галина Бениславская. Она любила Есенина долгие годы, готова была делить его с другими женщинами, лишь бы не потерять. После того как поэт умер, секретарь не смогла этого пережить. Она пошла к нему на могилу, оставила записку с просьбой похоронить рядом со своим кумиром, после чего застрелилась.

Поэтому версия о том, что стихотворение, которое написал Есенин собаке Качалова, было создано под гнётом неразделённой любви, несостоятельно.

Кто же всё-таки та муза?

Во время написания данного произведения поэт формально был несвободен, в то время его связывали узы брака с Софьей Толстой, но он не любил эту женщину, и этот союз очень тяготил поэта.

Так попробуем все же понять, кому было посвящено стихотворение. На тот момент Есенин расстался с Айседорой Дункан. Она была на два десятилетия старше поэта. К тому же он очень любил свою родину, а потому уехал от Дункан в Россию. Скорее всего, чтобы покаяться перед Галиной Бениславской, написал своё произведение Есенин. Собаки Качалова стих слушали внимательно, вернее – одна собака – Джим. Перед ней покаялся поэт, так как обидел Галину, сказав женщине, что они могут быть только друзьями, тем и закончив их роман. Ведь она настолько любила своего кумира, что не смогла пережить его кончину. Как бы предчувствуя это, мужчина просит у неё за всё прощения.

«Собаке Качалова» С.Есенин

«Собаке Качалова» Сергей Есенин

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Анализ стихотворения Есенина «Собаке Качалова»

Стихотворение «Собаке Качалова», написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта. Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные и трогательные стихи, действительно существовали и проживал в доме артиста Московского художественного театра Василия Качалова, у которого часто бывал Есенин. По воспоминанием очевидцев, между собакой и поэтом буквально с первых дней знакомства установились очень дружеские и доверительные отношения. Свободолюбивый Джим всегда радовался приходу Есенина, который баловал его различными деликатесами.

Тем не менее, стихотворение, посвященное Джиму, имеет более глубинный и трагический подтекст. Это становится понятно уже с первой строфы, когда Есенин прелагает псу: «Давай с тобой повоем при луне на тихую бесшумную погоду». Что именно кроется за столь спонтанным и нелепым желанием человека, который пришел в гости к другу, рассчитывая провести вечер в приятной компании?

Исследователи жизни и творчества Сергея Есенина связывают общее настроение стихотворения «Собаке Качалова», наполненного грустью и сожалением о том, чего уже нельзя вернуть, с именами нескольких женщин. Одной из них является армянская учительница Шаганэ Тальян, с которой поэт познакомился в Батуми накануне 1925 года. Многие приписывали им страстный роман и считали, что подавленное состояние поэта связано с тем, что он расстался со своей «армянской музой». Однако Шаганэ Тальян опровергает эти домыслы, утверждая, что с поэтом ее связывали теплые дружеские отношения.

Читайте также:  Ожирение собаки после кастрации

Второй женщиной, которая могла бы стать причиной душевной боли поэта, является его супруга, танцовщица Айседора Дункан, с которой Есенин расстался после возвращения из поездки по Кавказу. Но и эта версия оказалась далекой от реальности. Уже после смерти поэта выяснилось, что во время пребывания в Батуми у него вспыхнул роман с журналисткой Галиной Бенеславской, которая долгие годы была влюблена в поэта, а он считал ее своим самым лучшим и преданным другом. О том, по какой причине Бенеславская и Есенин встретились в Батуми, история умалчивает. Однако доподлинно известно, что вскоре Айседора Дункан, находящаяся в то время в Ялте с гастролями, получила от любовницы своего мужа телеграмму о том, что к ней он больше не вернется.

Впоследствии так все и произошло, однако и с Галиной Бенеславской поэт вскоре расстался, заявив, что очень ценит ее как друга, но не любит, как женщину. И именно у нее, которая также нередко бывала в доме Качалова, Есенин хотел попросить прощение за то, что причинил своему лучшему другу столько душевных страданий.

Стоит отметить, что к моменту написания стихотворения «Собаке Качалова» поэт уже был женат на Софье Толстой, и очень тяготился этим браком. До его роковой гибели оставались считанные месяцы.

Поэтому в последних строчка стихотворения, когда поэт просил лизнуть нежно руку той, что всех безмолвней и грустней», он не только просит у Бенеславской прощения «за то, в чем был и не был виноват», но и прощается с ней, словно бы предчувствуя скорую смерть. И именно это предчувствие окрашивает произведение «Собаке Качалова» особой нежностью и грустью. Кроме этого, среди строк отчетливо проступает одиночество человека, который разочаровался в любви и потерял веру в самых близких людей. И – острое чувство вины за то, что автор не смог сделать по-настоящему счастливыми тех, кто его искренне любил, невзирая на непостоянство характера, безрассудство и желание быть свободным от каких-либо обязательств.

«Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина

Первая строчка стихотворения «Собаке Качалова» давно стала чем-то вроде афоризма, а напевность и философский настрой всего произведения обеспечили ему поистине народный успех.

Есенин написал его в 1925 году, история создания довольно необычна: сначала поэт познакомился с принадлежащим актёру Качалову Джимом (на тот момент щенком), был покорён его обаянием и пообещал написать для него стихи. Что вскорости и исполнил, специально вновь придя в гости — читать своё посвящение собаке.

1925 год — последний год жизни Есенина, когда его путь уже был полон разочарований, оборвавшихся связей с друзьями, личных трагедий. Успех нёс с собой и волну фальши, неискренности. И не один только Есенин в таких условиях искал чистой привязанности, в животном, в идеализированной женщине или в сердцах родителей.

Стихотворение посвящено собаке, и его искренний правдивый тон с первых слов даёт понять читателю, что автор ставит Джима, пожалуй, выше многих людей и при этом наравне с собою. «Давай с тобой полаем при луне» — странноватый призыв сразу же рождает мысль о равенстве и подготавливает к тому, что всё стихотворение окажется откровенной задушевной беседой.

Вторая строфа — наиболее философская, призывающая собаку (а заодно и всех тех, кто готов внимать автору) понять сущность жизни. Эту часть стихотворения вполне можно назвать кульминационной. фраза «жить на свете стоит» бросается в глаза, ею заканчивается строфа, утверждая позицию автора, его настроение. И именно в этой части ясно видно, что беседа эта — с самим собою, что сказанное было бы сказано любому слушателю, не только собаке Качалова.

Но дальше настрой меняется: автор словно возвращается из своих размышлений в настоящий момент и снова обращается к Джиму, уже описывая его качества. Третья строфа — переходная, описательная, мало значащая, если бы её не было в стихотворении, композиция не пострадала бы.

Отвлекшись от философствования, автор нарочно обращается к обыденным деталям, упрощает язык произведения. «Норовит». «потрогать». «по-собачьи». «приятцей». «пьяный друг». «лезешь целоваться» — третья и четвёртая строфы благодаря этим словам напоминают подростковое творчество, свободное и от мастерства, и от умствований. Но с другой стороны, как же ещё обращаться к собаке? Эта простота и искренность опять-таки возвращают ощущение близости между автором и его лохматым собеседником. Ни к чему красивости и изящный слог, ни к чему притворяться…

В двух последних строфах вновь меняется настроение, тут Джим выступает посредником — обращаясь к нему, Есенин говорит о некой даме, выделяя её среди «всяких и невсяких». До сих пор неизвестно, кого он имел в виду, и не было ли добавление этого нежного образа просто штрихом, воспоминанием о ком-то давно виденном.

Если же речь идёт о конкретном человеке, то переворачивается весь смысл стихотворения: и посвящение, и обращение к Джиму является лишь вступлением к последним строчками, к просьбе автора попросить за него прощения «за всё, в чём был и не был виноват». Так ли это, нашло ли это стихотворение своего потаённого адресата, остаётся загадкой. Но отзвук печали, раскаяния, угасшей любви по-особенному украшают произведение, меняя его настрой на возвышенно-лирический.

Размер стихотворения — столь любимый Есениным пятистопный ямб. с неровным ритмическим рисунком и паузами, как нельзя более подходящий для беседы-размышления вслух.

От философствования к простому описанию, от описания — к любовному воспоминанию. Такую амплитуду вместили в себя шесть строф, и название-посвящение вовсе не добавляет ясности вопросу, для чего же они были написаны. Но искренность и безыскусственность этих перепадов, простые, близкие любому человеку (и даже собаке) слова сразу делают стихотворение любимым. Ведь в нём отражается такая непоследовательная, непонятная и открытая душа поэта.

Послушайте стихотворение Есенина Собаке качалова

Источник

Анализ стихотворения «Собаке Качалова» (С.А. Есенин)

История создания

Стихотворение «Собаке Качалова» написано весной 1925 года, после дружеского визита Есенина к актёру Московского художественного театра Василию Ивановичу Качалову.
Этот выдающийся артист исполнял роли героев-интеллектуалов (Чацкого из «Горя от ума», Ивана из «Братьев Кармазовых»). Его любимец доберман Джим привёл поэта в абсолютный восторг.

Вот отрывок из воспоминаний Качалова об этой встрече:

«Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой Есенин потом посвятил стихи.

Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошёл, увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу.

Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что за лапа, я сроду не видал такой».

Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо; когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: «Ах ты, чёрт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи».

Поэт сдержал обещание и опубликовал стихи, посвящённые четвероногому другу в газете «Бакинский рабочий» 7 апреля 1925 года, о чём сообщил Качалову запиской во время пребывания актёра на гастролях в Баку.

Тогда Есенин был болен и очень сожалел, что Василий Иванович не привёз с собой Джима, который бы непременно его исцелил.

Так, в свойственной ему манере, поэт выразил свою всегдашнюю любовь к братьям нашим меньшим.

Тематика

Основная тема произведения – влюблённость.

Есенин умел ценить каждое проявление жизни: ему нравились красоты природы, умные и нежные женщины, бескорыстно преданные человеку животные.

Поверяя Джиму своё восхищение, поэт посвящает его в любовную тайну, которая окончательно связывает их узами духовного родства.

В то же время это стихотворение об одиночестве. Ведь только тот, кто разочаровался в человеческой преданности, ищет дружбы в мире зверей, ценит и понимает их безмолвную верность.

Идея стихотворения состоит в том, что дружба человека и зверя может быть не менее крепкой, чем отношения человека с человеком. Это гимн преданной собачьей душе, с первого взгляда полюбившей ласковую и добрую душу поэта.

Дружба с Джимом – что-то естественное и радостное, на что можно положиться в хрупком изменчивом мире.

Джим передаст таинственной гостье всё, о чём робеет сказать поэт, ведь ни одна женщина не устоит против той абсолютной преданности, которая читается во взгляде собаки.

«Дай, Джим, на счастье лапу мне…»

Так начинается стихотворение Есенина «Собаке Качалова». Первая строка уже давно превратилась в афоризм.

Стихотворение, как большая часть произведений Сергея Есенина, написано пятистопным ямбом. Ритм неровный, паузы создают ощущение беседы. Отчасти так оно и есть. Поэт беседует с собакой, ставя ее несомненно выше многих двуногих. И наравне с собой. Первое четверостишие убеждает читателя в том, что идет задушевная беседа между человеком и животным. Сергей Александрович считает себя другом собаки Качалова, стих Есенина подтверждает этот факт.

Вторая строфа — это открытие. Здесь поэт предлагает понять, в чем же сущность жизни. «Жить на свете стоит» — кульминационная строка. Беседа с псом — это беседа с читателем. До него Есенин пытается донести, в чем смысл жизни.

Третье четверостишие — переходное. Здесь Сергей Александрович описывает Качалова, его основные качества.

В четвертой строфе идет опять беседа с собакой. Здесь Есенин немного приоткрывает сохраненную ребячливость души. Язык этой строфы простой «крестьянский». Но с другой стороны, зачем ему витийствовать? Русскому поэту чужды завуалированные строки. Он остается в первую очередь простым человеком. Этаким «рубахой-парнем». И четверостишие тому подтверждение.

В пятой и шестой строфе настроение поэта изменяется. Теперь Джим — посредник между ним и некой дамой. Кто она? Случайная незнакомка, зашедшая в гости к Качалову? Или известная лишь Есенину девушка, которую он когда-то знал?

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Если речь идет о конкретной женщине, то смысл стихотворения изменяется. Обращение к собаке Качалова Есенина — это лишь вступление к последним строкам. Действительно ли это так — загадка.

Философские рассуждения, простой диалог с собакой, драматизм — шесть строф вместили в себя все. В этом стихотворении отражается чистая душа Сергея Есенина, его простота и вместе с этим — утонченность.

Анализ «Собаки Качалова» Есенина проливает свет на то, что хотел донести поэт до читателя.

Система образов

Стихотворение выстроено вокруг образа Джима. Поэт сравнивает его с «пьяным другом», описывает его характер, повадки, облик.

Особенно много в этих описаниях глаголов: «лезешь целоваться», «каждый… норовит… тебя по шерсти бархатной потрогать», «лизни … руку», что передаёт динамику образа, его витальную силу, живость, стихийность.

Помимо Джима в пространстве стихотворения незримо присутствуют сам поэт, актёр Качалов («хозяин твой и мил, и знаменит»), гости дома и одна особенная гостья, в любви к которой признаётся лирический герой.

Их образы очерчены несколькими словами и кажутся маленькими в сравнении с Джимом. Качаловский пёс – это душа дома, которую безошибочно чувствует Есенин.

Центральные персонажи

Споры о том, кому же всё-таки посвящено стихотворение, девушке или псу, ведутся многими есениноведами.

Безусловно, описание Джима занимает львиную долю произведения, а о незнакомке сказано кратко. К тому же, заглавие стихотворения явно отсылает нас к Джиму как к центральному персонажу послания.

И всё же это стихотворение о любви, о чудесном умном посреднике, которому предстоит донести до безмолвной гостьи чувства лирического героя.

В этом «любовном треугольнике» нет конфликта. Напротив, пёс представляет собой живой образ души поэта, столь же преданной, влюблённой, откровенной и обаятельной.

Получается, что Джим – это в какой-то мере двойник поэта, наделённый особыми собачьими полномочиями, его духовный брат-близнец, отзывчивый на доброту и ласку.

Лирический герой

Лирический герой называет Джима другом, приятелем.

Во многих своих стихотворениях поэт признаётся, что он «зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове». Ему дорог мир природы, мир естественных и добрых живых существ.

Это говорит о том, что сам лирический герой добр, внимателен к людям и зверям, полон радостной силы («Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»).

Джим и автор похожи, но есть между ними отличие: Джима любят все, а лирический герой одинок. За шуточным приёмом передачи признания через собаку стоит большая человеческая трагедия.

Лирический герой всё же не теряет надежду на то, что, взглянув в глаза собаки, любимая поймёт бессловесное признание.

«Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина

Первая строчка стихотворения «Собаке Качалова» давно стала чем-то вроде афоризма, а напевность и философский настрой всего произведения обеспечили ему поистине народный успех.

Есенин написал его в 1925 году, история создания довольно необычна: сначала поэт познакомился с принадлежащим актёру Качалову Джимом (на тот момент щенком), был покорён его обаянием и пообещал написать для него стихи. Что вскорости и исполнил, специально вновь придя в гости — читать своё посвящение собаке.

1925 год — последний год жизни Есенина, когда его путь уже был полон разочарований, оборвавшихся связей с друзьями, личных трагедий. Успех нёс с собой и волну фальши, неискренности. И не один только Есенин в таких условиях искал чистой привязанности, в животном, в идеализированной женщине или в сердцах родителей.

Читайте также:  Крис кристенсен шампунь для черных собак

Стихотворение посвящено собаке, и его искренний правдивый тон с первых слов даёт понять читателю, что автор ставит Джима, пожалуй, выше многих людей и при этом наравне с собою. «Давай с тобой полаем при луне» — странноватый призыв сразу же рождает мысль о равенстве и подготавливает к тому, что всё стихотворение окажется откровенной задушевной беседой.

Вторая строфа — наиболее философская, призывающая собаку (а заодно и всех тех, кто готов внимать автору) понять сущность жизни. Эту часть стихотворения вполне можно назвать кульминационной: фраза «жить на свете стоит» бросается в глаза, ею заканчивается строфа, утверждая позицию автора, его настроение. И именно в этой части ясно видно, что беседа эта — с самим собою, что сказанное было бы сказано любому слушателю, не только собаке Качалова.

Но дальше настрой меняется: автор словно возвращается из своих размышлений в настоящий момент и снова обращается к Джиму, уже описывая его качества. Третья строфа — переходная, описательная, мало значащая, если бы её не было в стихотворении, композиция не пострадала бы.

Отвлекшись от философствования, автор нарочно обращается к обыденным деталям, упрощает язык произведения. «Норовит», «потрогать», «по-собачьи», «приятцей», «пьяный друг», «лезешь целоваться» — третья и четвёртая строфы благодаря этим словам напоминают подростковое творчество, свободное и от мастерства, и от умствований. Но с другой стороны, как же ещё обращаться к собаке? Эта простота и искренность опять-таки возвращают ощущение близости между автором и его лохматым собеседником. Ни к чему красивости и изящный слог, ни к чему притворяться…

В двух последних строфах вновь меняется настроение, тут Джим выступает посредником — обращаясь к нему, Есенин говорит о некой даме, выделяя её среди «всяких и невсяких». До сих пор неизвестно, кого он имел в виду, и не было ли добавление этого нежного образа просто штрихом, воспоминанием о ком-то давно виденном.

Если же речь идёт о конкретном человеке, то переворачивается весь смысл стихотворения: и посвящение, и обращение к Джиму является лишь вступлением к последним строчками, к просьбе автора попросить за него прощения «за всё, в чём был и не был виноват». Так ли это, нашло ли это стихотворение своего потаённого адресата, остаётся загадкой. Но отзвук печали, раскаяния, угасшей любви по-особенному украшают произведение, меняя его настрой на возвышенно-лирический.

Размер стихотворения — столь любимый Есениным пятистопный ямб, с неровным ритмическим рисунком и паузами, как нельзя более подходящий для беседы-размышления вслух.

От философствования к простому описанию, от описания — к любовному воспоминанию. Такую амплитуду вместили в себя шесть строф, и название-посвящение вовсе не добавляет ясности вопросу, для чего же они были написаны. Но искренность и безыскусственность этих перепадов, простые, близкие любому человеку (и даже собаке) слова сразу делают стихотворение любимым. Ведь в нём отражается такая непоследовательная, непонятная и открытая душа поэта.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ. », анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина
  • «Край ты мой заброшенный», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Собаке Качалова»

По писателю: Есенин Сергей

Сюжет

Сюжет стихотворения укладывается в несколько предложений.

Лирический герой восхищается собакой своего хорошего знакомого и перечисляет её достоинства. Затем он упоминает о том, что многие гости разделяют его чувства, и, наконец, решается заговорить о девушке, не похожей на прочих.

Она особенно интересует поэта, и он хочет, чтобы Джим лизнул ей при встрече руку, а также попросил прощения за провинности поэта. Это милое романтическое заключение венчает лирический сюжет нотой пронзительной искренности.

Темы и проблемы

Все стихотворение пропитано сожалением. Лирический герой дважды говорит животному «дай лапу на счастье». Он словно отчаянно пытается уцепиться за любую надежду на то, что он сможет снова жить полноценно в гармонии с самим собой. Стих сильно отличается от других произведений позднего Есенина. В нем автор показал свои тяжелые мысли о том, что он заставляет страдать близких людей:

  1. Главная тема стиха — тихое раскаяние за свои поступки, которое лирическому герою стыдно признать, потому он просит собаку попросить прощения за него.
  2. Есенин поднял проблему природы и ее взаимодействия с человеком. Творец описывает ситуацию, в которой животное может утешить его лучше другого собеседника. Люди связаны с природой вокруг себя и потому видят в ней свое отражение. Лирический герой увидел себя в собаке рядом. Он приводит аргументы, что животные гораздо лучше людей и преданней. Они всегда будут любить несмотря на все недостатки, и не предадут ради личной выгоды.
  3. Следующая тема была поднята Есениным неслучайно. Он говорит о сожалении и угрызении совести, поскольку сам чувствовал подобное. Друзья годами рвались помочь поэту отказаться от пьянства и других вредных привычек, но все безуспешно. По всей видимости, Сергей понимал свои недостатки и ему было неловко в очередной раз просить прощения за то, что повторится вновь.
  4. В произведении четко видна проблема одиночества поэта и его страдания. Герой не находит понимания в лице друзей и потому изливает душу псу, которому и посвящает песню.

Ключевая идея — человек, что ответственен за несчастье другого, также несчастен. Есенину хотелось выть на луну, он изливает душу в монологе, поскольку страдает от осознания со своей вины перед некой женщиной и другими близкими людьми.

Поэт не может быть сильнее обстоятельств, ставшими у них на пути, но ему стыдно за всю ту боль, что он принес этой женщине. Но они оба так сильно страдают, что он не в силах самостоятельно к ней подойти.

Композиция

Композиция произведения – линейная, трёхчастная.

Его завязка заключается в просьбе, обращённой к собаке: «Дай, Джим, на счастье лапу мне». Этот любимец московской публики кажется поэту олицетворением счастья, ему хочется прикоснуться к собачьей лапе, словно к волшебному талисману, ведь, как видно, самому герою счастья не хватает.

Далее поэт предлагает псу вместе полаять и затевает с ним задушевный разговор, пытаясь объяснить Джиму, «что такое жизнь».

Развитие действия в 4-м и 5-м четверостишии переносит читателя к мысли о гостях, посещающих дом Качалова.

А затем переходит в кульминационный вопрос:

Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила?

Затем следуют развязка и спад напряжения: поэт, по сути, уже выдал своё чувство к незнакомке, теперь он, словно шёпотом, просит четвероногого друга, передать от него любимой знаки нежной привязанности.

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Собаке Качалова».

Сергей Александрович Есенин — великий русский поэт, обладающий даром чувствовать и выражать истинную красоту. Он мастер своего дела. Его лирика бесценна и способна затронуть сердца миллионов людей.

Нам представлена возможность познакомиться с его стихотворением «Собаке Качалова». Стихотворение написано в форме обращения к собаке Джиму. И если более подробно разбирать данный текст, то можно увидеть, что автор исповедует собаке о случившемся.

Она придет, даю тебе поруку.И без меня, в ее уставясь взгляд,Ты за меня лизни ей нежно рукуЗа все, в чем был и не был виноват.

Из этих строк следует, что основная мысль стихотворения — это страдание по любимой женщине.

Стихотворение «Собаке Качалова» является одним из лучших стихотворений Есенина. В стихотворение автор умело включил элементы и описания, и рассуждения. Рассуждения здесь более интересны, так как автор задумывается над вопросом, который тревожит его сердце. Это своеобразное стихотворение оставляет глубокое впечатление. Интонация стихотворения оставляет глубокое впечатление. Интонация стихотворения разговорная, грустная, с элементами раздумья:

Пожалуйста, голубчик, не лижись.Пойми со мной хоть самое простое.Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

В стихотворении мы видим образ лирического героя, чувства которого просматриваются в тексте. Наш лирический герой обращается к собаке, Джиму, его образ очерчен яркими выразительными мазками («бархатная шерсть», «по-собачьи дьявольски красив», «как пьяный друг, ты лезешь целоваться»).

Атмосфера данного стихотворения довольно спокойная, уравновешенная, она способствует тому, что данное стихотворение есть рассуждение, размышление.

С целью придания тексту большей образности и выразительности автор использует многочисленные эпитеты: «тихая, бесшумная погода»; «хозяин мил и знаменит»; «доверчивая приятца»; «безмолвны и грустны». Яркие метафоры придают своеобразное движение тексту, помогают нам образно создать объем стихотворению: «она придет, даю тебе поруку»; «лизни ей нежно руку»; «Дай Джим, на счастье лапу мне» — это выражение повторяется несколько раз, потому как данная стилистическая фигура является чем-то важным для нашего автора.

Мой милый Джим, среди твоих гостейТак много всяких и невсяких было.Но та, что всех безмолвней и грустней,Сюда случайно вдруг не заходила?

В данном столбике стихотворения присутствует экспрессивная лирика, усиливающая выразительность речи, лексика, выражающая эмоции, чувства. Автор задает вопрос, ожидает услышать ответ, но это всего лишь риторический вопрос.

Стихотворение пропитано своеобразным настроением. Атмосфера является частью неотъемлемого от окружающего, как аккомпанемент к собственным переживаниям и чувствам героя. Своеобразная символика заключилась в часть его переживаний, философского раздумья.

Автор переживает, в то время как сам призывает читателя поразмыслить над этим вечным вопросом. Стихотворение пропитано чувством любви и нежности, в тексте чувствуется какая-то неопределенная легкость, вдохновенье.

К таким стихам мы идем всю нашу жизнь и никогда не исчерпаем их содержания: «бездна пространства» остается бездной.

Художественные особенности

Язык стихотворения максимально приближен к разговорному: «ты по-собачьи дьявольски красив», «как пьяный друг, ты лезешь целоваться», «пожалуйста, голубчик, не лижись», «в её уставясь взгляд».

Чувства Есенина к Джиму передают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «голубчик», «с приятцей».

В тексте стихотворения имеется риторический вопрос, ряд побудительных предложений. Можно сказать, что происходит попытка диалога. Это именно диалог, так как Джим понимает если не слова, то чувства автора, его душевное состояние, внутреннее одиночество.

Повтор обращения «Дай, Джим, на счастье лапу мне» усиливает мысль о том, что поэт смотрит на пса как на чудо, мечтает быть хоть отчасти таким же беспечным и любимым.

Краткая история создания

Текст стихотворения, которое нередко называют по первым строчкам «Дай, Джим, на счастье лапу мне», был написан Сергеем Есениным в 1925 году, ставшим для поэта последним. Некоторые исследователи отмечают, что стих можно даже назвать своеобразным завещанием лирика, его прощанием с читателем. В основу положен реальный факт. Придя в гости к своему другу Василию Качалову, Есенин не застал его дома. Но вместо этого он получил возможность познакомиться с Джимом, псом Качалова.

Питомец, чей образ поэт оживил в стихах, стал его настоящим другом и собеседником, который, казалось бы, понимает все, что ему говорят, но лишен возможности ответить. Период написания текста был очень сложным для Есенина: он переживал жизненный кризис, перестал верить в себя, разочаровался в возлюбленной и друзьях. Пытаясь найти спасение в алкоголе и краткосрочных романах, он лишь глубже погружался в пучину отчаяния.

Исследователям творчества Есенина не удалось установить, какой женщине он посвящает свои проникновенные строки, у кого просит прощения. Большинство полагает, что это Галина Бениславская, искренне любившая поэта и ставшая для него преданной собачкой, которую можно приласкать или прогнать.

Размер, рифма, строфика

Стихотворный размер произведения — пятистопный ямб с вкраплением ямба четырёхстопного в первом четверостишии.

В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ).

Стихотворение состоит из 6 строф: одного пятистишия и пяти четверостиший. Сбивчивая строфика (5 строф в первом четверостишии и по 4 – в остальных) рисует ситуацию спонтанности, будто Джим, ласкаясь, сбивает поэта с толку, не даёт опомниться.

Жанровая специфика

Стихотворение относится к любовно-философской лирике. Проведение анализа «Песни о собаке Качалова» доказывает, что забавное обращение к животному по кличке Джим — это очень серьезный лирический монолог, в котором писатель обнажает свою душу. В философской беседе с питомцем звучат грустные мотивы зависти. Человек не может существовать настолько просто, как животное, всегда его будут угнетать мысли, не давать покоя чувства, в то время как пес живет только инстинктами.

Животное становится самым лучшим собеседником одинокому Есенину, именно Джиму он готов излить свою душу, не опасаясь насмешек или недопонимания. Пес, у которого нет собственного мнения, в итоге оказывается независимым от чужого. Особенность философской лирики (сложный нелинейный сюжет) присуща этому произведению. Постепенно направление меняется, стихотворение наполняется любовной тематикой. Лирический герой не может делиться столь личными переживаниями с людьми, поэтому общается с животным.

По направлению в литературе произведение не относят к имажинизму, который уже перестал интересовать поэта. При этом и к новокрестьянской поэзии текст не имеет никакого отношения. Литературоведы затрудняются в причислении его к какому-либо конкретному направлению.

Размер произведения — пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «тихая бесшумная погода», «милая доверчивая приятца», «бархатная шерсть», «та, что всех безмолвней и грустней»;
  • сравнение: «как пьяный друг, ты лезешь целоваться»;
  • повтор: «Дай, Джим, на счастье лапу мне»;
  • гипербола: «Такую лапу не видал я с роду».
Читайте также:  Закупорка кишечника у собаки после поедания костей признаки

Также можно назвать такой приём, как выделение частного на общем фоне через антитезу: общество «так много всяких и невсяких» противопоставлено той, «что всех безмолвней и грустней». Исключительность этого образа подчёркивается важностью поручения, которое даётся Джиму.

Есенин использует и приём замещения. Он поручает собаке передать признание «без меня», «за меня», надеясь, что Джим окажется счастливее, чем он сам.

С помощью аллитераций («с», «ч», «д», «т») поэт передаёт непосредственность речи, обращённой к Джиму, серьёзность момента, спрятанную под оболочку шутки.

Ассонансы («а», «и», «у», «э») усиливают лирический накал стихотворения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Собаке Качалова.
История написания – Стих написан в 1925 году, и посвящен Джиму – собаке артиста Качалова, с которым поэт находился в хороших отношениях.

Тема стихотворения – Любовь, одиночество, раскаяние.

Композиция – Композиционно произведение делится на три условные части: в первой части лирический герой ведет диалог с собакой, во второй – предается философским размышлениям, в третьей – обращается к любимой женщине.

Жанр – Философская и любовная лирика.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с применением перекрестной рифмовки.

Метафоры – «бархатная шерсть», «бесшумная погода».

Эпитеты – «милая», «доверчивая».

Сравнения – «как пьяный друг».

Актуальность

Актуальность произведения в том, что в нём затронута тема человеческого одиночества и непонятости.

Исповедуясь Джиму, лирический герой просит его о помощи в поиске счастья, гармонии, житейской лёгкости.

В наше время люди общаются мало и редко. Многим кажется, что проще доверить свои мысли домашним питомцам, которые точно не выдадут их, не предадут. К сожалению, наши ожидания часто бывают обмануты, но мир всё-таки полон любви и надежда на неё всегда остаётся.

Средства выразительности

В стихотворении присутствует простая и выразительная разговорная лексика, с которой автор обращается к своему четвероногому другу. Более сложные построения предложений с причастными и деепричастными оборотами появляются при философских размышлениях. Такие приемы делают произведение оформленным, с четкими очертаниями.

Делая анализ стиха о собаке Есенина, важно понять основную мысль произведения, которая состоит в том, что человек, приносящий страдания другим, тоже мучается. Ему хочется повыть с Джимом на луну, такая тоска у него на сердце. Он виноват и просит прощения у неизвестной нам женщины.

Источник



Краткий анализ стихотворения Есенина «Собаке Качалова» по плану

1. История создания

Стихотворение «Собаке Качалова» написано весной 1925 года, после дружеского визита Есенина к актёру Московского художественного театра Василию Ивановичу Качалову.

Этот выдающийся артист исполнял роли героев-интеллектуалов (Чацкого из «Горя от ума», Ивана из «Братьев Кармазовых»). Его любимец доберман Джим привёл поэта в абсолютный восторг.

Вот отрывок из воспоминаний Качалова об этой встрече:

«Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой Есенин потом посвятил стихи.

Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошёл, увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу.

Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что за лапа, я сроду не видал такой».

Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо; когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: «Ах ты, чёрт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи».

Поэт сдержал обещание и опубликовал стихи, посвящённые четвероногому другу в газете «Бакинский рабочий» 7 апреля 1925 года, о чём сообщил Качалову запиской во время пребывания актёра на гастролях в Баку.

Тогда Есенин был болен и очень сожалел, что Василий Иванович не привёз с собой Джима, который бы непременно его исцелил.

Так, в свойственной ему манере, поэт выразил свою всегдашнюю любовь к братьям нашим меньшим.

2. Литературное направление

В период написания стихотворения Есенин формально отошёл от имажинизма и перешёл к реалистической манере письма.

Описание Джима соответствует духу реализма, но сам пафос этого послания – романтический.

3. Род

Стихотворение «Собаке Качалова» — это шедевр дружеской и любовной лирики.

4. Жанр

Небольшое лирическое стихотворение тяготеет к жанру дружеской беседы, а затем — послания.

Есенин не единственный раз использует приём передачи признания через посредника. Так, в его лирике встречается образ «девушки в белой накидке», «для которой был пёс почтальон».

5. Проблематика

Поэт поднимает проблему высочайшего доверия между двумя живыми существами, проблему подлинной дружбы.

Он доверяет Джиму великую тайну, рассказывая ему о своей потаённой любви и поручая попросить за прощения у любимой женщины.

6. Тематика

Основная тема произведения – влюблённость.

Есенин умел ценить каждое проявление жизни: ему нравились красоты природы, умные и нежные женщины, бескорыстно преданные человеку животные.

Поверяя Джиму своё восхищение, поэт посвящает его в любовную тайну, которая окончательно связывает их узами духовного родства.

В то же время это стихотворение об одиночестве. Ведь только тот, кто разочаровался в человеческой преданности, ищет дружбы в мире зверей, ценит и понимает их безмолвную верность.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что дружба человека и зверя может быть не менее крепкой, чем отношения человека с человеком. Это гимн преданной собачьей душе, с первого взгляда полюбившей ласковую и добрую душу поэта.

Дружба с Джимом – что-то естественное и радостное, на что можно положиться в хрупком изменчивом мире.

Джим передаст таинственной гостье всё, о чём робеет сказать поэт, ведь ни одна женщина не устоит против той абсолютной преданности, которая читается во взгляде собаки.

8. Пафос

Стихотворение наполнено восторгом и счастьем неожиданно найденной дружбы.

Мажорная тональность первой части постепенно сменяется минорным воспоминанием о «той, что всех безмолвней и грустней». Кажется, что сердце поэта начинает биться чаще, когда он говорит о ней.

Настроение доверительной нежности завершает стихотворение.

9. Система образов

Стихотворение выстроено вокруг образа Джима. Поэт сравнивает его с «пьяным другом», описывает его характер, повадки, облик.

Особенно много в этих описаниях глаголов: «лезешь целоваться», «каждый… норовит… тебя по шерсти бархатной потрогать», «лизни … руку», что передаёт динамику образа, его витальную силу, живость, стихийность.

Помимо Джима в пространстве стихотворения незримо присутствуют сам поэт, актёр Качалов («хозяин твой и мил, и знаменит»), гости дома и одна особенная гостья, в любви к которой признаётся лирический герой.

Их образы очерчены несколькими словами и кажутся маленькими в сравнении с Джимом. Качаловский пёс – это душа дома, которую безошибочно чувствует Есенин.

10. Центральные персонажи

Споры о том, кому же всё-таки посвящено стихотворение, девушке или псу, ведутся многими есениноведами.

Безусловно, описание Джима занимает львиную долю произведения, а о незнакомке сказано кратко. К тому же, заглавие стихотворения явно отсылает нас к Джиму как к центральному персонажу послания.

И всё же это стихотворение о любви, о чудесном умном посреднике, которому предстоит донести до безмолвной гостьи чувства лирического героя.

В этом «любовном треугольнике» нет конфликта. Напротив, пёс представляет собой живой образ души поэта, столь же преданной, влюблённой, откровенной и обаятельной.

Получается, что Джим – это в какой-то мере двойник поэта, наделённый особыми собачьими полномочиями, его духовный брат-близнец, отзывчивый на доброту и ласку.

11. Лирический герой

Лирический герой называет Джима другом, приятелем.

Во многих своих стихотворениях поэт признаётся, что он «зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове». Ему дорог мир природы, мир естественных и добрых живых существ.

Это говорит о том, что сам лирический герой добр, внимателен к людям и зверям, полон радостной силы («Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»).

Джим и автор похожи, но есть между ними отличие: Джима любят все, а лирический герой одинок. За шуточным приёмом передачи признания через собаку стоит большая человеческая трагедия.

Лирический герой всё же не теряет надежду на то, что, взглянув в глаза собаки, любимая поймёт бессловесное признание.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения укладывается в несколько предложений.

Лирический герой восхищается собакой своего хорошего знакомого и перечисляет её достоинства. Затем он упоминает о том, что многие гости разделяют его чувства, и, наконец, решается заговорить о девушке, не похожей на прочих.

Она особенно интересует поэта, и он хочет, чтобы Джим лизнул ей при встрече руку, а также попросил прощения за провинности поэта. Это милое романтическое заключение венчает лирический сюжет нотой пронзительной искренности.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная, трёхчастная.

Его завязка заключается в просьбе, обращённой к собаке: «Дай, Джим, на счастье лапу мне». Этот любимец московской публики кажется поэту олицетворением счастья, ему хочется прикоснуться к собачьей лапе, словно к волшебному талисману, ведь, как видно, самому герою счастья не хватает.

Далее поэт предлагает псу вместе полаять и затевает с ним задушевный разговор, пытаясь объяснить Джиму, «что такое жизнь».

Развитие действия в 4-м и 5-м четверостишии переносит читателя к мысли о гостях, посещающих дом Качалова.

А затем переходит в кульминационный вопрос:

Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Затем следуют развязка и спад напряжения: поэт, по сути, уже выдал своё чувство к незнакомке, теперь он, словно шёпотом, просит четвероногого друга, передать от него любимой знаки нежной привязанности.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения максимально приближен к разговорному: «ты по-собачьи дьявольски красив», «как пьяный друг, ты лезешь целоваться», «пожалуйста, голубчик, не лижись», «в её уставясь взгляд».

Чувства Есенина к Джиму передают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «голубчик», «с приятцей».

В тексте стихотворения имеется риторический вопрос, ряд побудительных предложений. Можно сказать, что происходит попытка диалога. Это именно диалог, так как Джим понимает если не слова, то чувства автора, его душевное состояние, внутреннее одиночество.

Повтор обращения «Дай, Джим, на счастье лапу мне» усиливает мысль о том, что поэт смотрит на пса как на чудо, мечтает быть хоть отчасти таким же беспечным и любимым.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворный размер произведения — пятистопный ямб с вкраплением ямба четырёхстопного в первом четверостишии.

В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ).

Стихотворение состоит из 6 строф: одного пятистишия и пяти четверостиший. Сбивчивая строфика (5 строф в первом четверостишии и по 4 – в остальных) рисует ситуацию спонтанности, будто Джим, ласкаясь, сбивает поэта с толку, не даёт опомниться.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «тихая бесшумная погода», «милая доверчивая приятца», «бархатная шерсть», «та, что всех безмолвней и грустней»;
  • сравнение: «как пьяный друг, ты лезешь целоваться»;
  • повтор: «Дай, Джим, на счастье лапу мне»;
  • гипербола: «Такую лапу не видал я с роду».

Также можно назвать такой приём, как выделение частного на общем фоне через антитезу: общество «так много всяких и невсяких» противопоставлено той, «что всех безмолвней и грустней». Исключительность этого образа подчёркивается важностью поручения, которое даётся Джиму.

Есенин использует и приём замещения. Он поручает собаке передать признание «без меня», «за меня», надеясь, что Джим окажется счастливее, чем он сам.

С помощью аллитераций («с», «ч», «д», «т») поэт передаёт непосредственность речи, обращённой к Джиму, серьёзность момента, спрятанную под оболочку шутки.

Ассонансы («а», «и», «у», «э») усиливают лирический накал стихотворения.

17. Значение произведения

Стихотворение «Собаке Качалова» очаровывает каждого, кто прикасается к есенинской лирике, своей искренностью, непосредственностью и глубиной.

Оно рушит границы светской условности и рассказывает людям о подлинных ценностях: дружбе и любви. Поэт призывает смотреть не на оболочку, а на суть явления, его живую душу.

18. Актуальность

Актуальность произведения в том, что в нём затронута тема человеческого одиночества и непонятости.

Исповедуясь Джиму, лирический герой просит его о помощи в поиске счастья, гармонии, житейской лёгкости.

В наше время люди общаются мало и редко. Многим кажется, что проще доверить свои мысли домашним питомцам, которые точно не выдадут их, не предадут. К сожалению, наши ожидания часто бывают обмануты, но мир всё-таки полон любви и надежда на неё всегда остаётся.

19. Моё отношение

Я просто обожаю стихотворение «Собаке Качалова». С него началось моё знакомство с лирикой Есенина.

Прочитав данное произведение, я понял(а), что автор – человек тончайшей души, добрый и чуткий. Мне захотелось прочитать всё, что он написал. Есенин предстаёт в этом стихотворении живым и трогательным, так что не любить его просто невозможно.

20. Чему учит

Стихотворение учит дружбе и открытости, любви ко всему живому.

Источник